на главную страницу

25 Июля 2007 года

История Отечества

Среда

13-й всадник

Сергей БЛИЗНИЧЕНКО, доцент Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук.



В конце декабря 2007 года будет отмечаться 70-летие со дня образования Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР. Этот центральный орган управления флотом прошел трудный путь становления. Трагически сложились судьбы первых наркомов ВМФ и их заместителей. Одному из них, Петру Ивановичу Смирнову-Светловскому 1 августа этого года исполнилось бы 110 лет со дня рождения.

     Петр Иванович Смирнов родился 1 августа 1897 года в городе Сумы области Войска Донского в семье земского врача. Детство и юность будущего советского флотоводца прошло в эпоху потрясений. Когда Пете было всего 7 лет, по России прокатились отголоски русско-японской войны в виде революции 1905 года. Семья Смирновых, которая с 1900 года проживала в Новочеркасске, не осталась в стороне от революционных событий. На квартире у них проводились нелегальные собрания, в которых принимали участие отец и тетки (сестры отца) мальчика. В дальнейшем за свое активное участие в подпольной работе две тетки Петра Смирнова были арестованы и высланы в отдаленные районы ростовской «империи» на поселение (с постоянным надзором полиции). Таким было первое знакомство будущего флагмана флота с практикой революционной деятельности.
     Получив начальное образование, 13-летний Петр Смирнов поступил в гимназию. И там он получил первый опыт собственного участия в подпольной работе.
     В 1913 году Петр знакомится со студентом Петроградского политехникума Константином Кастра, который, приезжая к отцу в Новочеркасск, организует кружок РСДРП (б) учащейся молодежи. Во главе этого кружка становится Смирнов, который в 1914 году вступает в партию большевиков. В 1915 году он на шапирографе печатает Циммервальдский манифест и переправляет его товарищам в Ростов-на-Дону.
     В 1916 году Петр Смирнов оканчивает гимназию и поступает в Петроградский политехнический институт. Там он знакомится с известным большевистским организатором Николаем Толмачевым и, связавшись через него с подпольными организациями, принимает активное участие в работе Петроградской организации РСДРП (б).
     После Февральской революции Смирнов командируется Петроградским комитетом партии в Кронштадт, где наряду с энергичной агитационной и пропагандистской работой среди пролетарских и матросских масс редактирует большевистский печатный орган местной организации РСДРП (б) – газету «Голос правды». Когда же в ходе июльских событий Временное правительство закрыло это издание, он становится редактором выходящей в Кронштадте газеты «Пролетарское дело». В то время Петр Смирнов подписывал свои статьи под псевдонимом Светловский. Позднее он стал писать свою фамилию Смирнов-Светловский, под которой и вошел в историю ВМФ СССР.
     В свои 20 лет Смирнов-Светловский был активным участником Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. 24 октября он вошел в походный штаб моряков-балтийцев на минном заградителе «Амур», отправляемом во главе отряда кораблей в поход из Кронштадта в Петроград для свержения Временного правительства. В исторические октябрьские дни Смирнов-Светловский был комиссаром одного из матросских отрядов, затем начальником штаба Кронштадтского сводного отряда моряков, сыгравшего решающую роль в победе вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 года.
     После установления Советской власти в Петрограде Петр Иванович возвращается к своей прежней работе в Кронштадтском совете, но в феврале 1918 года в связи с обострением обстановки на германском фронте уходит под Псков комиссаром минно-подрывного отряда моряков против наступавших на Петроград немцев. После заключения Брестского мира Смирнов-Светловский опять возвращается в Кронштадт, где заведует агитационно-издательским отделом совета и редактирует «Известия Кронштадтского совета».
     
* * *

     Начавшаяся вскоре Гражданская война в полной мере раскрыла природные организаторские и военные таланты Смирнова-Светловского. 6 июля 1918 года он командируется на Восточный фронт для подпольной работы в тылу белых армий. Однако по прибытии в Нижний Новгород он неожиданно для себя был назначен начальником штаба Волжской военной флотилии. Эту флотилию тогда формировали видные деятели Октябрьской революции И.Г. Маркин и Ф.Ф. Раскольников. Смирнов-Светловский сразу же активно включился в эту работу, проявив при этом воинское искусство.
     В должности начальника штаба флотилии Петр Иванович 5 – 10 сентября 1918 года принимает непосредственное участие во взятии Казани. Под его руководством штаб флотилии так спланировал операцию, что противник был выбит из города с наименьшими потерями среди экипажей речных судов флотилии.
В годы Гражданской войны многие революционеры не держались за престижные должности, а легко переходили с одного поста на другой «во имя победы пролетариата». Таким же образом поступил после взятия Казани и Смирнов-Светловский. 18 сентября 1918 года он перешел в 5-ю армию Восточного фронта, где командовал конным отрядом, действовавшим в тылу у белых. По заданию Реввоенсовета армии Петр Иванович вместе с помощниками взрывает ряд мостов во вражеском тылу. Особенно дерзким был взрыв моста через реку Ярмасан, который был совершен в результате лихого налета 13 всадников под командой Петра Смирнова-Светловского.      Без единого выстрела была разоружена охрана моста, состоявшая из 15 человек и не ожидавшая такого нападения в глубоком тылу (на расстоянии 350 верст от линии фронта). После этой блестящей операции все смельчаки во главе со своим удачливым командиром благополучно вернулись в свою часть, лихо пройдя через тылы белых.
     В конце декабря 1918 года Петр Иванович возвращается в Кронштадт, где назначается комиссаром Кронштадтской крепости и председателем ревтрибунала. Он активно участвует в отражении весеннего наступления войск Юденича на Петроград в 1919 году, формирует для этого маршевые роты моряков.
     Наступление Колчака на Урале потребовало сосредоточения сил для отражения угрозы падения советской власти на Восточном фронте. Готовилась к боям и Волжская военная флотилия. Ее бывший командующий Раскольников находился в это время в английском плену. Поэтому 17 апреля 1919 года Реввоенсовет республики, учитывая боевой опыт Смирнова-Светловского и его предыдущую службу в качестве начальника штаба Волжской флотилии, назначил Петра Ивановича ее командующим и одновременно комиссаром. В короткое время Смирнов-Светловский привел эту речную флотилию в боеготовое состояние после зимнего перерыва. И уже в мае 1919 года под его непосредственным руководством были проведены блестящие операции по разгрому колчаковских войск. В одной из них у деревни Котловка с кораблей флотилии был высажен десант моряков под командованием И.К. Кожанова, будущего командующего Черноморским флотом, который своими внезапными действиями способствовал быстрому продвижению войск Красной Армии на стратегически важном направлении. Стоит удивляться поразительной энергии и способностям Петра Ивановича, проявленными им в этих боях, так как он, не имея никакого военного, а тем более морского образования, чрезвычайно умело командовал как Волжской, так и затем Днепровской флотилиями…
     
* * *

     После окончания Гражданской войны Петр Иванович получает, наконец, возможность продолжить свое образование, прерванное революционными событиями 1917 года. С расформированием Днепровской флотилии в декабре 1920 года он уезжает в Петроград для возобновления учебы в Политехническом институте, где учится до весны 1922 года, находясь в резерве при Морском штабе РККФ.
     Восстановление функционирования Военно-морской академии РККФ в марте 1922 года открывает перед Смирновым-Светловским перспективу получить военно-морское образование, о чем он мечтал еще в Кронштадте. Петр Иванович переходит в ВМА и настойчиво учится, постигая специфику морского дела, а также премудрости тактики и оперативного искусства.
     В академии Смирнов-Светловский приобретает хорошую теоретическую морскую подготовку, подкрепив ее не менее отличной морской практикой. В июле – декабре 1924 года в должности комиссара и старпома командира сторожевого судна «Воровский» Петр Иванович совершает дальнее заграничное плавание из Архангельска во Владивосток вокруг Европы. По завершении этой экспедиции Смирнов-Светловский был назначен военным советником лидера китайской революции Сунь Ятсена. В течение нескольких месяцев Петр Иванович помогал правительству Китая и лично лидеру Гоминьдана обучить войска современным методам ведения боевых действий на суше и на море. Успешно завершив свою миссию, Смирнов-Светловский в начале 1925 года возвратился в Петроград для завершения обучения в ВМА.
     По окончании академии в 1927 году Петр Иванович отказывается от предлагавшихся ему престижных и высоких постов. Занимает должность командира эсминца типа «Новик», затем командира дивизиона эскадренных миноносцев в Морских силах Балтийского моря.
     18 августа 1929 года по приглашению правительства Германии на базу рейхмарине в Свиноуйсьце прибыли крейсеры «Аврора» и «Профинтерн», а 21 августа в Пиллау (Балтийск) – эсминцы «Ленин» и «Рыков». Командиры обоих отрядов флагманы Ю.Ф. Ралль и Смирнов-Светловский были приняты вице-канцлером Веймарской республики. Корабли и их экипажи оставили хорошее впечатление, что, по мнению командующего германскими ВМС в Балтийском море контр-адмирала В. Гладиша, способствовало улучшению отношений между Германией и СССР.
     Этот опыт международных контактов очень пригодился Петру Ивановичу в дальнейшей работе в центральном аппарате Управления Морских сил РККА, куда он был переведен весной 1930 года.
     
* * *

     Длительное время (1930-1931 гг. и 1934-1937 гг.) Смирнов-Светловский служит инспектором Управления ВМС РККА. В этот период времени он активно участвует в учениях флота на Балтийском и Черном морях, а также на Северном Ледовитом и Тихом океанах. Петр Иванович в те годы опубликовал в «Морском сборнике» ряд статей по вопросам военно-морского строительства, оперативного искусства и тактики. К концу 30-х годов прошлого века Смирнов-Светловский уже полностью подготовлен к решению более масштабных задач по руководству крупными соединениями флота. В 1937 году ему было присвоено воинское звание «флагман 1 ранга», что соответствует нынешнему званию «вице-адмирал».
     15 августа 1937 года Смирнов-Светловский был назначен командующим Черноморским флотом.
     А 30 декабря 1937 года был образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота СССР. С учетом многолетнего опыта работы Петра Ивановича в Центральном аппарате Морских сил РККА уже 15 января 1938 года он был назначен первым заместителем наркома ВМФ с присвоением звания флагмана флота 2 ранга (адмирала).
     30 июня 1938 года арестовали наркома П.А. Смирнова. Пришлось Смирнову-Светловскому приступить к временному исполнению обязанностей народного комиссара ВМФ.
     8 сентября 1938 года наркомом ВМФ был назначен командарм 1 ранга М.П. Фриновский, ранее служивший заместителем главы НКВД. Его первым заместителем был утвержден Смирнов-Светловский. Петру Ивановичу по-прежнему приходилось готовить все основные решения по управлению флотом в то трудное время.
     
* * *

     Наступил 1939 год. Смирнов-Светловский по-прежнему продолжал фактически руководить флотом, а нарком ВМФ Фриновский в основном выполнял представительские функции. Но над ними обоими сгущались тучи недовольства Сталина. В мемуарах адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова есть свидетельства о последних днях пребывания П.И. Смирнова-Светловского на своем посту. Описывая свое назначение на должность первого заместителя наркома ВМФ, он вспоминал:
     «…На следующее утро меня вызвали на экстренное заседание главного совета ВМФ. Повестку дня не сообщили. Заседание открыл П.И. Смирнов-Светловский, и предоставили слово А.А. Жданову.
     – Предлагаю обсудить, соответствует ли своей должности первый заместитель наркома Смирнов-Светловский, – объявил неожиданно Жданов.
     Смирнов, сидевший на председательском месте, помрачнел и опустил голову. Прений не получилось. Опять слово взял Жданов.
     В Центральном комитете есть мнение, что руководство наркоматом следует обновить. Предлагается вместо Смирнова-Светловского первым заместителем наркома назначить товарища Кузнецова.
     Жданов посмотрел в мою сторону. Повернулись ко мне и другие члены совета. Несколько голосов не очень уверенно поддержали предложение.
     В этот же день мне был вручен красный пакет с постановлением о назначении на новую должность.
     Смирнова-Светловского до того я почти совсем не знал. Видел лишь несколько раз, когда он в качестве инспектора приезжал на учения Черноморского флота, да раза два был у него на приеме. Я зашел к нему после заседания совета, и он стал меня расспрашивать о причинах своего смещения. Что было ему ответить? Я и сам знал не больше, чем он. Рассказал ему о ночном разговоре со Сталиным, где его имя даже не упоминалось.
     Мы условились принимать и сдавать дела на другой день. На следующее утро, как было условлено, встретились. Поработали несколько часов и решили встретиться еще раз. Я думал, что передача займет три дня. Утром Петр Иванович в наркомат не пришел. Я ждал его час, два, три – так и не дождался. Мне просто вручили ключ от сейфа. Тогда только я понял смысл слов, сказанных накануне Сталиным, когда я по его приказанию позвонил по телефону. «Вы еще не приняли дела?» – спросил он. «Нет еще». «Торопитесь, а то не успеете», – сказал Сталин и повесил трубку».

     Смирнов-Светловский был арестован 26 марта 1939 года. Одним из оснований для ареста Петра Ивановича послужили показания его бывшего начальника – первого наркома ВМФ СССР армейского комиссара 1 ранга П.А. Смирнова.
     Целый год из Петра Ивановича выбивали признания во «вражеской деятельности». При этом применялись «физические меры воздействия», а попросту – избиения и «стояние на конвейере», когда подследственный стоял много часов, а следователи менялись.
     16 марта 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрела дело Смирнова-Светловского. Ему было предъявлено, в частности, обвинение в том, что он «…являлся активным участником военно-фашистского заговора, проводил вредительскую работу по снижению боевой готовности флота путем умышленного затягивания строительства баз флота, размещения их в непроходящих местах, срыве кораблестроительной программы и внедрению в производство заведомо негодных проектов торпедных катеров…»
     Как показала дополнительная проверка, проведенная органами Прокуратуры СССР в 1956 году, «…хотя, судя по этим справкам, усматривается наличие ряда недостатков в решении перечисленных вопросов, однако содержащиеся здесь данные не могут служить основанием для вывода о вредительстве со стороны Смирнова-Светловского».
     Несмотря на заслуги Смирнова-Светловского перед страной в годы революции, Гражданской войны и возрождения флота, он был приговорен «к высшей мере социальной защиты – расстрелу». Приговор исполнили на рассвете следующего дня...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex