на главную страницу

4 Августа 2007 года

Армия и общество

Суббота

16-я воздушная продолжает бой!

Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда».
Фото Дмитрия ЗЕНИНА и Юрия ШИПИЛОВА.



65 лет исполняется прославленной 16-й Краснознаменной воздушной армии. Летчики сформированного во время Великой Отечественной войны объединения находились всегда в самом пекле сражений. В ходе Сталинградской битвы, в Белоруссии, Украине и особенно в Берлинской операции сухопутные войска поддерживались сокрушительными ударами штурмовиков и бомбардировщиков. Только за разгром фашистов под Курском и при форсировании Днепра 66 летчиков стали кавалерами Золотой Звезды Героя. В воздушном бою под Курском открыл счет сбитым вражеским самолетам легендарный летчик-истребитель Иван Кожедуб.
Берлинская операция отмечена красной строкой в боевом пути объединения. Только за период с 14 апреля по 5 мая 1945 года отважные асы провели 900 воздушных схваток, сбив при этом 800 бомбардировщиков и истребителей противника. Еще столько же фашистских самолетов так и не сумели подняться в небо – они были уничтожены прямо на аэродромах. Весь личный состав армии за проявленные мужество и героизм был награжден медалью «За взятие Берлина», а в поздравительных приказах Верховного Главнокомандующего отличившиеся части и соединения армии упоминались 47 раз!
В послевоенный период армия дислоцировалась на территории Германии. И только в 1993 году мощная авиационная группировка в кратчайшие сроки возвратилась на родную землю.
«Они были первыми» – так можно сказать о летчиках фронтовой и армейской авиации объединения, которые, едва успев вернуться на Родину, вступили в бой с бандформированиями в Таджикистане и на Северном Кавказе. Около 400 военнослужащих армии за проявленные мужество и героизм удостоены государственных наград.
О боевых буднях, проблемах и перспективах развития прославленного объединения рассказывает командующий 16-й воздушной армии генерал-майор Александр БЕЛЕВИЧ.

     



     


     

     
Визитная карточка

     Белевич Александр Михайлович родился 5 января 1958 года. Окончил Ейское ВВАУЛ, Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. За годы службы в Группе советских войск в Германии, Забайкальском, Туркестанском, Дальневосточном и Московском военных округах прошел все летные должности – от командира эскадрильи до начальника штаба армии ВВС и ПВО.
     Летчик-снайпер, заслуженный военный летчик России. Кавалер ордена «За военные заслуги».

     

     



     


     - Товарищ командующий, ваше объединение поистине уникально. Столь широкого спектра решаемых им задач нет, пожалуй, ни в одной другой армии ВВС и ПВО Военно-воздушных сил России.
     – Поддержка Сухопутных войск – вот основное предназначение нашей воздушной армии. И такое объединение на сегодняшний день единственное в Военно-воздушных силах. Более того, части армии дислоцируются на территории двух военных округов – Московского и Ленинградского.
     Полки фронтовых истребителей МиГ-29 совместно с классическими истребителями-перехватчиками ПВО МиГ-31 и Су-27 вот уже более 15 лет привлекаются к несению боевого дежурства по охране воздушной зоны Центрального промышленного района.
     Летчики бомбардировочной, разведывательной и штурмовой авиации на самолетах Су-24М,
     Су-24МР и Су-25 одними из первых в ВВС стали уничтожать незаконные вооруженные формирования на Северном Кавказе.
     То же самое можно сказать и о полках армейской авиации, оснащенных вертолетами Ми-24 и Ми-8, которые и сегодня ограниченным составом продолжают нести там службу. А на экипажи, находящиеся в местах постоянной дислокации, возложены задачи по поиску и спасению воздушных судов, терпящих бедствие, а также по пресечению террористических актов.
     «Воздушные рабочие войны» – так мы называем своих «транспортников». На отдельный смешанный авиаполк, вооруженный самолетами Ан-26, Ан-24, Ан-12, Ту-134 и вертолетами Ми-8, возложены задачи по перевозке грузов и личного состава. А полковая эскадрилья самолетов Ан-30 уже более десяти лет успешно решает задачи по контролю за выполнением Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
     Ни одно авиационное шоу в мире не обходится без воздушной акробатики наших знаменитых пилотажных групп «Русские витязи» на самолетах Су-27, «Стрижи» - на МиГ-29. Помнится, «Русские витязи» настолько покорили английскую королеву Елизавету II, что она удостоила их высшей чести – разрешила пролететь над своей резиденцией в Лондоне. Вместе с тем наш Центр показа авиатехники – не только высший пилотаж по праздникам. Пилоты участвуют и в летно-тактических учениях с боевой стрельбой. Поэтому в случае необходимости они готовы выполнить любую поставленную задачу. Скажу больше: лихие красивые виражи в небе для многочисленных зрителей – зрелище, а для наших пилотов - не что иное, как целенаправленная и планомерная отработка элементов воздушно-тактической подготовки.

     - Боевое дежурство по охране воздушной зоны Центрального промышленного района, которое несут ваши истребительные авиаполки, - пожалуй, одна из основных задач, стоящих перед объединением в мирное время.
     - Вы правы. Днем и ночью наши летчики-истребители по специальному графику несут боевое дежурство. В этом и состоит специфика авиации ПВО – всегда быть в готовности взмыть в небо и пресечь действия нарушителя воздушного пространства России. Только за прошлую неделю дежурные силы истребителей 14 раз приводились в готовность №1 по нарушителям режима полетов.
     Уровень подготовки наших летчиков позволяет решать поставленные задачи. В апреле 2006 года гвардейские истребительные авиационные полки, которыми командуют гвардии полковники Лев Спевак и Олег Лашкевич, проверяла Военная инспекция Минобороны. Двадцать четыре экипажа были подняты по тревоге и перебазировались на новое стратегическое направление. На полигоне Ашулук практически все воздушные цели были уничтожены управляемыми ракетами «воздух—воздух». Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Юрий Балуевский дал высокую оценку их четким и грамотным действиям.
     Спустя два месяца еще пять экипажей 14-го истребительного авиаполка участвовали в командно-штабном учении «Щит Союза-2006». Истребители вошли в состав западного оперативно-тактического командования и, перебазировавшись на аэродром Барановичи, совместно с белорусскими коллегами заступили на боевое дежурство. В ходе учения для перехвата условного нарушителя воздушного пространства по тревоге были подняты два экипажа. По средствам объективного контроля их действиям была дана высокая оценка - цели были уничтожены на установленных рубежах.
     - В период двух чеченских кампаний штурмовики и бомбардировщики активно участвовали в уничтожении бандформирований…
     - Совершенно верно, гвардейский штурмовой авиаполк, которым командует полковник Олег Маковецкий, – пожалуй, один из самых воюющих в Военно-воздушных силах.
     С 1991 по конец 1992 года летчики-штурмовики несли боевое дежурство в Абхазии. С 1993 года и по сей день – боевую вахту в Республике Таджикистан. В те годы пилоты громили бандформирования на востоке республики, уничтожали отдельные группы, переправляющие наркотики на территорию Таджикистана.
     В настоящее время авиаторы объединения выполняют задачи по прикрытию воздушных и наземных рубежей республики, взаимодействуя с 201-й российской военной базой. Есть у нас и свой «таджикский» герой. Два года назад гвардии майор Вадим Прядченко, рискуя жизнью, сумел отвести от таджикских населенных пунктов теряющий управление Су-25 и только после этого катапультировался.
     Самое активное участие принимали штурмовики и при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе.
     А в 2005 году, в день 60-летия победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, полковые асы гвардии полковник Олег Маковецкий, гвардии подполковник Сергей Шаршин и гвардии майор Сергей Коинов удостоились особой чести – на трех Су-25 пройти в боевом порядке над Красной площадью, оставив в небе Москвы после себя триколор России.
     Летчики и штурманы бомбардировочного авиаполка воевали в Карабахе и Таджикистане, где за сутки им приходилось выполнять по нескольку боевых задач. А за первую и вторую чеченские кампании пилоты совершили более 1.100 боевых вылетов.
     Кстати, в 1993 году именно полковые экипажи демонстрировали первому Президенту России дозаправку на предельно малой, стометровой высоте. И в том же году, впервые в российской истории, десять Су-24М, один из которых пилотировал полковник Сергей Шаталов, с двумя дозаправками (днем и ночью) совершили беспосадочный перелет из Западного региона РФ на Дальний Восток. Даже после почти семичасового пребывания в воздухе они смогли бы выполнить боевую задачу.
     Свой профессионализм пилоты полка доказали не только в ходе боевых действий и тактических учений, но и в экстремальных ситуациях. В марте 2006 года на самолете, который пилотировали заместитель командира авиационной эскадрильи майор В.Сергеев и старший летчик капитан
     Р. Островерхов, произошел взрыв, из-за чего отказала система управления, и бомбардировщик стал рассыпаться в воздухе. Летчик и штурман приняли решение, едва не стоившее им жизни: подождав, пока самолет уйдет в сторону от густонаселенного района, они благополучно катапультировались.
     - Армейская авиация вашего объединения до сих пор выполняет боевые задачи в Чечне…
     - Да, это действительно так. Экипажи отдельных вертолетных полков на вертолетах Ми-24 и Ми-8 принимали участие не только в боевых действиях в Афганистане, Приднестровье, Таджикистане и Абхазии, но и в миротворческих операциях в Югославии, Судане, Сирии и Анголе, а также в первой и второй чеченских кампаниях. Стоит отметить, что сложнейшие задачи по прикрытию с воздуха Сухопутных войск, а также по перевозке грузов и сопровождению колонн летчики всегда выполняют на самом высоком профессиональном уровне.
     Также экипажи вертолетов проводят десантирование как парашютно-десантных частей, так и сборных команд ВВС и войск Командования специального назначения по парашютному спорту, которые успешно выступают на мировом уровне. На это, кстати, уходит большая часть топлива и ресурса винтокрылых машин. Мы как-то подсчитали, что только за 2005 год экипажи «выбросили» около десяти тысяч парашютистов – примерно столько же личного состава насчитывается в одной воздушно-десантной дивизии.
     - Аэрофотосъемщики «открытого неба» - так называют в войсках эскадрилью Ан-30. Пяти экипажам приходится выполнять задачи как в России, так и за рубежом совместно с иностранными военными. Расскажите об этом уникальном подразделении.
     - В начале 1990-х годов ряд государств, принимавших участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, заключил Договор об обычных вооруженных силах в Европе, в котором шла речь о сокращении обычных вооружений – танков, самолетов и т.д. Для контроля за соблюдением условий договора странами-участницами был создан так называемый режим «открытого неба». И спустя несколько лет наши летчики приступили к наблюдательным полетам над территориями стран – участниц договора.
     На борту самолетов Ан-30 установлено специальное фотооборудование, которое позволяет делать снимки в автоматическом режиме как в разведывательных, так и в картографических целях. Хорошие разрешающие способности аппаратуры позволяют качественно запечатлеть на фото даже очень маленькие объекты.
     Примечательно, что Ан-30 – единственный самолет со стационарным бортовым фотооборудованием, использующийся по «открытому небу». У заграничных аналогов, к примеру, у того же американского «Геркулеса»
     (С-130), подобная аппаратура крепится с внешней стороны планера (на «брюхо»).
     График полетов в эскадрилье очень напряженный. Только в июне наши экипажи выполнили наблюдательные полеты над территориями Швеции, Англии, Франции и Германии. А всего за десять лет экипажи более сотни раз посещали зарубежные государства, облетев всю Европу, США и Канаду. В свою очередь, мы обеспечили работу более чем 60 иностранных миссий из 20 стран мира.
     Недавно Президент России Владимир Путин своим указом приостановил участие нашей страны в договоре. Однако наши экипажи всегда находятся в режиме постоянной готовности и по первому приказу готовы возобновить полеты.
     - Какие проблемы, как командующего воздушной армией, волнуют вас больше всего?
     - Больше всего меня волнует уровень подготовки летного состава, состояние исправности ВВТ и безопасность полетов. Авиационные полки должны летать, летчики и штурманы – иметь хорошую практику. А от этого напрямую зависит и безопасность полетов. Но, к сожалению, лимит авиационного горючего, выделяемого на решение задач боевой подготовки, не позволял поддерживать достаточную натренированность личного состава. Вы только представьте: на протяжении последних 15 лет лимит топлива, выделяемого на боевую подготовку, не поднимался выше четверти от самой минимальной потребности! Тем не менее хочется отметить, что обстановка меняется в лучшую сторону. Есть решение руководства страны о финансировании дополнительных закупок авиационного горючего для военной авиации. В течение июля запасы авиатоплива на наших складах уже пополнились на 40 процентов. Причем это топливо предназначено только для боевой подготовки в летнем периоде обучения. И, насколько мне известно, на следующий учебный год лимит горючего будет также увеличен.
     Если еще в прошлом году средний налет летчика истребительной, фронтовой и армейской авиации составлял порядка 25 часов в год, то, надеюсь, уже в ближайшее время нам удастся повысить этот показатель в два раза. Интенсивность полетов, с которой мы летаем уже больше месяца, сравнима с той, которая была 20 лет назад. Две-три восьмичасовые летные смены каждую неделю! Это очень хорошо. Но в этой связи появилась новая проблема. Молодой летный и инженерно-технический состав не приучен к столь напряженному графику полетов, поэтому основные усилия руководителей всех уровней направляем на соблюдение требований безопасности полетов.
     Одной из острейших проблем на сегодняшний день остается малый ресурс авиационных двигателей и недостаток запасных частей для самолетов. Про новые двигатели речи нет. Получить двигатель с капремонта с ресурсом более 100 часов по нынешним временам уже считается роскошью. Одно из направлений по поддержанию «жизни» двигателя - это продление ресурса. Однако продление ресурса практически не поддается планированию…
     Очень надеюсь, что по аналогии с выделением дополнительного топлива на боевую подготовку вскоре будут изысканы дополнительные средства и для проведения срочных капитальных ремонтов наших авиационных двигателей.
     Но основное внимание хотел бы заострить на проблеме подготовки руководящего состава управления армии, соединений и частей. Отсутствие целенаправленной боевой учебы на протяжении последних десяти лет привело к тому, что многие должности занимают офицеры, не имеющие достаточного опыта проведения тактических учений, в том числе и с боевой стрельбой. И это не их вина. Кризис конца 1990-х, когда у государства не хватало средств на развитие военной авиации, конечно же наложил свой отпечаток. Поэтому одной из своих главных задач на начальном этапе управления армией считаю именно методическую работу по подготовке этой категории военнослужащих к управлению воинскими коллективами.
     - Когда на вооружение объединения поступят новые и модернизированные самолеты?
     - В соответствии с Государственной программой определен график перевооружения авиационных полков на новые и модернизированные самолеты. К примеру, на истребители Су-27СМ первым в Военно-воздушных силах уже переучился авиаполк дальневосточной армии ВВС и ПВО. Сейчас переучивается следующий.
     В ближайшее время будут перевооружены два наших авиаполка. На смену Су-24М придет новый Су-34, а летчики одного из истребительных авиаполков на МиГ-29 начнут осваивать МиГ-29СМ, который по аналогии с Су-27СМ подвергается глубокой модернизации.
     Штурмовик Су-25, наш знаменитый «Грач», отлично зарекомендовавший себя в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», также успешно модернизируется. Месяц назад первая партия таких самолетов уже поступила в одну из армий ВВС и ПВО. Через некоторое время они поступят и к нам.
     - Товарищ командующий, кого в этот праздничный день вы хотите отметить и что пожелаете военнослужащим и ветеранам воздушной армии?
     - Я мог бы назвать поименно десятки офицеров, прапорщиков, военнослужащих по призыву, которые, безусловно, заслуживают особой благодарности. Это полковники Сергей Клименко, Валерий Дуда, Евгений Калюжный, Сергей Шаталов, Олег Маковецкий, Сергей Бондаренко, Александр Бирюков, Александр Комаров, Александр Комар, подполковник Алексей Попов и многие другие.
     За помощь в подготовке к проведению праздника хочу поблагодарить администрацию Московской области и лично губернатора Бориса Всеволодовича Громова, администрацию Одинцовского района и его главу Александра Гладышева, правительство Курской области и руководителя ОАО «Залесье» Григория Носикова.
     От всего сердца поздравляю уважаемых ветеранов и весь личный состав с юбилеем нашей прославленной армии! Мы свято чтим ее традиции. С такой же самоотверженностью, как во время Великой Отечественной наши ветераны сражались за Родину, мы боремся сегодня за развитие нашего объединения, за повышение налета летного состава, за качественную подготовку молодых пилотов, за исправность авиационной техники, за скорейшее решение социальных проблем военнослужащих. Счастья вам, авиаторы, крепкого здоровья и терпения! Как и в грозные сороковые, 16-я воздушная продолжает бой!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex