на главную страницу

1 Августа 2007 года

Армия и общество

Среда

Нет равных русскому десанту

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
Фото службы информации ВДВ.



К общению с иностранцами "голубым беретам" не привыкать. Только если раньше это были в основном иностранные наемники, которых приходилось выкорчевывать из северокавказского ландшафта, то теперь - дружелюбно настроенные коллеги из зарубежных армий…
Активная фаза международного сотрудничества ВДВ началась три года назад обменными визитами с французскими и немецкими парашютистами. Затем прошла целая череда совместных учений. Летом 2005 года укомплектованные профессионалами роты 76-й воздушно-десантной дивизии приняли участие в контртеррористических учениях в Узбекистане, Индии и Китае, окончательно закрепив за ВДВ статус не только самых воюющего, но и самого "международно-активного" рода войск. С тех пор "голубые береты" побывали и в Швеции, и в Италии, и в Португалии, и в других странах. На очереди - визит в США.


     А буквально на днях из очередной загранкомандировки вернулся взвод псковских десантников. В Германии наши ребята изучали опыт немецких коллег. В свою очередь взвод 263-го парашютно-десантного батальона 26-й бригады бундесвера "настоящим образом" постигал русскую десантную практику на полигоне 76-й десантно-штурмовой дивизии. Гостям продемонстрировали оружие и боевую технику ВДВ и предоставили возможность совершить прыжки с парашютом из самолета Ан-2. Ну а кульминацией предложенной немцам "культурной" программы стало их участие в ротном тактическом учении с десантированием и боевой стрельбой.
     Подобные обмены визитами - дело весьма интересное и, кстати, необременительное с финансовой точки зрения. На военный аэродром Кресты близ Пскова немцы прилетели на своем самолете, без снаряжения и оружия. На нем же улетели в Германию и наши ребята. Получилось, десантники как
бы заменили друг друга, передоверив коллегам0 на неделю снаряжение и оружие.
     Самое сильное впечатление на немцев произвели прыжки с Ил-76. У себя-то они прыгают с турбовинтовых, а не реактивных самолетов.
     Между тем усиленная парашютно-десантная рота 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады все последние дни активно готовится к совместному антитеррористическому учению "Мирная миссия-2007". Напомним, что в рамках Шанхайской организации сотрудничества оно пройдет в середине августа в Чебаркуле.
     А уже в сентябре, во время полкового тактического учения ивановского парашютно-десантного полка на полигоне под Псковом, в этапе боевой стрельбы примут участие индийские парашютисты.
     Значение подобных международных контактов, по мнению заместителя командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке генерал-майора Вячеслава Борисова, трудно переоценить. Ведь задействованные в совместных учениях десантники получают уникальный опыт взаимодействия с теми же китайскими и индийскими коллегами, который едва ли заменишь теорией. Более того, получившие международный опыт подразделения, по мнению Борисова, обладают большим боевым потенциалом, чем взводы и роты, не имеющие такового. Не говоря уже о том, как подобные мероприятия укрепляют и развивают чувство гордости за принадлежность к крылатой пехоте. И в Китае, и в Индии солдаты, представляя ВДВ и Россию, по словам Борисова, порой действовали на пределе возможностей, любой ценой добиваясь нужного результата.
     Вот лишь один характерный пример. 50-я воздушно-десантная бригада - элита индийской армии. У каждого батальона - богатейшая родословная, свой музей, клуб. У тамошних солдат-контрактников в отличие от наших за плечами не один срок контракта, а от трех до пяти! Там если уж приходят в армию, то остаются в ней надолго. Что стимулируется серьезными (не как в России) деньгами и льготами. Казалось бы, с такими профи нашим вчерашним срочникам не тягаться. Особенно в субэкваториальной зоне и на двухкилометровой "тропе десантника", на которой индийские десантники тренируются каждый день. Однако наши хлопцы не только побили индийский рекорд времени преодоления такой полосы, но и произвели на этапе взводных соревнований настоящий фурор: времени, за которое наш взвод преодолел эту полосу, индийскому хватило лишь на половину дистанции.
     В Китае происходило примерно то же. Когда наши стали обыгрывать представителей Поднебесной практически во всех видах спортивных игр, команды решили смешать и сделать интернациональными. Иначе все выглядело как-то не слишком политкорректно.
     Явное превосходство у наших было и в стрельбе из штатного оружия. Надутые инертным газом мишени с помощью снайперской винтовки "Взломщик" и пулемета "Печенег" русские десантники щелкали как орехи.
     Но что удивило наших солдат и офицеров, так это то, что автоматы, орудия и боевые машины у китайцев исключительно своего производства. За рубежом они покупают только то, что не делают сами. Второе бросившееся в глаза обстоятельство - в Китае при проведении совместных учений невозможно было даже гипотетически столкнуться с такими понятиями, как "не хватает", "не запланировано", "не предусмотрено". Оказывается, в этой энергозависимой стране у армии в принципе отсутствуют какие-либо ограничения по лимиту топлива, выделению техники, количеству стрельб и прочим показателям интенсивности боевой подготовки. Российским десантникам для подготовки к учениям здесь было предоставлено все. И это не дань гостеприимству. Так, как наши ребята стреляли и водили в этой загранкомандировке, китайцы стреляют и водят каждый рабочий день.
     В чем еще мы серьезно уступаем тем же китайцам, так это в экипировке и оснащении. В Китае наличие у каждого бойца индивидуального средства связи давно уже не в диковинку. Как и использование в процессе обучения войск современных информационных технологий и мощной компьютерной техники. Макеты местности здесь уже не делают из подручных материалов, а Интернет и ноутбук давно не считаются роскошью.
     Вместе с тем генерал Борисов отмечает у китайских товарищей такую ахиллесову пяту, как значительное отставание в уровне подготовки штабов. Не случайно они как губка впитывали все, связанное с организацией работы нашего штаба во время совместных учений.
     Кстати, в китайской армии даже среди рядового состава многие знают русский язык. Кто в России торговал, кто учился. Так что переводчик порой не требовался.
     Говоря же о позаимствованном нами во время таких учений опыте, отвечающий за воздушно-десантную подготовку ВДВ генерал Борисов, конечно же, в первую очередь называет отказ от индивидуальной укладки людских парашютов. Если раньше десантники сами укладывали свои купола, то теперь во всех контрактных дивизиях появились специализирующиеся на этом профессионалы-укладчики. А значит, удалось высвободить драгоценное время для боевой подготовки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex