на главную страницу

11 Сентября 2007 года

Армия и общество

Вторник

ОДКБ примеряет «голубые каски»

Организация Договора о коллективной безопасности намерена создать свои миротворческие силы

Виктор МИХАЙЛОВ.



     Можно не сомневаться, что мандат на миротворчество станет главной военно-политической составляющей предстоящего в начале октября саммита глав государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Но это, по мнению ряда аналитиков, и шаг региональной организации, каковой сегодня является ОДКБ, в «большой мир»: миротворческие воинские контингенты организации смогут действовать и под флагом ООН. Такое положение заложено в пакете документов о миротворческой деятельности, который 6 октября будет предложено рассмотреть президентам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
     Отметим сразу, никакой сенсации в том, что ОДКБ примеряет «голубые каски», нет. Еще в июне 2004 г. на саммите в Астане лидеры Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили «Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности». Свою позицию они обосновывали тем, что вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой, а их предотвращение и урегулирование без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным. Плюс к этому, по мнению глав государств, участие в миротворческих процессах имеет ключевое значение для продвижения военно-политических событий и интересов в международных делах как самих государств, так и ОДКБ в целом.
     На разработку собственно механизма миротворческой деятельности потребовалось три года. Сегодня он состоит из четырех документов: «Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ», «Положения о Коллективных миротворческих силах ОДКБ», «Положения об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ» и «Положения о главе миротворческой миссии ОДКБ». Базовыми, безусловно, являются два первых документа. Соглашение о миротворческой деятельности определяет, где и как планирует организация проводить миротворческие операции. Зоной миротворческой деятельности ОДКБ может оказаться весь мир. Если миротворческую операцию планируется проводить на территории государств, входящих в ОДКБ, то решение будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) с «незамедлительным информированием ООН». Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ сможет даже запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН. Последнее - запрос мандата - становится обязательным, если речь идет о проведении миротворческой операции за пределами территории государств – членов организации.
     Для проведения операции создаются Коллективные миротворческие силы (КМС). В их состав государства-союзники предоставляют специально подготовленные части и подразделения из собственных миротворческих контингентов. Отметим, что таковые сегодня есть практически во всех странах – членах ОДКБ. В России, например, есть специальная дивизия. Значительный опыт миротворчества и у Казахстана - это известный уже «Казбат», недавно развернутый в бригаду. Определенный миротворческий опыт и подразделения имеются у Армении, Киргизии и Таджикистана. На днях председатель постоянной комиссии совета Белоруссии по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец заявил, что в республике поддерживают создание миротворческого контингента ОДКБ.
     Принципиальная деталь: миротворчество будет носить исключительно добровольный характер. То есть, как следует из проектов документов, даже если СКБ примет решение о начале миротворческой операции, это абсолютно не значит, что в ней примут участие военнослужащие всех семи государств, входящих в ОДКБ. И еще одна принципиальная деталь: за любым из членов организации остается право на неограниченное участие своих миротворческих контингентов в операциях по мандату ООН или под эгидой других региональных организаций. Например, того же СНГ или ШОС. Для девиза же миротворчества ОДКБ вполне подойдут слова одной из статей проекта Соглашения о миротворческой деятельности: предпринимаемые КМС действия осуществляются в духе беспристрастности, нейтральности и открытости, при ясно выраженном согласии конфликтующих сторон.
     В состав КМС, как следует из проекта «Положения о Коллективных миротворческих силах ОДКБ», может быть включен военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал. При этом военные или милицейские подразделения должны пройти подготовку по единым для организации программам, принимать участие в регулярных совместных учениях и быть оснащены едиными или совместимыми образцами вооружения и связи.
     Уточним, что аналогичные требования уже действуют в формате ОДКБ. Например, в рамках Коллективных сил быстрого развертывания для Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР). А базой подготовки милицейских миротворческих подразделений, скорее всего, станет Всероссийский институт переподготовки кадров (ВИПК) МВД, который еще в прошлом году получил статус базового учебного заведения ОДКБ. Отметим, что ВИПК - школа солидная. Там проходят переподготовку представители правоохранительных органов более чем двадцати государств. И «эсэнговских» милиционеров для миротворческих операций под флагом ООН тоже готовят там.
     Комплектовать миротворческий контингент планируется только военнослужащими, проходящими службу по контракту, а также гражданским персоналом на добровольной основе с предварительным отбором. Следуя известной поговорке, что добро должно быть с кулаками, миротворцы ОДКБ, впрочем, как и все другие, при выполнении задач будут иметь штатное оружие. Применять его «голубые каски» смогут в строго оговоренных ситуациях. В частности, для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания, для защиты гражданского населения, самообороны и др.
     Насколько реальны «голубые каски» для ОДКБ? В том, что пакет документов о миротворческой деятельности в формате организации будет подписан, сомневаться практически не приходится. Эти документы не только прошли сквозь «сито» многочисленных внутригосударственных согласований и недавних консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел, обороны и секретарей советов безопасности стран, но и нашли поддержку у глав государств ОДКБ. Вопрос же, насколько окажется задействованным этот миротворческий потенциал, значительно сложнее. Возможны ли конфликты между государствами ОДКБ? По оценкам экспертов, между государствами, официально являющимися союзниками, практически нет. Но с учетом роста сепаратизма не исключены конфликты в регионах, в том числе в приграничных, в которые окажутся втянутыми сразу два, а то и три государства – члена организации.
     Значительно меньше шансов на участие контингента ОДКБ в урегулировании возможных конфликтов на постсоветском пространстве, например в зоне грузино-абхазского конфликта. Впрочем, некоторые эксперты не отрицают и подобной ситуации. Ведь оказались же в одном строю Смешанных сил по поддержанию мира в Южной Осетии грузинский и югоосетинский миротворческие батальоны, воевавшие до этого между собой. Наиболее реальна, по мнению аналитиков, ситуация, когда «голубые каски» ОДКБ встанут под флаг ООН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex