на главную страницу

5 Июля 2007 года

Мировая политика

Четверг

Россия — США:
учитывать интересы друг друга

Виктор РУЧКИН.



Российские и иностранные эксперты продолжают комментировать итоги состоявшегося в начале июля российско-американского саммита. Новые предложения России по противоракетной обороне, как пишет, например, влиятельная газета «Вашингтон пост», застали президента США Джорджа Буша и его помощников врасплох. Российский президент «преподнес Бушу сюрприз», отмечает издание.

     В ходе этой встречи, напомним, большое внимание было уделено намерению США разместить элементы своей системы противоракетной обороны в странах Восточной Европы. Президент России выступил с новой инициативой по ПРО. Одним из главных итогов переговоров российского и американского лидеров стало предложение В. Путина использовать совместно с США не только РЛС в Габале (Азербайджан), но и новую станцию, строящуюся на юге России. Глава российского государства также предложил создать в Москве и Брюсселе центры обмена информацией о ракетных пусках.
     «Прошедшая встреча президентов России и США показала, что личные отношения между двумя высшими руководителями весьма важны», – заявил в беседе с корреспондентом «Красной звезды» председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, бывший секретарь Совета безопасности РФ академик РАН Андрей Кокошин. По его мнению, это обеспечило то, что весьма сложные вопросы двусторонних отношений, международной безопасности обсуждались на данной встрече предметно и конструктивно. «Российско-американский саммит показал, что американской «моносверхдержаве» во все большей степени приходится считаться с позицией России, развивающейся как современная великая держава», – заявил он.
     Парламентарий обратил внимание на то, что во встрече принимал участие экс-президент США Джордж Буш-старший, который связан прежде всего с традиционными консервативными республиканцами. Последние не разделяют высокоидеологизированный подход неоконсерваторов, доминировавших до последнего времени во влиянии на политику администрации Буша-младшего.
     Касаясь американских планов развития ПРО, академик Кокошин отметил, что к планам развития ПРО в том варианте, который продвигает нынешняя республиканская администрация, имеется весьма критическое отношение значительной части и американского «политического класса», и экспертного сообщества в США. По его словам, «все больше вопросов американская ПРО в ее нынешнем виде вызывает у многих союзников США по НАТО в Европе», поэтому мы не имеем здесь дело с каким-то «западным монолитом» по проблеме ПРО.
     «Варианты ПРО ограниченного пред
     назначения могут иметь самую различную конфигурацию, и эти различия имеют огромное значение для реальных вопросов обеспечения нашей национальной безопасности, обеспечения стратегической стабильности как на региональном, так и на глобальном уровне», – считает Кокошин. Как подчеркнул он, «различия между формулами ПРО администрации Клинтона и администрации Буша-младшего весьма значительны».
     «Колеса истории еще провернутся, - заметил парламентарий. – Мы вполне можем увидеть со стороны США иной подход к проблеме ПРО и проблеме обеспечения стратегической стабильности в целом». Имея дело со все более заметными отрицательными последствиями высокоидеологизированной внешней политики последних лет, администрации США приходится все чаще обращаться к идеям и формулам поведения в духе Realpolitic. Во всяком случае, об этом все чаще говорят видные представители американского внешнеполитического истэблишмента как в республиканской, так и в демократической партии.
     По мнению Кокошина, администрации США так или иначе приходится учитывать возрастающие вес и влияние как России, так и ряда других субъектов мировой политики и экономики, находящихся за пределами контролируемых США альянсов, особенно Китая и Индии, а также сложившуюся далеко не в пользу США ситуацию в большинстве стран Латинской Америки. Все более сложной становится ситуация в Ираке и Афганистане.
     У России и США, сказал депутат, имеется ряд общих, совпадающих и параллельных интересов в современной мировой политике, которые требуют по-настоящему взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. Но этому сотрудничеству препятствуют те действия американской стороны, которые не учитывают законные интересы безопасности, экономические интересы и интересы России как современной великой державы, особенно в странах СНГ, в Восточной и Центральной Европе.
     «Такого рода встречи на высшем уровне весьма полезны, просто необходимы, особенно когда имеется немало разногласий по вопросам мировой политики», – подчеркнул академик Кокошин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex