на главную страницу

11 Июля 2007 года

События. Комментарии

Среда

Джип попутал…

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



На днях Московский окружной военный суд в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей вынес приговор по уголовному делу в отношении бывшего заместителя начальника управления контрактного строительства и инвестиций (УКСИ) Министерства обороны РФ Владимира Доронина. Он приговорен к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с лишением воинского звания полковник и права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с руководством подчиненными, на 2 года. Кроме того, суд удовлетворил в полном объеме иск Минобороны к лишенному звания полковнику в сумме более 9,5 млн. рублей. Доронин признан виновным в совершении должностного преступления (ст. 286, ч. 3, п. «в» УК РФ) и покушении на взятку в особо крупном размере, связанном с вымогательством этой взятки (ст. 30, ч. 3 и ст. 290, ч. 4, п. «в» и «г»).


     В 2004 ГОДУ ульяновская воздушно-десантная бригада переводилась на контрактный способ комплектования. В соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП) «Контракт» выделялись деньги на строительство учебно-боевой и социальной инфраструктуры. Но если общежития, казармы и прочие объекты для будущих профессионалов постепенно обретали зримые очертания, то возведение банно-прачечного комбината (БПК) и спортзала велось только на бумаге. Узнав, что значительная часть работ по строительству спортивного зала и реконструкции БПК уже оплачена, командир бригады полковник Николай Никульников не на шутку забеспокоился. Пытаясь разобраться, что происходит, он обращался в самые разные инстанции и в конце концов написал письмо на имя Президента Российской Федерации. Лишь после этого начались реальные проверки.
     Изначально, когда по ФЦП «Контракт» были выделены средства на обустройство воздушно-десантной бригады, ими распоряжалось управление контрактного строительства и инвестиций Минобороны. На условиях проведенного конкурса был заключен договор с генподрядчиком – ФГУП «529-е военно-строительное управление» (ВСУ), которое дислоцируется в Саратове. Оно соответственно поручило строительство своему филиалу – 724-му УНР из Пензы. Пензенцы заключили договор субподряда с ОАО «Завод крупнопанельного домостроения № 2», расположенным непосредственно в Ульяновске.
     Вот такая хитрая схема. Но ладно бы дело делалось! Ан нет. У семи нянек дитя оставалось без глазу. Правда, в ходе судебного разбирательства выявились некоторые объективные причины, изначально затруднившие ход строительства. На банно-прачечный комбинат не было проектно-сметной документации, а место под возведение спортзала неоднократно менялось...
     И хотя виновным в этих производственных неурядицах был генеральный заказчик строительства, то есть УКСИ, по инициативе Доронина в Москве проводят «разгромное» совещание, где приходят к неутешительному выводу: 724-е УНР с возложенной задачей не справляется. Поэтому договор с ним и 529-м ВСУ расторгают и заключают новый: напрямую с ульяновским заводом крупнопанельного домостроения.
     2004 год меж тем близился к концу. А по всем финансовым законам неосвоенные деньги положено возвращать в госбюджет. Но допустить, чтобы с расчетного счета как корова языком слизнула 50 миллионов – все равно что расписаться в собственном непрофессионализме. Тем более что Доронина назначили ответственным за ход строительных работ в Ульяновске. Минимум, что ему грозило, это предупреждение о неполном служебном соответствии. На кону, таким образом, стояла профессиональная репутация. Чтобы спасти ее, Владимир Викторович пошел на должностное преступление…
     Пригласив в Москву гендиректора ульяновского завода, Доронин предложил ему вариант, от которого тот просто не смог отказаться. УКСИ перечисляет ему деньги, а в последующем он их отрабатывает. Получить авансом 50 миллионов и распоряжаться ими по своему усмотрению – голубая мечта любого коммерсанта! Стоит ли говорить, что предложение Доронина было принято на ура. Деньги новым подрядчиком были освоены в кратчайший срок. Не стало дело и за теми, кто осуществляет технадзор за объемом выполненных работ – липовые акты также по просьбе Доронина с готовностью подписало находящееся в Ульяновске малое унитарное предприятие «Стройзаказчик».
     Перед самым Новым годом заместитель гендиректора ОАО «Завод крупнопанельного домостроения № 2» лично привез в Москву фиктивные акты о выполнении значительной части работ по строительству спортзала и реконструкции банно-прачечного комбината. Один из офицеров, в чьи обязанности входила проверка представленных актов, непосредственный подчиненный Доронина, поразился, увидев эту филькину грамоту. Но приказ начальника завизировать криминальные акты подкреплялся следующим аргументом: дескать, сейчас мы эти работы по документам проведем, а в следующем году произведем контрольный обмер и снимем с завода указанную сумму. Соответственно команда была исполнена, акты завизированы и представлены на оплату в 124-й отдел финансирования капитального строительства (ОФКС).
     Поскольку год заканчивался, деньги надо было срочно перечислять. Начальника ОФКС Доронин убедил сделать это немедленно с последующей инженерной проверкой. В марте 2005 года УКСИ составило акт контрольного обмера, согласно которому перечисленные в ОАО «Завод крупнопанельного домостроения № 2» денежные средства подлежали снятию. Однако представлять акт в 124-й ОФКС Доронин запретил под предлогом того, что ульяновский завод… еще может успеть выполнить объем оплаченных работ. Ульяновцы, однако, не торопились.
     Командир воздушно-десантной бригады между тем не верил уже никому. Потому и сел за письмо президенту…
     УСТАНОВИТЬ взаимосвязь между перечисленными деньгами и невыполненными работами специалистам 124-го ОФКС большого труда не составило. На просьбу же Доронина каким-то образом «разрулить» ситуацию они ответили категорическим отказом. Как должностное лицо, Доронин не имел права перечислять коммерческой организации бюджетные денежные средства, пусть даже в качестве аванса за планируемые к выполнению работы. Так что ущерб из-за использования ульяновскими коммерсантами этих 50 миллионов составил 9 млн. 554 тыс. рублей.
     «Разруливать» надо было раньше. Ведь был и другой, совершенно законный способ спасти «пропадающие» деньги. Бюджетный кодекс гласит: если не можешь до конца года истратить деньги в целях, на которые они выделялись, то существует механизм их перераспределения. Для этого надо предпринять определенные меры. И прежде всего доложить начальству, что по объективным причинам построить те или иные объекты не удалось. Обосновать, что деньги надо вернуть в бюджет с тем, чтобы их перераспределили. По головке за это, разумеется, не погладят. Но к уголовной ответственности не привлекут, это уж точно. Однако Доронин предпочел другой путь. То ли желая создать видимое благополучие, то ли пытаясь доказать, что он тоже умеет «крутиться»…
     На суде адвокат пытался доказать, что офицером двигали лучшие побуждения и, дескать, никакого злого умысла он не имел. Но как же не имел, когда Доронин сам давал незаконное указание по визированию подложных актов, сам отслеживал их прохождение, сам настаивал на переводе денег. А потом сам долгое время не представлял акт контрольного обмера. На языке юристов это именуется сокрытием противозаконного факта.
     Если бы акт контрольного обмера своевременно стал достоянием гласности, Доронин хотя бы частично отвел от себя удар. 124-й ОФКС поставил бы эти 50 миллионов в дебиторскую задолженность ульяновского завода, и ущерб, нанесенный Министерству обороны, был бы минимизирован. Но, скрывая истинное положение дел с самого начала, Доронин предпочел скрывать его до конца. И жестоко просчитался.
     БЫЛ ЛИ за этим просчетом расчет? Если и был, то бездарный. Но это лишь одна половина нашей криминальной истории. Есть и вторая. Еще более грязная. К тому же она подтверждает банальную истину. Что «на гражданке», что в армии коррупция развивается по одним и тем же законам.
     У Владимира Викторовича был неплохой личный «фольксваген». Но как-то он заявил начальнику 529-го ВСУ (как раз этот ФГУП победил в конкурсе на ульяновский подряд) полковнику Николаю Волошенко о том, что пора бы ему, дескать, поменять машину на более дорогую и престижную.
     Доронин положил глаз на представительский джип BMW X-5 черного цвета стоимостью ни много ни мало 90 тысяч евро. А дабы ни у кого не возникало вопросов, откуда у должностного лица, обладающего организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, такие доходы, их нужно было каким-то образом скрыть. Например, оформив машину на какую-нибудь коммерческую структуру по договору лизинга и передав ему в доверительное управление. Дело в том, что по лизинговой схеме идет ускоренная амортизация, а следовательно, автомобиль быстро дешевеет. Иными словами, через три года крутой джип потянет всего на 117 тысяч рублей. А такая сумма вполне по силам офицеру центрального аппарата Минобороны. За нее Доронин и возжелал приобрести заветное средство передвижения. Тогда ведь можно будет не только крыть настоящей квитанцией любые пересуды соседей и сослуживцев, но и не придется платить страховку с 90 тысяч евро, что при полковничьем доходе, согласитесь, тоже немаловажно.
     Данную схему приобретения для него автомобиля Доронин и предложил реализовать Волошенко. В обмен на эту услугу столичный полковник обещал поспособствовать привлечению 529-го ВСУ в качестве генерального подрядчика ряда строительных объектов. А выгодные контракты для строителей – это деньги, почет, уважение. Доронин не скупился и на другие обещания, суть которых сводилась к тому, что он создаст максимально благоприятные условия для деятельности 529-го ВСУ, обеспечит его приоритетное финансирование.
     Но поскольку к концу 2004 года заветный джип Доронин так и не получил, то решил примерно наказать фирму Волошенко. Он стал инициатором расторжения договора с 529-м ВСУ, упомянутого ранее. Доронин недвусмысленно намекал Волошенко, что военно-строительное управление лишится и всего остального, если BMW X-5 немедленно не предстанет пред его очами. Ну хотелось, хотелось полковнику хорошего новогоднего подарка!
     Правда, получился он не новогодним, а рождественским. Но все и впрямь было как в сказке. 6 января 2005 года через своего знакомого Волошенко передал Доронину новенький джип. Оформлен он был по договору лизинга, собственником его был Поволжский лизинговый центр. Однако Доронин распоряжался им как хотел. Он тут же снял в наем гараж, установил спутниковую сигнализацию, произвел дорогостоящее техобслуживание. И, уже не страшась людской молвы, будучи человеком вполне обеспеченным, счел нужным изменить даже внутренний интерьер автомобиля, так называемый тюнинг, который, к слову, обошелся гораздо больше годового денежного довольствия старшего офицера.
     Словом, Владимир Викторович вошел во вкус. Почувствовал себя этаким «новым русским полковником». Когда же вскрылась афера с фиктивными ульяновскими актами, он даже не удосужился вернуть машину собственнику. Видимо, так уверовал в собственное финансовое могущество. Когда сотрудники Следственного управления Главной военной прокуратуры увидели у него машину с номерами 64-го региона, Доронин так и не смог внятно объяснить ее происхождение.
     Выйти на взяткодателя оперативникам особого труда не составило. Волошенко тут же во всем сознался, в результате чего был освобожден от уголовной ответственности. На суде офицер рассказывал, что их ВСУ всегда было задействовано на строительстве спецобъектов. Но в 2004 году все объекты забрал «Спецстрой», и фактически они остались без заказов. Как хочешь, так и выкручивайся. Для организации, находящейся на хозрасчете, единственной возможностью не развалиться, сохранить коллектив были заказы по линии Минобороны. А ими ведал тот самый любитель дорогих иномарок…
     Иными словами, выгодный подряд военно-строительному управлению могли дать, а могли и не дать. Никаких преимуществ по сравнению с любой гражданской строительной организацией у него не было. Таковы сегодняшние рыночные реалии. Полковник Волошенко, таким образом, отчасти оказался заложником обстоятельств. И в этом плане, пожалуй, ничем не отличается от тех многочисленных провинциальных «хозяйствующих субъектов», которые в сумму вожделенного «госзаказа» изначально закладывают пресловутый «откат». Ибо не заложишь – не получишь. Или получишь, но мало. Или не то, что хотел. А так есть шанс получить хоть какие-то деньги. Хоть как-то поддержать штаны. Пусть и ценой черного джипа.
     Вот и думай, что лучше. Согласишься на дачу взятки – можешь «загреметь под фанфары». Не согласишься – не будет заказов, что чревато не менее печальными последствиями.
     Еще один вывод, который напрашивается из этой криминальной истории, состоит в том, что финансовые расходы в строительной сфере надо проверять более детально. Скажем, цены на стройматериалы растут каждый месяц. И тот же цемент или керамзит можно купить как за миллион, так и за два, объяснив это тем, что куплен он не в начале, а конце года. Потому и обошелся вдвое дороже. Миллион же смело можно пустить на взятки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex