на главную страницу

22 Сентября 2007 года

Военный космос

Суббота

Горизонты ГЛОНАСС

Виктор КРЕТОВ,
ветеран космонавтики России.
Вадим ДАВЫДОВ.




     Отечественная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС создавалась и получила развитие еще несколько десятилетий назад. Начало ей было положено, как считают специалисты, запуском первого в СССР искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года. Научное обоснование использования ИСЗ для навигации впервые выдвинули ученые Военно-воздушной академии имени А.Ф. Можайского в 1955-1957 гг. Предварительные результаты нашли дальнейшее развитие в научно-исследовательской работе (НИР) «Спутник», которая была выполнена совместно с учеными институтов теоретической астрономии и электромеханики АН СССР, двух морских НИИ и Горьковского НИРФИ. Руководителями научной работы стали член-корреспондент АН СССР А.И. Лурьев и профессор П.Е. Эльсберг.
     Полученные результаты НИР стали основой для проведения в 1963 году опытно-конструкторских работ над отечественной низкоорбитальной системой, получившей название «Цикада». 27 ноября 1967 года на околоземную орбиту ракетой-носителем «Протон» был выведен первый навигационный спутник «Циклон» («Космос-192»). 12 октября 1982 года мощной ракетой «Протон-К» был запущен ИСЗ «Космос 1413». Дежурные расчеты Командно-измерительного центра приступили к телеуправлению первыми тремя ИСЗ отечественной глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС. Управление проводилось средствами наземных комплексов, размещенных в Краснознаменске и Щелково (Московская обл.), Красное село (Ленинградская обл.), Воркуте, Енисейске, Улан-Удэ, Якутске, пос. Солнечный (Хабаровский край), пос. Елизово (Камчатская обл.).
     Основным заказчиком и ответственным за испытания системы и управление ей было определено Министерство обороны в лице Ракетных войск стратегического назначения и Военно-космических сил. Спутниковая навигационная система была призвана обеспечить круглосуточное применение высокоточного оружия на любой местности, навигации стратегических ракет, самолетов дальней и фронтовой авиации, кораблей и подводных лодок, определить параметры движения и ориентации космических аппаратов. Официально система была принята в эксплуатацию в сентябре 1993 года. Специалисты второго испытательного центра Командно-измерительного комплекса осуществили развертывание ГЛОНАСС из 12 космических аппаратов и в дальнейшем обеспечили регулярную эксплуатацию системы.
     В декабре 1995 года навигационная система была развернута до необходимого штатного состава – 24 космических аппаратов на круговых орбитах в трех орбитальных плоскостях по восемь аппаратов в каждой. При очередном восполнении состава КА в январе 1998 года запуском трех аппаратов с одним из них не удавалось войти во взаимодействие. Предпринятые меры представителей главного конструктора системы ГЛОНАСС, чтобы понять причину сбоя, к успеху не привели. Офицеры центра А. Сомов, В. Кравцов, А. Будников, О. Бондарь включились в поиск причины неисправности. И их напряженный многосуточный труд дал положительный результат: смелое и нестандартное решение, предложенное О. Бондарем, позволило спасти спутник стоимостью около 300 миллионов рублей. Указом Президента РФ офицер был награжден орденом «За военные заслуги».
     Вскоре Правительство РФ принимает Постановление «О проведении работ по использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей». Совершенная аппаратура системы позволяла пользователю в любой момент с высокой точностью определить свое местоположение, скорость движения, знать точное время, пройденное расстояние, рассчитывать дистанцию между заданными точками и координаты этих точек, время прибытия в определенный пункт. На отображающем устройстве в нужный момент появляется линия отклонения от намеченного курса. Испытания нового поколения ИСЗ – ГЛОНАСС-М, имеющих срок службы до 5 лет, намечались на начало 1996 года. Но из-за хронического недофинансирования в последующие годы работы в полном объеме выполнены не были и система не получила должного развития. К декабрю 2001 года в составе системы оставалось всего шесть штатных КА и спутник «Космос-2324», оставленный для тренировки.
     В августе 2001 года Правительством России была утверждена Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на 2002–2011 годы. Она предусматривает создание космических аппаратов второго и третьего поколений: ГЛОНАСС-М, а затем и ГЛОНАСС-К с увеличенным сроком службы на орбите с пяти до десяти лет. До 31 декабря 2011 года должна быть утверждена федеральная целевая программа по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы.
     В настоящее время стало возможным, чтобы ГЛОНАСС заработала в штатном режиме. На орбите уже функционируют 18 КА системы из необходимых 24. Ожидается, что к концу 2009 года отечественная навигационная система пополнится еще шестью новыми КА. Она станет планетарной и даст возможность использовать систему в любой точке земного шара. Начиная с 2010 года будут запускаться космические аппараты только нового поколения – ГЛОНАСС-К с десятилетним рабочим сроком.
     Зачем все это надо? Бытует мнение, что наличие в XXI веке у государства современной глобальной навигационной спутниковой системы является таким же определяющим политическим и экономическим фактором, как обладание ядерным оружием или стратегическими запасами энергоресурсов. Не случайно Китай внимательно изучает и российский, и американский, и европейский опыт и решил идти «своим путем»: их навигационная сеть COMPASS должна заработать уже в 2008 году.
     В начале 2007 года в Москве состоялся I Международный форум по спутниковой навигации, в котором приняли участие 520 специалистов, представляющих 186 фирм, 34 региона России и 11 стран мира. На форуме обсуждалась проблема использования космических систем в интересах экономики. 17 мая 2007 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «Об использовании глобальной навигационной системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации». С этого времени она открыта для гражданского пользования безвозмездно и без ограничений. Министерство обороны сняло ограничения на точность определения координат. Тем самым развитие системы переходит на качественно новый уровень: военные будут использовать лишь пятую ее часть, а все остальное предназначено для гражданского потребителя.
     По прогнозам специалистов, в ближайшее время отечественная глобальная спутниковая система ГЛОНАСС, американская GPS и европейская GALILEO должны стать основой организации воздушного движения и судовождения, управления железнодорожным и автомобильным транспортом. Эти системы будут широко применяться силами правопорядка, «скорой помощи», поиска и спасения. Навигационными системами будут пользоваться туристы, водители личного транспорта, охотники и рыбаки. Специалисты обещают, что в недалеком будущем каждый мобильный телефон будет сопряжен с приемником навигационной информации.
     По данным экспертов, системами на базе ГЛОНАСС уже оснащено 10 тысяч единиц автомобильной техники, 100 тысяч частных машин, 355 воздушных, 1.770 морских и речных судов, 2 тысячи локомотивов и 2,5 тысячи вагонов. Развернуто 15 береговых систем управления и установлено 13 контрольно-корректирующих станций. Недалеко то время, когда автомобилисты получат от заводов-изготовителей автомобиль, в котором будет вмонтирован датчик ГЛОНАСС, и появится цифровая карта России в масштабе 1:50.000 и 1:100.000. Абонентская плата за услуги навигационной системы российскому автомобилисту может обойтись в 10 долларов в год. Другое дело – стоимость приемника ГЛОНАСС. поначалу его цена составит примерно 600-700 долларов США (для сравнения: приемник GPS стоит около 100 долларов). Кстати, система уже нашла коммерческое применение в Калужской и Ярославской областях.
     За счет гарантированного предоставления навигационных услуг как отечественным, так и зарубежным потребителям Россия сохранит лидирующие позиции в области спутниковой навигации. Тем самым будет обеспечена национальная безопасность и придан новый импульс социально-экономическому развитию страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex