на главную страницу

11 Июля 2007 года

Планета людей

Среда

Европу манит Восток

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В Брюсселе 21—23 июня состоялся саммит глав государств и правительств Евросоюза, на котором была утверждена стратегия Евросоюза по сотрудничеству с Центральной Азией до 2013 года. Принятие такого документа еще раз подтвердило заинтересованность западноевропейских государств в укреплении своих геополитических позиций в регионе, который входит в сферу жизненных интересов России. Страны Старого Света, правда, интересуют прежде всего природные ресурсы бывших советских республик Средней Азии и примыкающего к этому региону Казахстана. Речь об усилении там западноевропейского военно-политического влияния пока не идет, по крайней мере на нынешнем этапе.


     ПЕРВОНАЧАЛЬНО общеевропейская стратегия развития отношений со странами Центральной Азии была рассмотрена в апреле с.г. на заседании министров иностранных дел Евросоюза. В документе, разработанном при непосредственном участии верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы, на первом плане находятся такие вопросы, как укрепление демократических институтов, законности и соблюдение прав человека, сотрудничество в сфере образования, экологии, транспорта и энергетики, борьба с вызовами безопасности, включая содействие в охране границ, противодействие преступности и наркомафии. Евросоюз намерен при этом оказать центральноазиатским странам целевую финансовую помощь – заметим, в относительно скромных размерах (750 млн. евро).
     Содействие европейских стран бывшим советским республикам в адаптации к новым экономическим и социально-политическим реалиям и в налаживании их жизнеустройства по европейской модели ничего предосудительного само по себе не имеет. В обстановке, когда экстремистские силы исламской ориентации пытаются навязать странам Центральной Азии политику, ведущую их фактически в средневековье, они нуждаются в поддержке для сохранения светского характера своей государственности. Тем более что в 1990-е годы Россия весьма пассивно наблюдала за происходящим на постсоветском пространстве и национальным элитам, нежданно для себя обретшим политическую независимость от Москвы, самостоятельно пришлось преодолевать колоссальные трудности, которые повлек за собой распад СССР.
     Укрепление демократических институтов в странах Центральной Азии и развитие там гражданского общества угрозы для России в общем-то не несет. Бесспорно, что возникновение жизнеспособной демократической системы в странах Центральной Азии снизит риск распространения в этом регионе радикальных неоисламистских идейных течений. Центральноазиатским странам требуется поддержка в первую очередь именно в противодействии распространению экстремизма под религиозными лозунгами и в борьбе с транзитом афганских наркотиков. Это отвечает интересам национальной безопасности России. Ведь захват власти в республиках региона экстремистскими силами превратит их в плацдарм для подрывной деятельности против России на Северном Кавказе и в Поволжье.
     В БРЮССЕЛЕ учитывают, что активность ЕС в этой зоне постсоветского пространства весьма чувствительна для России, привыкшей с XIX века рассматривать регион как свою сферу влияния. Не случайно Хавьер Солана, комментируя корреспонденту ИТАР-ТАСС утвержденную стратегию Евросоюза по сотрудничеству с Центральной Азией, отметил, что Брюссель нацелен на сотрудничество с РФ в Центральной Азии: «ЕС не рассматривает международную политику как поле для конкуренции. Мы настроены на взаимодействие и верим, что у нас есть множество направлений, измерений и возможностей для сотрудничества с Россией в этом регионе».
     Примерно так же высказался глава германского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер. «Мы видим, что Россия и Китай активно работают с этим регионом. США, Япония и Турция тоже налаживают отношения с ним, – заявил он. – Представляется правильным, чтобы в этой ситуации Европа также приложила усилия для повышения уровня сотрудничества со странами региона».
     Германский дипломат не стал скрывать, что в ЕС видят важную роль Центральной Азии как источника углеводородов, где сосредоточено не менее пяти процентов мировых запасов углеводородов. Поэтому, наверное, значительная часть пакета целевой помощи в 750 млн. евро предназначена именно для проектов модернизации энергетической и транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Идеей фикс Евросоюза является диверсификация источников энергии и способов их доставки, что в понимании Брюсселя означает прокладку новых трубопроводных маршрутов транспортировки нефти и природного газа в обход России.
     НЕКОТОРЫХ успехов на этом направлении Евросоюзу уже удалось добиться. Введен в эксплуатацию нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (средиземноморский порт Турции). По нему на мировой рынок будет поступать до 50 млн. тонн азербайджанской и казахстанской нефти. Начал функционировать газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум, по которому «голубое топливо», добываемое на азербайджанском месторождении «Шах Дениз» на шельфе Каспия, стало поступать с июля с.г. в газовую систему Турции (на первом этапе будет получать до 6 млрд. кубометров). Возможности месторождения позволяют добывать на нем 12 млрд. кубометров газа в 2012—2013 годах, а к 2015 году - до 20 млрд.
     Этот газопровод должен стать звеном трубопроводной системы, по которому «голубое топливо» Центральной Азии будет поступать через Турцию в Европу. Речь идет о проекте транскаспийского газопровода «Набукко». Еще год назад, в июне 2006 года, министры пяти стран, по территории которых пройдет западная часть нового газопровода (Турция, Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия), и еврокомиссар ЕК по энергетике Андрис Пиебалгс подписали соглашение по этому вопросу.
     Наша справка. Протяженность газопровода составит 3,3 тыс. километров. Стоимость проекта – 4,6 млрд. евро. Начало эксплуатации – 2012 год. Пропускная способность – 25—31 млрд. кубометров газа в год. Наполнение – природный газ из Туркмении, Казахстана и Азербайджана. «Набукко» должен стать одним из 4–5 новых трубопроводов, которые в Евросоюзе намерены построить в ближайшие 20 лет для обеспечения своей энергобезопасности.
     Финансирование проекта «Набукко» намерен взять на себя Евросоюз. Но окончательного решения пока не принято. Оно будет, видимо, принято к весне 2008 года. Пока что Евросоюз предложил Туркмении всего 1,7 млн. евро на разработку технико-экономического обоснования проекта.
     Не отрегулированы и некоторые юридические вопросы. Предполагается получить от Еврокомиссии для «Набукко» специальный привилегированный статус, чтобы исключить доступ к ней других поставщиков газа по фиксированным транзитным тарифам (например, российского «Газпрома»). От России, заметим, чиновники Евросоюза требуют обратного: допустить к ее экспортным трубопроводам всех потенциальных поставщиков углеводородного сырья в ЕС на равной основе. Можно предположить, что «Набукко» под предлогом его высокой стратегической ценности для всего Евросоюза получит особый статус.
     РОССИЯ пока сдержанно относится к идее транскаспийского трубопровода. Известны публичные высказывания главы «Газпрома» Алексей Миллера по этому вопросу. Из них можно понять, что российский газовый гигант не рассматривает «Набукко» как альтернативу Южноевропейскому газопроводу (совместный проект «Газпрома» и итальянской «Эни» «Южный поток»), о прокладке которого было объявлено в прошлом месяце. По его словам, если «Набукко» экономически обоснован и имеет соответствующую ресурсную базу, ему ничто не может помешать. «Газпром», отметил Миллер, «в будущем мог бы войти в состав участников «Набукко».
     В этом же духе высказался и один из руководителей проекта «Набукко» вице-президент компании «Nabucco Gas Pipeline International» Иоганн Галлисти. Он утверждал, что «Газпром» может получить предложение поставлять газ по планируемому транскаспийскому трубопроводу, так как более половины его пропускной способности будет продано третьим лицам (15 млрд. кубометров будут распределены между пятью компаниями-участницами его строительства). Остальные 16 млрд. кубометров свободных мощностей до конца 2007 года будут предложены другим инвесторам.
     Подобная двойственная позиция инициаторов создания «Набукко» (разговоры о его особом статусе и в то же время намеки на допуск к нему «Газпрома») объясняются тем, что в штаб-квартире Евросоюза не уверены в возможности наполнить трубопровод без участия России, которая проводит с 2000 года - после избрания главой государства В.В. Путина - активную политику восстановления своих политических и экономических позиций в Центральной Азии.
     В этом году РФ, как известно, удалось сделать важный шаг в развитии энергетического сотрудничества с бывшими советскими республиками Средней Азии. При личном участии В.В. Путина были достигнуты договоренности о развитии газотранспортной системы в этом регионе, что позволит существенно увеличить объемы «голубого топлива», которое станет поступать в Россию и далее в страны ЕС. К 1 сентября будет подготовлено к подписанию межправительственное соглашение по строительству прикаспийского газопровода (Казахстан, РФ, Туркмения) и реконструкции действующей газотранспортной системы (эти три страны плюс Узбекистан). Прикаспийский трубопровод, пропускная способность которого на первом этапе составит 10 млрд. кубометров газа, станет, по выражению главы правительства РФ Михаила Фрадкова, «главной артерией России в Каспийском регионе».
     Наша справка. Изначально идея прикаспийского газопровода из Туркмении в Россию была выдвинута ныне покойным президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым, заявившим после подписания в Москве 25-летнего газового соглашения (10 апреля 2003 г.) о недостаточной мощности существующего северного трубопровода САЦ-4 (Средняя Азия – Центр), проходящего по восточной Туркмении и территориям Узбекистана и Казахстана. Новый трубопровод он предложил провести вдоль каспийского побережья - 360 км по туркменской территории и еще около 150 км по территории Казахстана - с тем, чтобы состыковаться с существующим газопроводом в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе.
     Прикаспийский газопровод не вписывается в геоэкономические замыслы ведущих западных государств, которые предпочитают, чтобы основные потоки углеводородного сырья из Центральной Азии шли по подконтрольным им маршрутам в обход России. Но, в конечном счете, для крупнейших финансовых центров Запада, контролирующих мировой рынок энергоресурсов, это все же не столь значимо, пока Россия остается приверженной ценностям рыночной экономики и встроена в систему стремительно глобализирующейся мировой экономики.
     В начале июня заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза заявил журналистам в Баку, что не считает проект прикаспийского трубопровода альтернативой проекту «Набукко». Как сказал он, «прикаспийский трубопровод не повлияет на проект «Набукко», это разные вещи». С его точки зрения, достигнутое Москвой соглашение с Казахстаном и Туркменией по проекту строительства прикаспийского газопровода «просто говорит о контрактах между Россией и Туркменистаном о месторождениях, которые уже находятся под контрактом для России». «Мы же, - отметил Брайза, - говорим о других месторождениях на западе Туркменистана и Казахстана».
     Симптоматично также, что англо-голландская нефтегазовая компания «Шелл» неожиданно, на первый взгляд, положительно отнеслась к договоренности между Россией, Казахстаном и Туркменией о строительстве прикаспийского трубопровода. «Сегодня мы видим начало развития нового сценария для центральноазиатского газа. Это положительно скажется на ситуации с поставками газа в Казахстане, России, и, я надеюсь, в Европе тоже», - заявил управляющий директор «Шелл Казахстан девелопмент Б.В.» (дочерняя структура «Шелл») Мартин Ферстл. Он высказал, кроме того, понимание стремления Ашхабада построить газопровод из Туркмении в Китай: «Туркмения обладает огромными запасами газа, и страна сама может транспортировать газ как на запад через Россию, так и на восток - в Китай. Западная Европа и Китай - два огромных рынка. Туркмения расположена как раз между этими двумя рынками».
     КЛЮЧЕВУЮ роль в реализации трубопроводных проектов по экспорту газа в Европу играет Туркмения. Если на центральноазиатском пространстве основной «нефтяной игрок» – Казахстан, то «газовый» - Туркмения. Она является вторым после России производителем и экспортером «голубого топлива» на постсоветском пространстве. После прихода к власти Гурбангулы Бердымухаммедова основные мировые центры силы начали новый раунд соперничества за влияние на эту небольшую по численности населения, но очень богатую углеводородным сырьем республику бывшего СССР.
     Внешнеэкономический курс Туркмении в целом не претерпевает особых изменений. Приоритетной задачей газовой отрасли страны считается полномасштабное освоение углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспия и его прибрежной зоны. Выступая недавно перед руководителями нефтегазовой отрасли, Гурбангулы Бердымухаммедов указал на «необходимость ускорить процесс ввода в промышленную эксплуатацию морских месторождений с учетом эффективного использования не только нефтяных залежей, но и богатейших кладовых природного и попутного нефтяного газа». Глава Туркмении призвал при этом «расширять взаимовыгодное партнерство с зарубежными инвесторами и компаниями, обладающими передовыми технологиями», так как реализация новых проектов требует значительных капиталовложений.
     Наша справка. Потенциальные запасы газа в Туркмении, по официальным данным, составляют 22,9 трлн. кубометров, что ставит республику по этому показателю на пятое место в мире. По оценкам независимых экспертов, запасы нефти туркменского шельфа Каспия составляют 11 млрд. тонн, а запасы газа оцениваются на уровне - 5,5 трлн. куб. метров. Туркменский газ экспортируется в Россию по системе газопроводов советской постройки с пропускной возможностью не более 50 млрд. кубометров в год, в том числе 5 млн. кубометров прокачивается ежедневно по «реанимированной» по просьбе России прикаспийской «нитке», не использовавшейся после распада СССР (вдоль нее и будет строиться новый прикаспийский газопровод).
     Туркмения намерена расширять экспорт газа в рамках сразу четырех проектов. Контракт с «Газпромом» на 2007—2009 годы предполагает ежегодные поставки России туркменского газа в объеме 50 млрд. кубометров (в 2006 году - 41 млрд.). В рамках договоренностей на период до 2028 года Туркмения декларировала готовность поставлять в Россию до 90 млрд. кубометров.
     В Китай по строящемуся газопроводу предстоит начиная с 2009 года в течение 30 лет перекачивать по 30 млрд. кубометров с последующим увеличением этих поставок до 60 млрд. в год. В Иран в этом году будет поставлено 8 млрд. кубометров с перспективой увеличения этого объема в последующие годы (пропускная способность газопровода Корпедже - Курт-Куи - 13 млрд.).
     Итого, к 2009 году Туркмении надо обладать экспортным потенциалом в объеме 90 млрд. кубометров. Кроме того, для внутренних потребностей требуется порядка 18 млрд. кубометров. По официальным данным, добыча природного газа в республике в 2007 году планируется на уровне 80 млрд. кубометров, нефти - 10,4 млн. тонн.
     К этому надо добавить, что ЕС собирается построить транскаспийский газопровод «Набукко» (25-31 млрд. кубометров), наполнять который вместе с Азербайджаном и Казахстаном придется, по замыслу Брюсселя, Туркмении. Известно, что в мае президент Туркмении заявил, что достижение договоренностей о строительстве прикаспийского газопровода в Россию не снимает с повестки дня вопрос об участии республики в возможном проекте транскаспийского газопровода по дну Каспия. «Этот проект не снят», - сказал он, подчеркнув, что «во всем мире идет диверсификация маршрутов транспортировки газа».
     Насколько осуществимы все экспортные замыслы Туркмении? На этот счет у независимых аналитиков единого мнения нет. Некоторые сомнения вызывают объемы заявленных запасов газа и возможности их освоения в ближайшей перспективе. Эксперты «Бритиш петролеум» ведут речь о доказанных запасах газа в 2,9 трлн. кубометров.
     «Масла в огонь» подливают периодически появляющиеся сообщения о планах построить трансафганский газопровод Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия. В начале июля в Ашхабаде побывал с двухдневным официальным визитом афганский президент Хамид Карзай, по итогам которого было заявлено, что лидеры обеих стран выразили одинаковую заинтересованность в «ускорении реализации» трансафганского газопровода. «С его помощью Туркмения сможет транспортировать в Пакистан и Индию до 30 млрд. кубометров природного газа», - отметил Гурбангулы Бердымухаммедов.
     Этот проект, очевидно, «не впишется» в намерения Брюсселя сохранить европейский вектор среднеазиатского газа (неважно, в обход России или через ее территорию). Потребность Европы в газе вырастет с 500 млрд. кубометров в 2005 году до 720 млрд. к 2015 году. Без увеличения поставок углеводородного сырья из России (уже поставляет Евросоюзу четверть объема газа, требуемого к 2015 г.) и Центральной Азии европейскую экономику ждет коллапс. Поэтому Евросоюз и уделяет Туркмении, как и в целом Центральной Азии, столь большое внимание.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex