на главную страницу

27 Июля 2007 года

Журналистское расследование

Пятница

Точка разрыва

Владимир СТРАШКО, «Суворовский натиск» – специально для «Красной звезды».



     (Окончание. Начало в № 130.)
     Касаясь переменного состава дисциплинарного батальона, полковник Сергей Дубенцов отметил, что в настоящий момент за СОЧ (самовольное оставление части) из частей Сухопутных войск отбывают наказание 26 солдат. 14 из них – контрактники, пять из которых обращались за платной юридической помощью к адвокатам, но обвинительных приговоров не избежали.
     В этих цифрах явно прослеживается вся соль проблемы: все без исключения преступники в погонах несут заслуженное наказание.
     
Не делайте парня идиотом!

     Отделаться от пристальной опеки Валентины Васильевны в суде не так-то просто. Понимая, что номер с «тяжелыми обстоятельствами», побудившими солдата к побегу, не прошел, Валентина Васильевна прибегает к излюбленному шагу, организовав независимое медицинское обследование.
     Так, в военной прокуратуре Бикинского гарнизона было расследовано и направлено в суд уголовное дело в отношении контрактника сержанта Д. Тартышного, самовольно оставившего часть. В ходе предварительного следствия обвиняемый по настоянию В. Решеткиной избрал для защиты заявление о своей негодности к военной службе из-за различных заболеваний. С целью проверки этих доводов Д. Тартышный прошел обследование в гарнизонном госпитале, в стационаре 301-го окружного военного клинического госпиталя ДВО, также была проведена комиссионная психиатрическая экспертиза. По результатам этих мероприятий обвиняемый признан годным к военной службе. Но В. Решеткина не унималась, продолжая заявлять в суде о наличии заболеваний, не позволяющих служить в армии, необъективности медицинских обследований. Плюс ко всему сообщала об избиении Д. Тартышного во время службы, пытаясь представить суду недостоверные медицинские документы. Но ни сам подсудимый, ни его мать о фактах неуставных отношений не заявляли и не подтвердили заявления Валентины Васильевны. В связи с этим Д. Тартышный, не желая клеймить себя еще и диагнозом «психически нездоров», в ходе судебного заседания отказался от ее услуг, и она была удалена из зала.
     Примечательно, что теперь за эти заявления Валентина Васильевна собралась подавать на своего подзащитного гражданский иск.
     А, например, в случае с сержантом Сергеем М. она отработала, как в триллере. Схема действий применялась примерно та же, что и в рассказанной выше истории. Валентина Васильевна добилась-таки помещения Сергея в психиатрическую больницу им. профессора Галанта. Но когда на пункте сбора дезертиров обнаружили отсутствие подсудимого, военная прокуратура забила в колокола. Повезло еще, что парня не успели сделать психом и выписали с диагнозом «здоров». Но интересно не это.
     - Он контрактник, тем более из другой части, поэтому уехал в больницу сам и по собственной воле, – рассказывает Валентина Решеткина. – Мы в этом не участвовали.
     Опять слукавила Валентина Васильевна. Почему? Все просто. В УК РФ есть статья 128 (незаконное помещение в психиатрический стационар). Незаконным считается помещение в ПС заведомо здорового лица, а также лица, страдающего психическим расстройством, если госпитализация проведена с нарушением оснований и порядка, установленных законом.
     В общем, нарушение было налицо. Правильный порядок в случае с Сергеем М. должен был быть совершенно другим. Для начала больной после осмотра направляется на госпитализацию врачом-психиатром. Потом в суде заявляется ходатайство. Суд в течение трех дней должен принять решение о необходимости госпитализации подсудимого. Затем уже подсудимый подлежит лечению. В том-то и дело, что ни в суд, ни в прокуратуру заявлений не поступало, не говоря уже об осмотре у психиатра. А Валентина Васильевна обошла закон, ходатайствуя за Сергея напрямую перед главным врачом больницы, и, по сути, на 11 дней незаконно лишила парня свободы. К слову, санкцией только по статье 128 УК РФ за это предусмотрено наказание сроком до трех лет.
     
Хитроумный тандем

     С 7 октября 2005 г. Валентина Решеткина работает в тесной связке с автономной некоммерческой организацией «Правозащитный центр», являясь ее соучредителем. Примечательно, что возглавляет центр Павел Шмаков – человек довольно известный в военных кругах. В свое время он входил в число далеко не худших командиров частей ДВО. Боевой путь офицера прервался на легендарном «Млечнике». Потом Павел Борисович был переведен в одно из управлений штаба округа.
     Осенью 2005-го я встретил его случайно в медпункте штаба ДВО. В разговоре накоротке он сообщил, что увольняется по состоянию здоровья, и вручил яркую визитку с координатами нового центра. Только совсем недавно, буквально несколько дней назад, офицер был уволен из Вооруженных Сил. Возникает вопрос, как он мог учредить общественную организацию, будучи офицером одного из управлений штаба ДВО, и на протяжении почти трех лет заниматься деятельностью, противоречащей Закону «О статусе военнослужащих»?
     Сам Павел Борисович считает, что законом это не запрещено. У военной прокуратуры противоположная точка зрения.
     Также, в соответствии с учредительными документами центра, не имеет он права и на оказание услуг адвоката, тем более платных.
     - А я работаю на голом энтузиазме. Так привык еще в армии. Поэтому денег от приходящих ко мне со своими проблемами граждан я не беру, – с пафосом заявил корреспонденту «СН» Павел Шмаков.
     Однако через два дня после этого разговора в «Правозащитном центре» из своего рабочего сейфа полковник запаса вернул денежную сумму в размере 30 тысяч рублей одному из своих подзащитных.
     Эти деньги, по словам П. Шмакова, он получил от солдата Вадима Л. для передачи адвокату. Однако этого адвоката так никто и не увидел. А взяв деньги, Павел Борисович на звонки перепуганного солдата почему-то не отвечал. В соответствии с УПК РФ участие адвоката было обеспечено Вадиму Л. военной прокуратурой. Сам солдат сообщил, что П. Шмаков, представившись адвокатом и пообещав благополучный исход дела, выманил их у него обманным путем. 30 тысяч рублей благодаря военной прокуратуре были возвращены парню. Но где еще шесть тысяч рублей, которые были потрачены якобы на транспортные расходы?
     В апреле Вадим был осужден. Так почему патриот своего дела и просто порядочный человек Павел Борисович сначала бросил подзащитного на произвол судьбы и забыл вернуть ему деньги? Во всяком случае, зачем было дожидаться внушений со стороны военной прокуратуры? Где здесь истина, судите сами.
     
Инструментарий «холодной войны»

     Как известно, целью информационной войны является воздействие на разум, особенно разум тех, кто принимает ключевые решения по поводу войны и мира, а с военной точки зрения, на разум тех, кто принимает ключевые решения, когда и как использовать имеющиеся силы и возможности стратегических структур. Так учат признанные корифеи пиара. Информационные войны сильных делают сильнее, а слабых более слабыми. Информационная цивилизация, к которой переходит человечество, сделала информацию своим базовым параметром.
     Резко возросшая значимость общественного мнения также меняет «правила игры» как для военных, так и для политиков. Поэтому, как правило, пик активности информационно-психологических кампаний, операций и акций приходится на этап подготовки и проведения выборов. Результаты выборов напрямую зависят от воли народа, которую формирует общественное мнение.
     Страна сегодня – на рубеже этих выборов. Но к ним готовится не только Россия, но и, например, США, официально заявившие о выделении миллиардов долларов на эти цели. Пожалуй, нет смысла приводить страшилки о «пятой колонне» и агентах влияния, но приходится допустить вероятность их существования. Имеют ли к ним отношение те или иные российские общественные организации, решать не нам. Но Валентина Васильевна, кстати, в Штатах побывать уже успела…
     Похоже, Валентина Васильевна перегнула палку, заигравшись с общественным мнением. Что будет с ней лично и какая судьба уготована «Правозащитному центру», покажет время. Во всяком случае, органы власти и целый ряд общественных организаций спускать эту историю на тормозах не намерены.
     На пороге общего кабинета Валентины Васильевны и Павла Борисовича председатель КСМ в напутствие бросила фразу: «Вы хотя бы покажите статью перед публикацией… А впрочем, какая разница. Все равно пиар». В свою очередь Павел Борисович пожелал корреспонденту сохранить порядочность. Что они понимают под порядочностью, особенно на фоне своей, по сути, антиармейской деятельности, остается лишь догадываться…
     А пока Валентина Васильевна невольно оказалась в эпицентре «разрывов» общественного мнения, которые сама и организовала.
     Материал подготовлен при содействии начальника Службы информации и общественных связей - помощника командующего войсками ДВО по информации и общественным связям полковника Леонида КОЖАНА, помощника военного прокурора ДВО по связям с общественностью и СМИ капитана юстиции Светланы УСТИНОВОЙ, председателя совета организации ветеранов ДВО Виктора БОЛДЫРЕВА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex