В украинских вооруженных силах сразу после их создания ВДВ были переименованы в аэромобильные войска. Это не совсем игра слов или, как утверждают некоторые, следование «западной моде». С принятием независимой Украиной оборонительной военной доктрины содержание наступательных действий советских ВДВ несильно-то вязалось с ней. Потому и стали украинские десантники аэромобилистами. А суть последних – участие в оборонительных, миротворческих и гуманитарных операциях, способность оперативно локализовать разгорающийся конфликт или место его возможного возникновения. Вместе с тем в украинских аэромобильных войсках есть как собственно аэромобильные, так и воздушно-десантные подразделения. И, стоит заметить, украинские «голубые береты» недолюбливают, когда их именуют аэромобилистами, предпочитая гордое - «десантники».
От СССР Украине досталась 1-я воздушно-десантная дивизия, дислоцировавшаяся в Одесской области и впоследствии переформированная в бригаду (по западным стандартам). Впрочем, по международным договоренностям Украина на заре своей независимости и могла иметь лишь одну «крылатую» дивизию. Помимо нее, были сформированы аэромобильные бригады в оперативных командованиях сухопутных войск. Однако отличие тут есть: только в бывшей дивизии оставалась чисто десантная бронетехника, в остальных частях – лишь легкое и стрелковое вооружение да «адаптированная» пехотная бронетехника – БРДМ-2.
Очень «хитрым» было формирование нынешней 95-й отдельной аэромобильной бригады в Житомире. Создавая ее «на ровном месте», украинское военное командование отошло от термина «бригада» и стала именовать житомирские части парашютистов Центром подготовки аэромобильных войск. Фокус состоял в том, что при желании этот центр можно было развернуть до уровня второй украинской дивизии ВДВ, то есть в данном случае аэромобильных войск. Но сейчас эпоха пертурбаций закончилась, и 95-я отдельная аэромобильная бригада успешно функционирует в составе объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР) – самой боеготовой структуре ВС Украины.
В центре внимания – ОСБР
На начало года в составе украинских аэромобильных войск было две отдельные бригады – воздушно-десантная и упомянутая 95-я аэромобильная. Последняя стала главной «ударной силой» сухопутного компонента объединенных сил быстрого реагирования – армейского корпуса, формирование которого закончено в 2006 году. Кроме аэромобилистов, в него вошли подразделения армейской авиации и противовоздушной обороны, артиллерийская и танковая бригады, две механизированные бригады. Еще несколько лет назад в составе бригады был создан «миротворческий» батальон, личный состав которого в большинстве своем прошел начальную «обкатку» в составе украинского контингента в Косово (KFOR). В настоящее время все солдаты и офицеры подразделения проходят обязательное обучение английскому языку. Стоит заметить, что в украинских контингентах в миротворческих миссиях не служат солдаты срочной службы, потому «миротворческий» батальон – сугубо «контрактный». Вообще, как в
аэромобильной, так и в воздушно-десантной бригаде немало солдат-контрактников и офицеров прошли через миротворческие миссии, причем главной «школой» получения боевого опыта стал Ирак.
Прошлый год ознаменовался настоящим прорывом в боевой подготовке десантников, впрочем, как и представителей других родов войск видов вооруженных сил Украины. Стоит заметить, что с приходом нынешнего руководства украинского министерства обороны главным принципом стал постулат: «перейти от бюджета «проедания» к бюджету развития». А организация боевой подготовки была обозначена министром обороны Анатолием Гриценко приоритетным направлением в жизнедеятельности всех вооруженных сил. В связи с этим была поставлена задача выполнить планы боевой подготовки, и в первую очередь частей и подразделений ОСБР, на 100 процентов. Планы эти на протяжении прошлого и текущих месяцев нынешнего года при всех недостатках в финансировании были перевыполнены. Что касается аэромобильных войск, можно привести такие цифры. На 2006 год было запланировано проведение 285 занятий и учений подразделений парашютистов с обязательным десантированием. Реально проведено 495.
Наиболее серьезным учением с широкомасштабным задействованием аэромобильных подразделений в прошлом году стало «Чистое небо-2006», прошедшее одновременно на нескольких полигонах в разных регионах Украины. В ходе его проведения впервые с 1991 года украинские десантники произвели парашютные прыжки в ночных условиях с отработкой учебно-боевых задач на земле. Также впервые производилось десантирование подразделений со штатной техникой и вооружением.
Для аэромобилистов были сформулированы три основных критерия: многофункциональность, мобильность, совместимость. На десантные подразделения были возложены помимо прежних также задачи проведения миротворческих и антитеррористических действий, а равно участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, техногенных и природных катастроф. Рассматривая вопрос о повышении мобильности, решено до конца этого года придать аэромобильным подразделениям армейскую авиацию и пересмотреть их штатный состав. Последнее касается и третьего критерия – совместимости, причем речь идет как о действиях совместно с подразделениями других родов войск, так и с коллегами из армий стран НАТО и стран-партнеров вообще.
Украинские «голубые береты» принимают активное участие в ежегодных международных учениях в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) как на территории Украины, так и за рубежом. Помимо широкомасштабных учений с задействованием подразделений разных родов войск различных видов вооруженных сил, есть и чисто «аэромобильные». Так, стали традиционными учения десантников стран НАТО «Cossack Steppe», которые в прошлом году проходили на территории Украины (до этого местом проведения были полигоны Польши, а два года назад - Великобритании). В прошлом году украинские аэромобилисты также приняли участие в «десантных» учениях в Форт-Бреге (США) и в учениях «Maple Arch» в Литве. Важной составляющей международного сотрудничества является участие представителей командного состава аэромобильных войск в компьютерных командно-штабных учениях, в ходе которых отрабатываются вопросы действий объединенных штабов в многонациональных миротворческих операциях и которые проходят в рамках программы ПРМ. Последние подобные учения проводились с участием офицеров-десантников США на базе Национальной академии обороны Украины. По словам начальника генерального штаба - главнокомандующего ВС Украины генерал-полковника Сергея Кириченко, объемы подобных как исключительно «украинских», так и международных учений до конца 2007 года значительно превзойдут прошлогодние.
«Школа» по названию Ирак
Как уже отмечалось, серьезной «школой», в том числе и для украинских аэромобилистов, стал Ирак. Здесь не проводились непосредственно десантные операции, однако были в реальной боевой обстановке отработаны вопросы проведения миротворческой и антитеррористической операций, возлагаемых сегодня на десантников. На первом месте, безусловно, находится реальный боевой опыт, приобретенный личным составом. Согласно приказу министра обороны все офицеры, прошедшие Ирак и другие миссии, состоят на особом учете в минобороны. Их служебное продвижение тщательно отслеживается кадровыми органами. Все ротации украинского контингента в Ираке (а это 5-я, 6-я, 7-я отдельные бригады и 81-я тактическая группа) по завершении срока пребывания составляли подробные отчеты, которые обобщались и передавались в генеральный штаб и командованию сухопутных войск ВС Украины. Сегодня они используются в разработке новых боевых уставов, наставлений и служебных инструкций.
Отдельной темой стало формирование с учетом боевого использования, требований к военной технике, вооружению и оснащению, которые сегодня нужны войскам. Ведь львиная доля того, что сейчас имеется, – «наследство» Советской Армии, в существенной части не удовлетворяющее современным требованиям. Прежде всего речь идет о технике. Имеющаяся же на вооружении бронетехника, как показал Ирак, далеко не самый удачный вариант для проведения миротворческих операций. Прежде всего потому, что те же бронетранспортеры БТР-80 и бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2, которыми был оснащен контингент, создавались для выполнения совершенно других задач. Единственное достоинство бронетранспортера БТР-80 для условий жаркого климата – это V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель КамАЗ-7403 с жидкостным охлаждением и турбокомпрессорным наддувом. Он ведет себя при высокой температуре куда лучше, нежели карбюраторные движки. Однако «вотчина» БТР – это поле, «оперативный простор». Для патрулирования в узких улочках восточного города, да и вообще в условиях населенных пунктов он просто непригоден. Большие габариты и абсолютно недостаточный обзор из кабины, а также отсутствие серьезной современной противоминной днищевой защиты делают его довольно слабеньким «миротворцем». Тактику использования бронемашин в стабилизирующей операции в Ираке украинцы выработали, «подстраиваясь» под выполняемые задачи. Габаритные низкоманевренные БТР-80, не подходящие для патрулирования узких улиц городов, использовали в основном для организации патрулей в сельской местности и конвоирования транспорта логистики. Немного лучше для «работы» в населенных пунктах в этом плане благодаря меньшим размерам выглядит бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, ими в основном и оснащены подразделения украинских аэромобильных войск. Однако время ее разработки и запуска в серию – 1962 год – говорит само за себя, об удовлетворении современным требованиям в этой ситуации говорить трудно. Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-41, установленный на эту машину, – не лучший вариант для условий жаркого климата. То же с обзором: передние смотровые окна, как и перископические приборы наблюдения ТПКУ-2Б и призменные приборы ТНП-1 и ТНП-А, абсолютно не дают возможности контролировать местность вокруг машины на малых расстояниях, что так актуально при выполнении задач в населенных пунктах. У этих бронемашин есть и другие серьезные недостатки, делающие их скорее «заменителем», нежели нормальной машиной для миротворцев. Самое главное, БРДМ-2 – «бардаки», как называли их в Ираке, - не имеют люков для бокового выхода. А значит, в случае боевой ситуации во время выполнения задач экипаж становится заложником, запертым в броне. Да и бронирование «бардаков» удовлетворительным никак не назовешь.
На основе анализа боевого использования имеющихся образцов бронетехники были сделаны определенные выводы. Заметим, что в Косово, в подразделениях миротворцев КFOR, используются модернизированные образцы БРДМ-2 с боковыми люками. Однако это, скорее, – временный «переходный» вариант. Ибо если речь идет об использовании десантных подразделений в миротворческих и антитеррористических операциях, то они нуждаются, помимо «полевой», и в «полицейской» бронетехнике. Подобные разработки украинский ВПК имеет и усиленно рекламирует. Остается ожидать постановки их на вооружение и закупок со стороны минобороны. То же касается и другой техники и вооружения. В настоящее время, как известно, закончены испытания уникального украинско-российского военно-транспортного самолета Ан-70. В ходе всех циклов испытаний присутствовали специалисты парашютно-десантной службы украинской аэромобильной дивизии. Их задачей было оценить возможности самолета для десантирования личного состава и техники. Ведь в украинской армии Ан-70 планируется поставлять в первую очередь для обслуживания аэромобильных частей в составе ОСБР. К этому стоит заметить, что Ан-70 уже принят на вооружение ВС Украины постановлением украинского кабмина.
Первый претендент на звание украинского автоматического оружия, поставленного на вооружение ВС Украины, - это недавно разработанная штурмовая винтовка спецназначения калибра 7,62 по типу «булл-пап», изготовленная специально для десантников и призванная заменить нынешнюю СВД (в украинской армии ее более современных аналогов попросту нет). Да и снаряжение парашютистов в скором претерпит изменения. Уже, кстати, создан и поступает в войска парашют украинского производства. То есть отечественных разработок на серьезном современном уровне хватает. Вся проблема в их «продвижении», которое упирается в «пресловутое» финансирование.