на главную страницу

5 Июля 2007 года

Культура

Четверг

А журавли все летят…

Ирина ПАВЛЮТКИНА.



Международный московский кинофестиваль, который только что завершился в столице, был предъюбилейным, 29-м по счету. И ощущение от него осталось как от некой предварительной репетиции будущей кинофеерии. Кажется, что именно 30-й кинофорум даст самый мощный импульс развитию российской кинокультуры. Открытие нынешнего ММКФ было посвящено 50-летию картины «Летят журавли» с вручением ее главным героям – актерам Татьяне Самойловой и Алексею Баталову – приза «За заслуги в кинематографе». Это тот случай, когда сомневающихся в этих заслугах нет.

     Некогда бытовало отношение к московскому кинофоруму, как к прямой дороге в мировой кинематограф. После тяжких для нашей культуры времен, когда государство финансировало в год съемки всего одной картины, вроде бы пришла пора говорить чуть ли не о новом расцвете отечественного кино. Но зрителю мало бравурных реляций о том, что сейчас снимаются до полутораста фильмов в год. На экранах, в кинопрокате их в разы меньше. Корень проблемы ищут в непрофессиональной прокатной политике. Так ли это, гадать не будем. Но если читатели «Красной звезды» пришлют в редакцию свои версии и прогнозы о развитии важной культурной составляющей страны – кино, то постараемся предоставить им слово. Если же говорить о перспективах в аспекте фестиваля, то в конкурсе с таким же устремленным в будущее названием победила картина латвийского режиссера Юриуса Поскуса «Монотонность». За 10 тысяч метров пленки, которые полагаются победителю для съемок следующей ленты, в этом конкурсе сражались 10 фильмов.
     Приз Международной федерации кинокритиков «ФИПРЕССИ» остался в России. Его получила российский режиссер Лариса Садилова за ленту «Ничего личного». В фильме все случайно. Но каждый миг жизни тонко показан с жестоким значением его необратимости.
     Не всегда вручение приза зрительских симпатий обещает занесение этих фильмов на скрижали киноистории. На этот раз зрители высоко оценили сразу две киноленты. Весьма интересную итальянскую «Незнакомку» снял режиссер Джузеппе Торнаторе. Захватывающее сочетание мелодрамы с триллером. Кстати, Торнаторе назван на ММКФ за этот фильм лучшим режиссером. Приз ему вручал Эмир Кустурица. Принимая приз, Джузеппе сказал, что посвящает победу питерской актрисе Ксении Раппопорт, сыгравшей в картине главную роль. Французская лента «Мольер» (реж. Лоран Тирар), приглянувшаяся москвичам, позволила жюри объявить лучшим актером фестиваля француза Фабриса Лукини. За лучшую женскую роль приз получила венгерская актриса Кирсти Стубо, героиня фильма «Опиум» (Венгрия–Германия–США, реж. Янош Сас).
     Нынешний кинофорум заслуживает признательности уже за то, что он позволил увидеть как никогда много фильмов на русском языке и в основном конкурсе, и в традиционных кинопрограммах. В основной программе из 20 фильмов, претендующих на награды, от России было три. Но нашей страны касались также израильская лента «Дети СССР», грузинская - «Русский треугольник». Этот фильм о трагедии чеченской войны жюри кинофестиваля отметило специальным призом. В нем, как всегда блистательно, сыграли и Константин Хабенский, и Артем Ткаченко. В украинской мелодраме «У реки», той самой реки, которая, по замыслу создателей, забирает из настоящего в прошлое целые эпохи, играют Нина Русланова, Марина Полицеймако, хорошо известные российскому зрителю. Космическую по осознанию людьми своего одиночества картину сняла ученица Киры Муратовой режиссер Ева Нейман.
     В фестивальной программе Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов» тоже прослеживается «русский» след. Эти традиционные показы ММКФ представляют новейшие тенденции развития кинематографического языка. Оказывается, в нем много русских акцентов. Вот фильм «Жизнь других» (Германия). Восточный Берлин. Пять лет до падения Берлинской стены... Картина «Импорт/экспорт» (Австрия). О судьбе украинской медсестры, которая покидает семью и отправляется в поисках лучшей жизни на Запад. Для знаменитого австрийского документалиста Ульриха Зайдля это второй игровой фильм. Первый, «Собачья жара», был в нашем прокате. 6 лет назад режиссер получил за него Гран-при в Венеции. Нынешняя работа интересного режиссера не столь впечатляюща.
     Свои работы на ММКФ показывали также режиссеры Франции, США, Дании, Турции, Германии, Финляндии, Польши, Италии, Венгрии, Китая, Японии и Греции.
     Обычно на столичный кинофорум традиционно высаживается солидный десант актеров, режиссеров, кинодеятелей. На этот раз из хорошо известных российской публике звезд мирового кинематографа в Москве появились Франсуа Озон с лентой «Ангел», премьерный показ которой вошел в программу «Гала-премьеры», Эмир Кустурица, чей фильм «Завет» открывал кинофестиваль. «Завет» затрагивает общечеловеческие ценности, которые можно объединить словами «гимн экологии». Экологии души. По словам Кустурицы, он снимал картину о людях, которые к чему-то стремятся. Если человек живет в гармонии с природой, то живет он не только для себя, но и для мира. Эмир Кустурица дал еще один посыл к восприятию своей работы: «Это мой частный поклон знаменитому Довженко».
     Побывал в Москве и Клод Лелюш с картиной, которая закрыла фестиваль, - «Железнодорожный роман». На этот раз автор знаменитой работы «Мужчина и женщина» показывает пути, которые соединяют влюбленных и сулят разлуку. Он переплетает эти пути замысловатыми сюжетными линиями, играя на чувствах героев и зрителей калейдоскопом жанров. Завершенность задуманного Лелюш подчеркивает снайперским выбором актеров на главные роли: Фанни Ардан и Доминик Пинон. Этим, пожалуй, сказано все об уровне картины: новая классика мирового кино. Виртуозной операторской работой в этой картине восхищались в кулуарах признанные профессионалы. Тем, видимо, приятнее было получить из рук Клода Лелюша приз имени Станиславского «Я верю» за выдающееся актерское мастерство, традиционно вручаемый на ММКФ лучшим, известному польскому актеру Даниэлю Ольбрыхскому.
     …Фильмы, показываемые на ММКФ, как всегда, обещают глубже раскрыть загадочную русскую душу. На этот раз режиссер Сергей Бодров-старший пошел в этом направлении нестандартным путем. Он снял картину о Чингисхане. Фильм называется «Монгол» (Россия–Германия–Казахстан). Режиссер попытался обрисовать не только личность великого полководца. Он, кажется, руководствовался утверждением, что «потри русского – получишь татарина». То бишь монгола. Фильм в России покажут в сентябре.
     Лучшей же конкурсной картиной основной программы фестиваля стала российская лента «Путешествие с домашними животными» режиссера Веры Сторожевой. Главные роли в фильме-победителе сыграли Ксения Кутепова и Дмитрий Дюжев. Сторожеву наш зритель знает по фильмам «Небо. Самолет. Девушка» и «Греческие каникулы».
     На снимке: Режиссер Вера СТОРОЖЕВА с главным призом ММКФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex