Географические карты чем-то напоминают человеческие ладони. Точно так же испещрены они тайными для непосвященных линиями и знаками, масштабами и условностями. И точно так же, как умудренная жизнью старуха-цыганка нетрудно считывает с открытых ладоней чужие судьбы, так и гидрографы запросто читают по географическим картам биографию океана. Биографию, которая неразрывно связана и с их личной судьбой.
В далеком 1979 году Постановлением Правительства СССР на Балтийском и Черном морях были созданы специальные океанографические экспедиции для выполнения гидрографических исследований за рубежом. Вместе с семнадцатью товарищами по выпуску в Севастопольскую экспедицию был назначен и лейтенант Валерий Петько. Никакой романтикой в первые месяцы экспедиции даже не пахло. Так - сплошная хозяйственная рутина: получение мебели, камбузного скарба, техники и прочего. Но уже в ноябре командованием была поставлена первая и серьезная задача: выполнить крупномасштабный промер Созопольской бухты в братской Болгарии, где планировалось проведение учений вооруженных сил стран Варшавского договора.
- Зима, декабрь – погодные условия еще те.., - вспоминает Валерий Михайлович, - а из пяти гидрографов, убывших на ГС «Челекен» в Болгарию для выполнения задания, четверо — лейтенанты… Словом, первая ответственная работа далась большими нервами и обильным потом, но была успешно выполнена. А самое главное – у нас, молодых гидрографов, пропал страх перед неизведанным, который все мы, пожалуй, испытывали перед этим походом.
Настоящей школой стали комплексные океанографические исследования, выполненные личным составом экспедиции в 1980-1982 гг. в социалистической Эфиопии. За два года молодые офицеры научились не только давать 1,5 – 2 плана в сложных климатических и военно-политических условиях, но и ремонтировать своими силами «малыши» - малые гидрографические катера, которые эксплуатировались в напряженном режиме. В общем, уходили в Красное море неопытными лейтенантами, а вернулись настоящими профессионалами.
Потом были работы в Йемене, на Кубе, Черном и Азовском морях, походы в Атлантический и Индийский океаны.
- Когда работаешь в отрыве от базы, нередко возникают разные ситуации – и забавные, и не очень, - вспоминает Валерий Михайлович. - Как-то мы работали в местечке Марса-Таклай – на границе с Суданом. В этом районе песчаные бури отличаются особо неласковым нравом. Об этом мы узнали, когда внезапно налетевшая буря снесла жилую палатку, опрокинула ящики и холодильник с продуктами, унесла в море раскладушки. Людей не хватало, поэтому мы в это время удерживали палатку с аппаратурой. После той бури до самого возвращения домой пришлось спать на чехлах…
Одной из самых важных вех своей биографии капитан 1 ранга Петько считает назначение на должность командира гидрографической партии. В это время экспедиция работала на Бугско-Днепровско-Лиманском канале. Полевой сезон длился с марта – апреля до ноября.
- Не менее важным, - вспоминает собеседник, - мне кажется период службы начальником гидрографической части Керченского района. Во-первых, от службы с матросами перешел к работе с гражданским персоналом, с которым до этого почти не сталкивался. Во-вторых, район – это гидрографическая служба в миниатюре, и я вполне смог это понять и оценить…
На вопрос, какими проблемами живет сегодня гидрографическая служба ЧФ, Валерий Михайлович отвечает лаконично: «Живет тем же, чем и весь Черноморский флот, проблемы-то у нас общие».
- О недостаточном финансировании говорить не буду, - продолжает капитан 1 ранга Петько, - это уже набило оскомину. Но вот состояние гидрографических судов и катеров в последние годы вызывало тревогу. Надо отметить, что командование технического управления флота нас услышало и помогло сдвинуть проблему с мертвой точки. Введены в строй два лоцмейстерских судна, проводится ремонт больших гидрографических катеров. Если эта положительная тенденция сохранится, в гидрографической службе будет достаточно плавсредств не только для оперативного обеспечения действий сил флота, но и для выполнения плановых гидрографических исследований с целью обновления морских навигационных карт. Вот уже несколько лет, как такие работы возобновлены по инициативе ГУНиО Минобороны. Черноморские гидрографы ежегодно перевыполняют устанавливаемые Главкоматом ВМФ плановые объемы работ.
Вообще можно сказать, что многие проблемы решаются за счет высокого профессионализма и старания людей. Новое гидроштурманское вооружение пока поступает на флот в недостаточном количестве, старое из-за своего возраста часто требует регулировок и ремонта. Учитывая, что многие заводы – поставщики приборов и ЗИПа – прекратили свое существование, приходится нелегко.
По словам собеседника, лучше других частей гидрографической службы оснащен современной техникой гидрометеорологический центр флота. Поэтому и процент молодежи здесь выше. Техника техникой, но спутниковых тарелок и компьютеров еще недостаточно, чтобы понять все секреты кухни погоды. Вот и обращаются молодые специалисты за опытом к своим старшим коллегам - ветеранам флотской гидрографии.
Район гидрографической службы. Здесь служит и работает старая гвардия гидрографии. И на правом ее фланге – маячники. Специфика маячной службы такова, что маяки, как правило, устанавливаются вне населенных пунктов, на мысах, прибрежных горах, в удаленных от цивилизации местах. Здесь надо надеяться в первую очередь только на себя.
Развал Советского Союза отразился на жизни маячных городков. Появились перебои в финансировании и в снабжении строительными материалами, резко сократились поставки запасных частей, нередкими стали случаи разграбления неохраняемых знаков. Но сама система навигационного оборудования выжила. Потому что маяки не работают сами по себе, маяки освещают люди. С детства маячники приучают своих детей относиться к своему труду как к самому нужному и родному делу. Так возникают традиции, так возникают династии маячников.
Примеров маячных династий на Черном и Азовском морях много. Например, семья Макухов. Михаил Петрович Макух начал маячную службу в 1935 году на Потийском маяке, затем работал на Пицундском, а с 1939 года возглавлял маяк Сарыч. Здесь же работала техником его жена – Вера Степановна. Свою маячную вахту Михаил Петрович сдал только в 1973 году. Их сын Анатолий после службы в армии тоже стал маячником. С 1974 по 1993 год Анатолий Михайлович возглавлял Херсонесский маяк.
В гидрографической службе Черноморского флота хорошо известны фамилии маячников Барыкиных, Волобуевых, Захаровых, Саркисовых, Половых и многих других. Именно патриотизм и любовь к своему делу таких маячников, и в первую очередь начальников маяков, позволили не только сохранить их в смутный период развала и раздела, но и защитить от разного рода провокаций.
- Несколько слов о начальнике Айтодорского маяка Юрии Ивановиче Тюрине, - добавляет капитан 1 ранга Петько. - Он не только крепкий хозяин на своем объекте, он – большой романтик гидрографии и истории. Стараниями и руками Юрия Ивановича на маяке создан нештатный музей, экспонатами которого являются не только маячное и гидрографическое вооружение, но и прекрасная коллекция якорей.
О своих подчиненных Валерий Михайлович, кажется, может рассказывать часами. Очень показательная черта для достойного руководителя. Увы, но рамки одной газетной публикации не в состоянии вместить в себя всех добрых слов о людях гидрографической службы, о которых рассказал Валерий Михайлович. Да и опять же главным действующим героем в этой публикации является сам начальник черноморской гидрографии. Рассказывать о своих планах на будущее капитан 1 ранга Петько не стал: плохая, говорит, примета. А вот о своем семейном тыле рассказывал с большой теплотой.
- Особенности служебной биографии военного гидрографа таковы, что без надежного тыла никак, - говорит Валерий Михайлович. – В годы офицерской юности, случалось, по нескольку месяцев не бывал дома. Помню, первый раз я увидел свою дочь, когда ей было пять месяцев, а затем лишь когда ей исполнилось полтора года. Очень признателен своей жене Ольге за то, что она не только стойко переносила житейские неудобства, но и взяла на себя основную нагрузку по воспитанию детей. У меня замечательные дети – Ольга и Юрий. Дочь замужем, сын – студент. Жизнь продолжается.
А вместе с ней продолжается история океана.
На снимке: Капитан 1 ранга Валерий ПЕТЬКО.