на главную страницу

25 Августа 2007 года

Армия и общество

Суббота

Уральская кузница офицерских кадров

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



70 лет назад на основании постановления Совета Народных комиссаров на базе Уральского индустриального института (в настоящее время Уральский государственный технический университет – УПИ) была создана объединенная военная кафедра – родоначальница нынешнего Екатеринбургского института военно-технического образования и безопасности (ИВТОБ). Об истории и дне сегодняшнем военной составляющей одного из старейших вузов страны рассказывает начальник ИВТОБ УГТУ-УПИ полковник в отставке Леонид ХАБАРОВ.

     


     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     

     Леонид Васильевич ХАБАРОВ родился 8 мая 1947 г. в городе Шадринск Курганской области. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, Военную академию им. Фрунзе. Прошел должности от командира воздушно-десантного взвода до начальника штаба десантно-штурмовой бригады. Дважды проходил службу в Афганистане (с декабря 1979 по апрель 1980 г. - командиром  батальона отдельной десантно-штурмовой бригады, с октября 1984 по сентябрь 1985 г. - начальником штаба бригады).
     Кандидат философских наук. С 1991 г. - начальник факультета военного обучения УГТУ-УПИ. С 2004 г. - начальник ИВТОБ УГТУ-УПИ. Награжден орденами Красного Знамени, «За военные заслуги». Почетный работник профессионального образования РФ. Женат, воспитал двух сыновей-офицеров.

     

     


     - Леонид Васильевич, 70 лет – срок немалый. Как изменилась кафедра за эти годы?
     - По большому счету за истекшие десятилетия «стержневая» составляющая военного обучения в стенах нашего вуза кардинальных изменений не претерпела. Да, менялись преподаваемые профили, переоснащалась материально-техническая база, на изучаемых направлениях варьировалось количество учебных часов и так далее, но суть изначальной идеи -подготовка квалифицированных специалистов для войск - осталась прежней. Судите сами. Согласно разнарядке в 1936 году новому Уральскому индустриальному институту вменялась подготовка командиров запаса артиллерии, инженерных, химических войск и авиации. С 1944 года в связи с наращиванием в Советском Союзе, и в частности на Урале, мощностей по производству танков, а также из-за нехватки на фронте квалифицированных офицеров-танкистов, свердловский вуз приступил к подготовке офицеров запаса для танковых войск.
     Надо отдать должное - с теми плановыми заданиями объединенная военная кафедра справлялась, что называется, по всем статьям. Как, впрочем, это происходит и сегодня. Более того, с 2005 года мы включились в эксперимент по подготовке кадровых офицеров для Вооруженных Сил. Предполагается, что столь неординарное содействие единой системе военного образования отчасти поможет нивелировать проблему нехватки младших офицеров в войсковых звеньях «взвод» и «рота». Насколько это важно для армии, размышлять не приходится. Достаточно вспомнить, что чуть больше года назад на базе Екатеринбургского ИВТОБ прошла отдельная научно-практическая конференция по проблемам подготовки офицерских кадров в гражданских высших учебных заведениях. В ней приняли участие статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков, представители Главного управления кадров Министерства обороны, начальники факультетов военного образования, ректоры, проректоры по учебной работе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
     - Тогда, готовясь к адаптации идеи во вверенном «хозяйстве», вы акцентировали внимание на том, что качественной подготовке будущих войсковых специалистов во многом будет способствовать серьезное дооснащение имеющейся учебной материально-технической базы военных кафедр.
     - Совершенно верно. Говоря, в частности, о всесторонней подготовке будущих танковых технарей, уже прозванных в войсковых коллективах, где им довелось стажироваться, «реаниматорами», я имел в виду не только наращивание «мощностей» действующего на кафедре танковых войск класса по спецподготовке, но и поступление в распоряжение обучаемых «живых» Т-72, Т-80 и Т-90.
     И эта надобность – не из разряда удовлетворения мнимых амбиций – мол, мы настолько «наворочены», что располагаем настоящими танками. Натурные образцы востребованы в силу профессиональной необходимости. Я убежден, что в войска выпускник ИВТОБ должен приходить не только с компьютерно-тренажерными знаниями, но и с практическим опытом обслуживания, восстановления реальной бронетехники. Этому, кстати, как нельзя лучше способствует само место дислокации Института военно-технического образования. Уральский регион в достаточной степени насыщен танковыми частями и подразделениями, а также предприятиями оборонного профиля с бронетанковой составляющей. Так что в процессе учебы наши курсанты имеют неограниченный доступ к наращиванию индивидуального профессионального мастерства.
     - С момента включения в эксперимент прошло достаточно времени. Каково текущее положение дел в Екатеринбургском ИВТОБ?
     - Нововведение прижилось. Иначе и быть не могло, ведь разработка федеральной программы реформирования системы военного образования была осуществлена в стенах Министерства обороны РФ. А авторы, как известно, свои «детища» без должного контроля и посильной помощи не оставляют.
     Это в свою очередь настраивает на стабильное завтра. Просто в институте помнят и иные времена. К примеру, 1992 год, «отметившийся» началом «реформирования» российских Вооруженных Сил. Не секрет, что в тот период скудного финансирования со стороны военного ведомства ряд руководителей вузов поспешили «откреститься» от ставших обузой военных кафедр.
     - Следом был период неопределенности, когда стали известны положения грядущей федеральной программы реформирования системы военного образования. Наверняка все минувшие годы вас не покидали переживания в отношении дальнейшей судьбы факультета военного обучения?
     - Как говорится, хотите - верьте, хотите - нет, но ни в 1990-е годы, ни в пору принятия «в верхах» решения о прекращении деятельности целого ряда военных кафедр никто из офицеров факультета не сомневался в том, что нам еще трудиться и трудиться.
     Во-первых, потому что факультету действительно повезло оказаться под крылом столь сильного государственника - ректора вуза доктора технических наук, профессора, академика Инженерной академии России Станислава Набойченко. В первую очередь его нервами удалось не только сохранить объединенную военную кафедру, но и расширить ее до военного факультета (признанного, кстати, в 2003 году лучшим военным факультетом среди учебных заведений Министерства обороны), а в последующем до военного института.
     Во-вторых, авторитет и многолетние дела коллектива вуза давали нам все основания всерьез рассчитывать на размещение на нашей базе государственного заказа по подготовке квалифицированных кадров для Вооруженных Сил страны в рамках уже упомянутой федеральной программы.
     Мы десятилетиями доказывали, что в своем деле мы – лучшие. И наработанный авторитет вновь позволил заручиться доверием.
     - Родина не осталась безучастной к высокопрофессиональному труду мастеров подготовки специалистов для Вооруженных Сил. Полковнику Олегу Бугрову был вручен орден «За военные заслуги». Преподавательское мастерство девяти офицеров ИВТОБ, в том числе полковников Владислава Зиомковского, Анатолия Кота, Петра Демешко, отмечено орденом Почета…
     - И есть за что. В частности, девять лет назад на мощностях цикла разведки кафедры инженерных войск и разведывательных подразделений была сформирована военная кафедра специальной разведки. Это был прецедент не только в российской, но и в международной практике подготовки на базе гражданского вуза офицеров для войск специального назначения. В течение трех первых лет готовились разведчики по специальности «Боевое применение подразделений и частей спецназначения по командным и штабным должностям». Затем – офицеры запаса для частей и подразделений спецназначения по специальностям «Боевое применение частей и подразделений СпН» и «Боевое применение подразделений СРС».
     Об уровне выучки курсантов говорят показатели, демонстрируемые ими на первенствах Вооруженных Сил среди групп специального назначения. К примеру, в 1996 году воспитанники кафедры разведки обошли по всем статьям хваленых американских спецназовцев. В том же году в ходе всероссийских соревнований групп спецназначения в поселке Чучково курсант Дмитрий Авдеев стал первым среди состязавшихся радистов. В 2003 году в ходе псковского состязания групп СпН достижение своего предшественника повторил радист Антон Михайлов. Ряд выпускников ИВТОБ накрепко осели в частях специального назначения.
     Выбрав службу по контракту, за период контртеррористической операции на Северном Кавказе через Чечню прошли 15 выпускников факультета. Девять из них награждены орденом Мужества. Своим ратным трудом они пополнили линейку взращенных в стенах вуза патриотов Отечества, став тем самым в один ряд с десятью выпускниками УГТУ-УПИ - Героями Советского Союза и Российской Федерации.
     Выбирают волонтерскую судьбу и выпускники женского пола. Наглядный тому пример – старший лейтенант Екатерина Пильщикова и лейтенант Алена Вилкова. Первая из них отметилась тремя десятками прыжков с парашютом и участием в учебных походах на подлодке.
     Под стать разведчикам - воспитанники кафедры танковых войск. Трижды (в 1998, 2003 и 2005 годах) танкисты ИВТОБ признавались лучшими в линейке однопрофильных российских коллег. По итогам 2005-2006 учебного года этой чести удостоилась кафедра инженерных войск и войск ПВО.
     За годы своей деятельности ИВТОБ подготовил для войск свыше 49 тысяч офицеров запаса. Сегодня на его базе успешно обкатывается перспективное направление – третий год Институт военно-технического образования и безопасности УГТУ-УПИ готовит кадровых офицеров по четырем специальностям. По нашим наблюдениям, интерес к нововведению со стороны молодых людей лишь возрастает. Не скрою, определенную роль в этом играет тот факт, что выпускник получает двойной диплом. Так, лейтенант с квалификационным профилем «танкист» или «инженер» – это тот же гражданский инженер по многоцелевым колесно-гусеничным машинам, с профилем ПВО или разведки – тот же радиотехник. В первый набор конкурс между абитуриентами составлял полтора человека на место. По последним данным, этот показатель возрос до трех человек. И видна явная предрасположенность к сохранению этой поступательности. О чем свидетельствует география последнего набора курсантов. Это уже не только представители Екатеринбурга, но и Урала в целом. А в перспективе – всей России.
     Институт военно-технического образования и безопасности Уральского государственного технического университета – УПИ (620002 Екатеринбург, ул. Мира, д. 19, тел.: 374-50-23, 375-44-87) готовит кадровых офицеров для Вооруженных Сил РФ по четырем специальностям:
     - радиотехника (подготовка специалистов для войск специальной разведки), квалификация – инженер;
     - радиотехника (подготовка специалистов для войск ПВО ВВС), квалификация – инженер;
     - многоцелевые колесные и гусеничные машины (подготовка специалистов для танковых войск), квалификация – инженер;
     - многоцелевые колесные и гусеничные машины (подготовка специалистов для инженерных войск), квалификация – инженер.
     Вступительные экзамены: математика (компьютерное тестирование), физика (компьютерное тестирование), литература (сочинение).


     На снимке: курсанты кафедры разведки на занятиях по спецподготовке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex