на главную страницу

7 Июля 2007 года

Армия и общество

Суббота

У СЕРЖАНТА РОЛЬ ОСОБАЯ,

уверен заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе –
начальник управления воспитательной работы
генерал-майор Виктор БАТМАЗОВ

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.




     В этом году завершается реализация федеральной целевой программы по переводу на контракт ряда соединений и воинских частей. В рамках ее выполнения в Сухопутных войсках на должностях сержантов и солдат проходят военную службу по контракту более 100 тыс. человек. Уже 60 соединений и воинских частей полностью укомплектованы этой категорией военнослужащих. Сегодня очевидно: части, укомплектованные добровольцами, показывают лучшие результаты в боевой подготовке, демонстрируют более высокий уровень дисциплины.
     В настоящее время во всех военных округах ведется большая работа по обустройству воинских частей постоянной готовности: вводятся в эксплуатацию новые общежития, учебные корпуса, столовые, объекты социальной инфраструктуры, ведется строительство и реконструкция полигонов, войсковых стрельбищ, огневых городков, танкодромов и других объектов.
     Уровень развития военной техники также не стоит на месте. Идет активное перевооружение и оснащение воинских частей Сухопутных войск новыми образцами вооружения и военной техники, обслуживание которых требует высокого мастерства от каждого воина, входящего в отделение, расчет, экипаж.
     Эти требования особенно актуальны в отношении младших командиров. Маршал Советского Союза В.К. Блюхер справедливо писал: «Кто такой младший командир? Это ближайший командир и воспитатель бойца. Эту обязанность может выполнить только полноценный командир своего отделения, расчета. Только грамотный младший командир». Оценка не утратила своего актуального значения.
     Сейчас в Сухопутных войсках проходят службу свыше 40 тысяч сержантов, из них половина – в частях постоянной готовности. Они являются непосредственными организаторами обучения и воспитания подчиненных, от них во многом зависит уровень боевой подготовки, дисциплины и морально-психологического состояния личного состава подразделения.
     Современные реалии выдвигают на передний план новые требования к общей профессиональной подготовке военнослужащих и в первую очередь к сержантскому составу. Вместе с тем система их подготовки со времен Советского Союза практически не претерпела каких-либо изменений и имеет прежние проблемы и недостатки.
     Следует отметить, что комплектование должностей младших командиров военнослужащими по контракту принесло положительные результаты. Количество преступлений, совершенных сержантами, сократилось на 12 процентов, в том числе на треть снижено количество случаев применения сержантами насилия в отношении подчиненных.
     Стержневым направлением в деятельности должностных лиц по работе с сержантским составом, укреплению среди них воинской дисциплины является повышение нравственного облика сержанта, его личной примерности в исполнении служебных обязанностей. Мы должны самым решительным образом искоренять грубость и непрофессионализм сержантского состава в работе с подчиненными. Без этого ситуацию с неуставными взаимоотношениями не преломить. Прежний опыт и современная практика свидетельствуют, что при сокращении срока военной службы по призыву до 18 месяцев, а затем до 12 месяцев без эффективной профилактической работы нельзя достичь здорового морально-психологического климата в воинских коллективах.
     Поэтому требуется не на словах, а на деле поднять роль сержантского состава в воспитании подчиненных. Именно эту цель ставило перед собой I Всеармейское совещание сержантов и старшин Вооруженных Сил РФ, прошедшее в мае этого года.
     Главное, надо всем нам осознать, что хороший сержант начинается с качественного отбора, выявления лидерских качеств и организаторских способностей человека. Звание и должность сержанта у нас должны стать профессией на долгую перспективу.
     При отборе военнослужащих на контракт должна быть своеобразная «госприемка» со стороны должностных лиц. А это военные комиссариаты, командиры воинских частей, начальники штабов, психологи, медицинские работники, которые должны нести ответственность за каждого отобранного кандидата, и должен быть спрос за некачественный отбор людей на службу по контракту. Безнаказанность рождает повторный брак в работе. Именно этого допустить нельзя. Лучше, чем где-либо, данная работа организована и проводится в войсках Московского, Сибирского и Приволжско-Уральского военных округов.
     Необходимо признать, что причины недостаточно эффективной работы сержантского состава коренятся в ныне существующей системе отбора, подготовки и организации деятельности младших командиров.
     Понятно, что изначально нормативно-правовая база готовилась в основном под призывной принцип комплектования Вооруженных Сил. Сержантский состав на законодательном уровне не отнесен к командному, начальствующему составу и, как следствие, на практике во многом растворился в общей массе рядовых военнослужащих.
     Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» сержанты и старшины включены в одну категорию военнослужащих вместе с рядовыми. Образно говоря, на философии однообразного подхода к сержантам и рядовым построена вся нынешняя система сержантского корпуса. Необходима законодательная инициатива по выделению сержантов в отдельный институт военнослужащих как младших командиров либо объединение их в категорию «сержанты, старшины, прапорщики и мичманы». И, положив это в основу, начать практические шаги по формированию младшего командного состава. Министром обороны Российской Федерации это предложение одобрено.
     Последствиями практики, сложившейся при призывной системе комплектования, является и то, что сержанты у нас - зачастую начальники по принуждению и по случайному выбору, они неэффективны, ненадежны, и без непосредственного контроля и присутствия офицеров хороших результатов в работе не показывают. К сожалению, такой подход медленно преодолевается и при подборе сержантов по контракту.
     Законодательством также не предусмотрено снижение в воинских званиях сержантов, проходящих военную службу по контракту, за несоответствие должностным требованиям и правонарушения. А необходимость хотя бы такого дисциплинарного взыскания как средства воздействия имеется.
     В настоящее время необходимо проведение комплексных мер на всех уровнях военного управления по формированию обновленного института младших командиров. Основными целями этой работы должны являться:
     - более четкое разграничение функций и ответственности между сержантами и офицерами;
     - повышение роли и значения сержантов в обучении и воспитании личного состава на основе развития у них профессионализма, командирских навыков и персональной ответственности за подчиненных;
     - усиление роли сержантов в укреплении воинской дисциплины и организованности личного состава в процессе повседневной деятельности подразделений;
     - возложение функций и личной ответственности на сержантов за состояние, эксплуатацию, сохранность вооружения и военной техники, материальных средств, закрепленных за подразделениями;
     - сосредоточение усилий офицеров на подготовке и слаживании подразделений, повышении личной профессиональной подготовки, упорядочение их служебного времени.

     Но главным является то, что в результате сержантский состав должен приобрести новый облик: стать более подготовленным в профессиональном плане, способным обучать и воспитывать подчиненных, показывать пример ревностного исполнения воинского долга. Быть на деле представителями власти, самостоятельно осуществлять предоставленные полномочия и нести личную ответственность за результаты исполнения обязанностей.
     Важнейшими мероприятиями являются укомплектование всех сержантских должностей военнослужащими-контрактниками; продолжение работы по повышению привлекательности военной службы в учебных частях, в том числе по более эффективному использованию дифференцированной надбавки к денежному довольствию за особые условия боевой подготовки в зависимости от срока службы военнослужащих, занимаемой ими должности, введению льгот на предоставление служебного жилья.
     Главным командованием Сухопутных войск переработаны программы боевой подготовки и подготовки специалистов, где делается особый акцент на подготовку сержантов, в том числе по изучению проблем лидерства, педагогических и психологических аспектов руководства подчиненными, вопросов конфликтологии, поддержания правопорядка и воинской дисциплины.
     По моему глубокому убеждению, нужно начать разработку положения о сержантах Вооруженных Сил РФ, его апробацию, а затем ввести его в действие приказом министра обороны.
     Предварительная работа над структурой и содержанием положения о сержантах (старшинах) выявила неурегулированность ряда вопросов, находящихся в компетенции центральных органов военного управления. Назову некоторые из них. Требует уточнения и изменений порядок отбора и комплектования сержантских должностей, назначения на должности и перемещение по службе, аттестования. То же касается вопросов прав, обязанностей, служебного времени и времени отдыха, ведения личных дел и ряда других.
     Полагаю необходимым использовать и наш хороший отечественный опыт. У нас был институт сверхсрочников. Так, в Группе советских войск в Германии доля сверхсрочников - командиров танков и механиков-водителей - составляла до 50 процентов. Все они были специалистами 1-го класса и мастерами военного дела. Для них военная служба была делом всей жизни.
     Необходим также ряд мер воспитательного, правового и организационного характера. Назову некоторые предложения, над которыми мы работаем и которые внедряем в практику.
     Прежде всего, это развитие и внедрение традиций сержантского корпуса с целью формирования корпоративной этики и морали, выделения сержантов из общей солдатской среды в качестве ответственного младшего командного состава. В этом направлении правомерна постановка вопроса об издании журнала «Сержанты и старшины ВС РФ» (прежде, напомню, издавался журнал для прапорщиков и мичманов «Знаменосец»), организации цикла публикаций и передач с целью пропаганды истории и традиций сержантов России, распространения боевого и передового опыта, методических рекомендаций для сержантов.
     Чтобы поставить сержанта-контрактника в «позицию начальника» по отношению к рядовым, важно проработать и внедрить комплекс мер правоприменительного характера. Что именно нужно сделать? Продолжить избранную линию на ужесточение требовательности и ответственности за объективность и своевременность докладов о правонарушениях, начиная от звена командиров отделений и им равных. Привлекать к ответственности (вплоть до уголовной) сержантов по контракту за непринятие мер, сокрытие и наступление тяжких последствий, особенно по правонарушениям на почве насилия над личностью подчиненных им военнослужащих, совершенных в их присутствии или по должностной халатности.
     Не менее важна организация работы с сержантами в воинских частях и подразделениях. Как бы хорошо ни готовили сержантов в учебных частях, их становление и развитие в качестве младших командиров возможно только при непрерывной целенаправленной работе с ними непосредственно в подразделениях.
     Нужно учить офицеров этой работе, преодолеть бытующую «потребительскую психологию», что им пришлют готовых сержантов. Да, сержанту даются знания, навыки и умения в учебных центрах, но развивать и совершенствовать их командирские качества должны на практике по месту службы. Для этого нами готовится примерная методическая система подготовки и работы с сержантами в воинской части.
     Таковы основные предложения и направления нашей работы с сержантами. Но это только начало большого пути, который нам неизбежно придется пройти.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex