Можно не сомневаться, что мандат на миротворчество станет главной военно-политической составляющей предстоящего в начале октября саммита глав государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Но это, по мнению ряда аналитиков, и шаг региональной организации, каковой сегодня является ОДКБ, в «большой мир»: миротворческие воинские контингенты организации смогут действовать и под флагом ООН. Такое положение заложено в пакете документов о миротворческой деятельности, который 6 октября будет предложено рассмотреть президентам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
Отметим сразу, никакой сенсации в том, что ОДКБ примеряет «голубые каски», нет. Еще в июне 2004 г. на саммите в Астане лидеры Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили «Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности». Свою позицию они обосновывали тем, что вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой, а их предотвращение и урегулирование без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным. Плюс к этому, по мнению глав государств, участие в миротворческих процессах имеет ключевое значение для продвижения военно-политических событий и интересов в международных делах как самих государств, так и ОДКБ в целом.
На разработку собственно механизма миротворческой деятельности потребовалось три года. Сегодня он состоит из четырех документов: «Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ», «Положения о Коллективных миротворческих силах ОДКБ», «Положения об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ» и «Положения о главе миротворческой миссии ОДКБ». Базовыми, безусловно, являются два первых документа. Соглашение о миротворческой деятельности определяет, где и как планирует организация проводить миротворческие операции. Зоной миротворческой деятельности ОДКБ может оказаться весь мир. Если миротворческую операцию планируется проводить на территории государств, входящих в ОДКБ, то решение будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) с «незамедлительным информированием ООН». Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ сможет даже запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН. Последнее - запрос мандата - становится обязательным, если речь идет о проведении миротворческой операции за пределами территории государств – членов организации.
Для проведения операции создаются Коллективные миротворческие силы (КМС). В их состав государства-союзники предоставляют специально подготовленные части и подразделения из собственных миротворческих контингентов. Отметим, что таковые сегодня есть практически во всех странах – членах ОДКБ. В России, например, есть специальная дивизия. Значительный опыт миротворчества и у Казахстана - это известный уже «Казбат», недавно развернутый в бригаду. Определенный миротворческий опыт и подразделения имеются у Армении, Киргизии и Таджикистана. На днях председатель постоянной комиссии совета Белоруссии по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец заявил, что в республике поддерживают создание миротворческого контингента ОДКБ.
Принципиальная деталь: миротворчество будет носить исключительно добровольный характер. То есть, как следует из проектов документов, даже если СКБ примет решение о начале миротворческой операции, это абсолютно не значит, что в ней примут участие военнослужащие всех семи государств, входящих в ОДКБ. И еще одна принципиальная деталь: за любым из членов организации остается право на неограниченное участие своих миротворческих контингентов в операциях по мандату ООН или под эгидой других региональных организаций. Например, того же СНГ или ШОС. Для девиза же миротворчества ОДКБ вполне подойдут слова одной из статей проекта Соглашения о миротворческой деятельности: предпринимаемые КМС действия осуществляются в духе беспристрастности, нейтральности и открытости, при ясно выраженном согласии конфликтующих сторон.
В состав КМС, как следует из проекта «Положения о Коллективных миротворческих силах ОДКБ», может быть включен военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал. При этом военные или милицейские подразделения должны пройти подготовку по единым для организации программам, принимать участие в регулярных совместных учениях и быть оснащены едиными или совместимыми образцами вооружения и связи.
Уточним, что аналогичные требования уже действуют в формате ОДКБ. Например, в рамках Коллективных сил быстрого развертывания для Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР). А базой подготовки милицейских миротворческих подразделений, скорее всего, станет Всероссийский институт переподготовки кадров (ВИПК) МВД, который еще в прошлом году получил статус базового учебного заведения ОДКБ. Отметим, что ВИПК - школа солидная. Там проходят переподготовку представители правоохранительных органов более чем двадцати государств. И «эсэнговских» милиционеров для миротворческих операций под флагом ООН тоже готовят там.
Комплектовать миротворческий контингент планируется только военнослужащими, проходящими службу по контракту, а также гражданским персоналом на добровольной основе с предварительным отбором. Следуя известной поговорке, что добро должно быть с кулаками, миротворцы ОДКБ, впрочем, как и все другие, при выполнении задач будут иметь штатное оружие. Применять его «голубые каски» смогут в строго оговоренных ситуациях. В частности, для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания, для защиты гражданского населения, самообороны и др.
Насколько реальны «голубые каски» для ОДКБ? В том, что пакет документов о миротворческой деятельности в формате организации будет подписан, сомневаться практически не приходится. Эти документы не только прошли сквозь «сито» многочисленных внутригосударственных согласований и недавних консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел, обороны и секретарей советов безопасности стран, но и нашли поддержку у глав государств ОДКБ. Вопрос же, насколько окажется задействованным этот миротворческий потенциал, значительно сложнее. Возможны ли конфликты между государствами ОДКБ? По оценкам экспертов, между государствами, официально являющимися союзниками, практически нет. Но с учетом роста сепаратизма не исключены конфликты в регионах, в том числе в приграничных, в которые окажутся втянутыми сразу два, а то и три государства – члена организации.
Значительно меньше шансов на участие контингента ОДКБ в урегулировании возможных конфликтов на постсоветском пространстве, например в зоне грузино-абхазского конфликта. Впрочем, некоторые эксперты не отрицают и подобной ситуации. Ведь оказались же в одном строю Смешанных сил по поддержанию мира в Южной Осетии грузинский и югоосетинский миротворческие батальоны, воевавшие до этого между собой. Наиболее реальна, по мнению аналитиков, ситуация, когда «голубые каски» ОДКБ встанут под флаг ООН.
|