на главную страницу

18 Июля 2007 года

Армия и общество

Среда

Парящие над планетой

15 июля 2007 года исполнилось 50 лет
Воздухоплавательному испытательному центру
Государственного летно-испытательного центра
им. В.П. Чкалова

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ,
начальник службы – помощник главнокомандующего ВВС
по информационному обеспечению.
Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



     
     
Истоки


     История создания Центра относится к периоду противостояния двух мировых систем, и его формирование стало ответной мерой нашей страны на прогрессирующее развитие военного воздухоплавания за рубежом в 50-х годах прошлого столетия. Самоотверженный труд нескольких поколений специалистов Центра позволил возродить и применить военное воздухоплавание для решения различных задач, направленных на укрепление обороноспособности нашей страны и развитие фундаментальной науки.
     Вообще-то первое применение в русской армии аэростатной техники для военных целей относится к началу прошлого века – периоду войны России с Японией в 1905 г. и Первой мировой войны 1914 г. В этих кампаниях с целью наблюдения за противником и корректировки огня артиллерии использовались привязные аэростаты.
     Развитие военного воздухоплавания было продолжено в СССР. Ярким тому подтверждением стало применение привязных аэростатов во время Великой Отечественной войны.
     С помощью привязных аэростатов выполнялись боевые задачи по организации противовоздушной обороны крупных городов страны, по наблюдению за войсками противника и корректировке огня артиллерии, по подготовке парашютистов-десантников. За годы войны в составе Красной Армии было сформировано 3 дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и один отдельный воздухоплавательный отряд ВДВ. В общей сложности насчитывалось около 3 тыс. аэростатных постов и более 50 тыс. человек личного состава.
     Во время войны промышленностью Советского Союза было выпущено около 10.000 единиц различных типов привязных аэростатов: КО-1, КВ-КН, КАЗ, К6В-К6Н, БАЗ-136, МАЗ-1, АН-540, КАН-640, ДАГ-1, поставлено войскам около 10 млн. метров аэростатного троса и необходимое количество наземной техники: водороддобывающих установок, аэростатных лебедок, газгольдеров и др.
     По окончании войны большинство воздухоплавательных частей было расформировано, личный состав демобилизован, техника сдана на войсковые базы, а затем списана.
     
Ответная мера

     Свободные автоматические аэростаты во время Второй мировой войны имелись только на вооружении армии Японии и успешно использовались для доставки на территорию США и Канады зажигательных и фугасных бомб.
     Американские специалисты обобщили японский опыт по созданию и применению свободных автоматических аэростатов и создали собственные, которые в период «холодной войны» стали в массовом порядке применять против СССР и его союзников с разведывательными и провокационными целями. По данным ПВО страны, за период с 1956 по 1977 г. подразделениями радиотехнических войск ПВО в воздушном пространстве СССР было обнаружено свыше 4 тыс. иностранных автоматических аэростатов, около 800 из них были сбиты.
     Наряду с мерами дипломатического характера и мероприятиями по усилению ПВО руководством СССР было принято решение о создании инфраструктуры отечественного военного воздухоплавания, основным направлением деятельности которой должно было стать оснащение Вооруженных Сил страны воздухоплавательной техникой. Для решения этой задачи была создана кооперация, в которую были включены ведущие предприятия промышленности, КБ, НИУ и вузы Минобороны СССР.
     В качестве испытательного учреждения Минобороны 15 июля 1957 г. на фондах 2-й военной школы авиационных механиков, дислоцировавшейся в
     г. Вольске Саратовской области, был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС).
     
Первые «ласточки»

     Благодаря опыту, энтузиазму и энергии нового поколения воздухоплавателей уже к концу 1957 г. был создан первый отечественный свободный автоматический агитационный аэростат АГ-1, к испытаниям которого приступил Центр. Аэростат состоял из полиэтиленовой оболочки объемом 12 м3 и подвески, на которой размещался полезный груз – агитационно-пропагандистские материалы.
     К первому поколению новой воздухоплавательной техники, которая была создана в 1958–1961 гг., относятся тренировочный пилотируемый аэростат ТА, аэростат – постановщик пассивных помех АРП, боевые аэростаты ближнего и дальнего действий БАБ-325 и БАД-3500, аэростат-метеоразведчик МР-1, высотный аэростат-лаборатория ВА, ранее созданные привязные аэростаты ДАГ-2, АН-800 и АЗ-55, аэростатные боеприпасы, стартовые устройства УСУ- 1, СУ АФ, ПСО и НСО.
     Одновременно с испытаниями отрабатывались вопросы боевого применения воздухоплавательной техники. Одним из них была экспериментальная проверка эффективности постановки пассивных помех группой автоматических аэростатов в заданном районе. Эта работа проводилась совместно с Центром боевого применения ВВС и завершилась участием Центра в совместном учении ПВО и ВВС, в динамике которого отрабатывались методы противодействия фронтовым ракетам ПВО.
     
Новое поколение аэростатов

     В апреле 1961 г. вышло постановление Совета Министров СССР, которое обязывало промышленность приступить к разработке второго поколения воздухоплавательной техники. Постановление предусматривало создание условий, обеспечивающих испытания. Были значительно расширены границы испытательной трассы: на востоке – до 120 град. в. д.; на севере – до 60 град. с. ш., на западе и юге – до Госграницы СССР. Кроме того, свободные автоматические аэростаты могли совершать посадку на территории Монгольской Народной Республики, были организованы дополнительные пункты слежения и управления полетами аэростатов, сформированы филиал ВНИИЦ ВВС с дислокацией на станции Степь Читинской области и воздухоплавательная станция филиала в Улан-Баторе.
     С середины 1960-х гг. начались интенсивные испытания воздухоплавательной техники второго поколения как на базе ВНИИЦ ВВС (с 23.10.1965 г. – 13-й ВНИЦ ВВС), так и на базе его филиала. В этот период были испытаны и приняты на вооружение ВВС: стратосферный свободный автоматический аэростат – носитель средств поражения, радиоэлектронной борьбы и агитматериалов АН–В; высотный аэростат-носитель АН–С; аэростат-фоторазведчик АФ-3Б, способный лететь к цели на одной высоте, а возвращаться на другой по принципу бумеранга; аэростаты-трассзонды АТ–С и АТ–В; аэростат метеорологической разведки МР-2; стратосферный аэростат-лаборатория ВАЛ-120; высотный аэростат-носитель агитматериалов АГ-6 и другие, а также средства наземного обеспечения этих аэростатов.
     В этот же период создаются эффективные аэростатные боевые средства. Они проходят все виды испытаний и принимаются на вооружение.
     Одной из ярких работ, проводимых 13-м ВНИЦ в 60-е годы, стал полет стратосферного аэростата-лаборатории «Волга», предназначенного для медико-биологических исследований и испытаний средств спасения экипажей стратосферных и космических летательных аппаратов. На этом аэростате парашютисты-испытатели установили два мировых рекорда по прыжкам из стратосферы: П.И. Долгов – с высоты 25.350 м с немедленным раскрытием парашюта и Е.Н. Андреев – с высоты 25.180 м и раскрытием парашюта на высоте 800 м. Полковник П.И. Долгов при выполнении прыжка погиб. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях средств спасения экипажей, обоим парашютистам было присвоено звание Героя Советского Союза, П.И. Долгову – посмертно.
     В тот же период начались испытания, а затем штатные полеты аэростата АС, предназначенного для полетов на высоте 20 км с астрономической станцией «Сатурн», масса которой составляла более 6 тонн.
     Сложная работа была проведена
     13-м ВНИЦ в 1968–1970 гг. по программе совместного советско-французского эксперимента, связанная со стартами отечественных и французских стратосферных автоматических аэростатов из северных районов РСФСР.
     Для полномасштабных испытаний стратосферных аэростатов с июля 1970 г. был дополнительно расширен испытательный район полетов. Теперь он включал в себя практически всю территорию Советского Союза и Монголии, а также акваторию Северного Ледовитого океана по линии Земля Франца Иосифа - Северная Земля - остров Герольд - мыс Дежнева и акваторию Тихого океана до 1800 в. д. Филиал 13-го ВНИЦ из поселка Степь Читинской области был передислоцирован в п. Ключи Камчатской области, а 262-й отдельный воздухоплавательный дивизион из Вольска – в Николаевск-на-Амуре.
     Наряду с испытаниями воздухоплавательной техники и проведением исследований 13-й ВНИЦ в начале 1970-х годов участвовал в учениях и ряде других мероприятий. Например, в ходе учения «Днестр», проводимого по плану Главного штаба ВВС, с помощью 60 аэростатов АРП была создана область помех, размеры которой составили 170х20х12 км. Тем самым была показана достаточно высокая эффективность применения свободных автоматических аэростатов для этих целей. На исследовательском учении ПВО «Аэростат-70» отрабатывались способы борьбы с иностранными автоматическими аэростатами.
     Во второй половине 1970 – начале 1980-х гг. Центр участвует в отработке практических мер по уничтожению малообъемных аэростатов, которые могли выполнять полет на высотах 2–4 км.
     
Воздухоплавательных частей становится больше

     В период с 1975 по 1977 г. были сформированы воздухоплавательные части в четырех военных округах. Центр активно включился в работу по обучению личного состава воздухоплавательных частей как на своей базе, так и в местах их дислокации. В 1978 г. на базе Центра проводились учения с привлечением личного состава воздухоплавательных частей из четырех воздушных армий, самолетов и вертолетов частей ВВС (МиГ-17, Ту-16, Ан-26, Ми-8), радиолокационных частей войск ПВО. Из специалистов Центра была создана группа инструкторов, в задачи которой входили обучение личного состава расчетов и контроль их работы в ходе войсковых учений.
     Проводившиеся в тот период учения подтвердили на практике основные положения Боевого устава воздухоплавательных частей и руководства по инженерно-воздухоплавательной службе. Полученные результаты стали основой для предложения внести изменения в штат и табель воздухоплавательных частей. Кроме того, Центром были уточнены виды подготовок воздухоплавательной техники к применению, исследованы методы управления воздухоплавательными частями и пути их совершенствования, отработаны вопросы взаимодействия и обеспечения безопасности полетов авиации в районах боевого применения аэростатов.
     В начале 1980-х Центром завершены государственные испытания и принято на вооружение ВВС третье поколение воздухоплавательной техники: аэростаты-носители АН-С1, АН-В1Б; аэростаты–ретрансляторы связи «Выпь-АМ» и «Выпь-ПМ»; передвижной газозаправщик ПГЗ-2500; водороддобывающие установки ВУ-500 и ПВДУ-1М; компрессор ПВК-320; стартовые устройства УСУ-2К и УСУ-3; передвижная криогенная установка ПКУ.
     Центр участвовал в обеспечении радиосвязи с боевыми вертолетами, работающими в горах Афганистана, а также в подъемах на привязных аэростатах осветительных установок над возводимым укрытием «саркофага» четвертого блока Чернобыльской АЭС.
     В середине 1980-х гг. совместно с промышленностью проведена объемная работа по совершенствованию методов стартов свободных автоматических аэростатов. В этот же период прошло государственные испытания универсальное стартовое устройство УСУ-5, позволяющее проводить старты всех типов свободных автоматических аэростатов; совместно со специалистами Военной академии связи им. С.М. Буденного и других предприятий и учреждений проводятся экспериментальные испытания ретрансляторов связи.
     Одновременно у Центра появляется новая тематика – привязные аэростаты, возрождение которых началось с испытаний комплекса связи на сверхдлинных волнах «Астра». Затем в Центре прошли испытания аэростатный ретранслятор связи в УКВ-диапазоне на базе МПАК «Шерстяк» и комплекс уводящих помех «Реалия».
     Позднее Центр принял участие в экспериментальных и заводских испытаниях привязного аэростатного радиолокационного комплекса «Телескоп», предназначенного для обнаружения низколетящих малоконтрастных целей.
     


     

     Как отметил главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин, в настоящее время в российских ВВС исследуют возможности применения дирижаблей в военных целях. «В интересах решения этой задачи сейчас проводятся испытания двух дирижаблей», - сообщил он, уточнив при этом, что испытания и опытная эксплуатация дирижаблей «Аэростатика-01» и «Аэростатика-02» проводятся на базе воздухоплавательного испытательного центра ВВС (Вольск, Саратовская область).
     Главком ВВС сообщил, что на вооружении российских ВВС дирижаблей пока нет, но за время испытаний аппаратов «Аэростатика-01» и «Аэростатика-02» уже подготовлено 10 пилотов, трое из них допущены к полетам в качестве пилотов-инструкторов.
     В главном командовании ВВС отмечают, что дирижабли имеют хорошие перспективы для решения таких задач, как ведение разведки, целеуказание, связь, радиоэлектронное подавление радиотехнических средств противника.
     

     


     
В интересах науки и обороны

     За время существования Центром выполнено большое число задач по обеспечению предварительных (заводских) испытаний, а также экспериментальных работ, проводимых совместно с различными организациями страны в интересах как Минобороны, так и промышленности, фундаментальной и прикладной науки. Подавляющее большинство этих задач выполнялось в отрыве от основной базы на территориях полигонов Байконур, Сары-Шаган, у озера Балхаш, в районах Воркуты, Ахтубинска и Камчатки с перебазированием туда испытательных бригад, материальных средств и техники.
     В этот период Центр испытал стратосферный аэростат-лабораторию
     ВАЛ-120 МБА, предназначенный для научных экспериментов в верхних слоях атмосферы. С помощью этого аэростата были впоследствии проведены совместные исследования с учеными Бразилии, Китая, Японии. Эксперименты проводились на территориях России и КНР.
     Свою лепту внес Центр и в изучение Марса - на его базе совместно с учеными Франции была отработана парашютная система, предназначенная для спуска космического аппарата на Красную планету.
     Специалисты Центра немало сделали для метеообеспечения полетов аэростатов. Силами инженеров-метеорологов были созданы новые уникальные методы прогнозов: синоптический, синоптико-статистический, гидродинамический, численный и метод данных о ветре в пункте старта в любое время года; создана автоматизированная система централизованного метеообеспечения полетов свободных автоматических аэростатов при проведении стартов практически в любой точке России. С 1980 г. Центр выполняет функции центрального прогностического органа по разработке прогнозов маршрутов свободных автоматических аэростатов для воздухоплавательных частей.
     В 90-е годы Центр принимал участие в проекте «Термоплан», в проведении испытаний по применению привязного аэростатного комплекса «Шерстяк» для подготовки парашютистов.
     В этот период в Центре проведены государственные испытания унифицированных многоцелевых свободных автоматических аэростатов оперативно-тактического и стратегического назначения. По своим тактико-техническим характеристикам эти аэростаты способны заменить практически весь типаж свободных автоматических аэростатов-носителей предыдущего поколения.
     
Возрождение

     Процесс распада СССР сказался и на военном воздухоплавании: прекратились серийное производство воздухоплавательной техники, финансирование многих ОКР и НИР.
     В начале 1999 г. Воздухоплавательный испытательный центр был расформирован, а в начале 2000 г. восстановлен, но с минимально возможной численностью военнослужащих и гражданского персонала. Основной задачей Центра стало сохранение жизненно важных структур лабораторно-испытательной базы, обслуживание и сбережение воздухоплавательной техники, поступившей из расформированных воздухоплавательных частей. Однако в это же время, несмотря на сокращение численности личного состава, специалисты Центра осваивают тепловые и газовые аэростаты, выполняя на них пилотируемые полеты, продолжают работы по испытаниям воздухоплавательных комплексов, проводят государственные испытания мобильного привязного аэростатного комплекса «Межбровье», специальные испытания экспериментального образца аэростатной системы заграждения (защиты), государственные испытания полевого газозаправочного комплекса ПГК-2, государственные испытания опытного ремонтного образца ПГЗ-2500, отрабатывают методики по применению воздухоплавательной техники и участвуют в экспериментах по их практической реализации при выполнении работ на полигоне ГЛИЦ Минобороны РФ по испытаниям перспективных авиационных средств вооружения.
     В этот период Центр сопровождает НИР «Прогресс» по созданию перспективного комплекса бортовой аппаратуры управления полетом свободного автоматического аэростата, НИР «Шприц-С» – по созданию аэростатной аппаратуры разведки.
     За свою 50-летнюю историю 13-й Воздухоплавательный испытательный центр состоялся как испытательное учреждение и занял достойное место среди данных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Он стал единственной в стране кузницей кадров по воздухоплавательным специальностям. Вклад в укрепление обороноспособности и науку военнослужащих Центра получил высокую оценку: за полувековую его историю 1.278 военнослужащих удостоены государственных наград. В центре подготовлены 11 кандидатов технических наук.
     Центр прошел этапы взлета и спада в своей деятельности, но сегодня можно с уверенностью сказать: отечественному военному воздухоплаванию – быть! Личный состав Центра с оптимизмом смотрит в будущее и готов применять накопленный за десятилетия опыт и знания для дальнейшего развития воздухоплавания в интересах Отечества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex