на главную страницу

25 Сентября 2007 года

"ИНДРА - 2007": КОГДА СМОЛКЛИ ПУШКИ

Вторник

Русские учат побеждать

Подготовила Марианна ГРИШИНА, «Красная звезда».



О концепции и современных тенденциях развития национальных вооруженных сил и нынешнем состоянии российско-индийского военного сотрудничества «Красной звезде» рассказал председатель комитета начальников штабов – главнокомандующий сухопутными войсками армии Индии генерал Джогиндер Джасвант Сингх.

     - Господин генерал, совсем недавно завершились совместные российско-индийские антитеррористические учения «Индра-2007». Какое значение они имели для Индии?
     - Индия и Россия традиционно поддерживают очень тесные отношения и широкое сотрудничество во многих сферах. При этом сотрудничество в военной области является для нас одним из важнейших и основополагающих направлений стратегии национальной безопасности. В этом двустороннем взаимодействии в числе важнейших событий следует отметить нынешние совместные антитеррористические учения «Индра-2007», которые до этого проходили в 2005 году. Могу сказать, что они являются для наших стран краеугольным камнем кооперации в военной сфере. В их ходе российские и индийские военные приобретают опыт совместного взаимодействия, разрабатывают общую тактику ведения боя в рамках поставленных боевых задач, участвуют в совместных учебных операциях. Это помогает успешно противодействовать тем вызовам и угрозам, которые стоят перед нами, включая борьбу с терроризмом, участие в миротворческих операциях по мандату ООН и ряд других. Планирование и проведение военных учений подобного масштаба, безусловно, открывает перед армиями наших стран множество преимуществ. Мы изучаем лучшие традиции из профессионального опыта друг друга, делимся этим опытом, и, конечно, много от этого выигрываем. Я бы также добавил, что антитеррористические учения «Индра» помогают нам становиться более близкими партнерами и друзьями.
     - Безусловно, российско-индийские учения – это лишь одно из множества направлений военного сотрудничества между нашими странами. Какие вы могли бы выделить в нем важнейшие проекты и направления?
     - Одно из них – это двусторонние визиты и встречи военного командования двух стран на высшем уровне, в рамках которых обсуждаются конкретные направления совместной работы, позиции по важнейшим военно-политическим вопросам, военные доктрины и концепции (включая вопросы о том, как в них отражены новые угрозы и вызовы, стоящие перед нашими странами). Важность такого взаимодействия заключается в том, что уроки ведения боевых действий, которые усвоила одна из стран в прошлом, могут стать достоянием другой, и наоборот. Например, у Российской армии есть опыт длительного участия в военных действиях в Афганистане и Чечне, у индийской армии – в Кашмире и северо-восточной части страны. Теперь мы пытаемся совместно его проанализировать, возможно, с перспективой внесения каких-либо изменений в наши военные доктрины и концепции. Приведу другой пример: недавно мы завершили разработку доктрины по особым видам вооружений, которая охватывает самые разнообразные сферы – борьбу с террористами и повстанцами, проникновением незаконных бандформирований, а также разрешение приграничных споров. Этот документ недавно был представлен начальнику Генерального штаба Вооруженных сил РФ генералу армии Юрию Балуевскому и главнокомандующему Сухопутными войсками генералу армии Алексею Маслову.
     Следующим пунктом военного сотрудничества между Россией и Индией, который я хотел бы особо отметить, является вопрос об обмене опытом в плане стажировки и обучения наших военнослужащих. Мы хорошо понимаем важность того, чтобы представители офицерского состава различных подразделений индийской армии проходили стажировку в России. Мы также заинтересованы в получении некоторых видов российского вооружения и боевой техники, в консультациях с российскими военными по оперативно-техническим вопросам и т.д. Подобным же образом и российские офицеры могли бы проходить обучение у нас – в нашей академии генштаба, национальной академии обороны и других структурах. Мы могли бы проводить стажировки для курсантов и преподавателей высших военных учебных заведений, командиров подразделений, инструкторов и т.д.
     - Вероятно, что и военно-техническое сотрудничество представляет определенный интерес…
     - Сегодня настало время для того, чтобы Москва и Дели перешли к совместной разработке по развитию вооружений, необходимых для реализации задач наших вооруженных сил в будущем. Речь идет в том числе о ракетах «Брамос», создание которых является классическим примером совместного производства нашими странами систем вооружений будущего поколения. Если затрагивать тему наиболее важных военных контрактов, которые сейчас находятся на обсуждении у военных специалистов и экспертов, то в их числе следует упомянуть, что Индия планирует закупку российских танков, ракетных систем залпового огня, обсуждается также вопрос о системах противовоздушной обороны. Что касается военно-воздушных сил, то мы планируем заменить наш самолет «МиГ» какой-либо моделью самолета «Су». Другие важнейшие вопросы в этой области – относительно авианосца «Адмирал Горшков», некоторых фрегатов и другой подобной техники, – мы будем обсуждать на соответствующих форумах, и эксперты, занимающиеся этими проектами, определят все необходимые сферы для этого обсуждения. Я уверен, что мы преодолеем трудности и все пройдет успешно.
     - Индийская армия на сегодняшний день является одной из крупнейших армий мира. Как бы вы могли ее охарактеризовать?
     - Хочу отметить, что очень горд тем, что наши вооруженные силы в последние десятилетия превратились в настоящую профессиональную армию и стали во многом образцом для подражания для других стран региона.
     

     
Визитная карточка

     Генерал Джогиндер Джасвант Сингх - офицер в третьем поколении, участник Каргильского конфликта и ряда антитеррористических операций в Кашмире. Служил в командовании подготовки и обучения сухопутных сил, был заместителем руководителя Директората военных действий армии. Один из авторов «Доктрины индийской армии», в рамках которой было усовершенствовано планирование боевых операций, а также концепции «Железный кулак и бархатная перчатка», положенной в основу военной стратегии в отношении кашмирского урегулирования. В 2004 году назначен почетным адъютантом президента. До 2005 года возглавлял командование западной группы войск. 31 января 2005 года назначен председателем комитета начальников штабов - главнокомандующим сухопутными войсками.
     

     Армия сыграла важную роль в жизни страны. Основным столпом ее сильных позиций является то, что она профессиональная, и при этом отдалена как от политики, так и от религии. Кроме того, важной чертой наших вооруженных сил является то, что они всегда пользовалась доверием народа и являлись эффективным, хорошо организованным институтом. С момента обретения страной независимости мы сталкивались с многими вызовами и угрозами национальной безопасности как внешне-, так и внутриполитического характера и, на мой взгляд, достигли успеха в разрешении всех этих задач. Сегодня я, как командующий второй по численности армией в мире, могу это констатировать.
     - Рано или поздно любая армия мира сталкивается с необходимостью модернизации. На что при этом вы обращаете особое внимание?
     - Главные направления модернизации ориентированы на использование высоких технологий, включая возможности ведения ночного боя, разработку современных методов ведения военных действий, а также на совершенствование приемов информационной и электронной войны, разведки и др., на развитие военно-космических технологий, применение методов логистики в решении управленческих задач. Мы активно модернизируем свои вооруженные силы, делая при этом акцент на то, чтобы соответствовать как требованиям национальной безопасности, так и вызовам будущего развития.
     - А как насчет боевого опыта?
     - За последние 10 лет мы не участвовали ни в одной открытой войне или конфликте против какой-либо страны. Однако были вовлечены начиная с 1991 года в так называемую «войну чужими руками» - войну низкой интенсивности в Кашмире, а также сталкивались с проблемой терроризма на северо-востоке страны. Я могу сказать, что в настоящее время по обоим этим направлениям ситуация развивается стабильно и находится под контролем. В то же время мы, конечно, учитываем, что урегулирование конфликтов подобного рода связано не только с военной составляющей, но также не в меньшей степени с социально-экономической, идеологической, религиозной и политической. И как раз политическое искусство здесь состоит в том, чтобы объединить и добиться согласованности (синергии) действий военных (в тактическом плане и в плане «работы с населением») с действиями различных государственных структур, выполняющих свои задачи в рамках перечисленных направлений.
     - И каковы результаты?
     - Мы смогли добиться перелома ситуации в Кашмире и на северо-востоке страны, где население стало поддерживать различные пути мирного урегулирования конфликта и ориентироваться не на насилие, а на идеалы мира и благополучия. Во многом этого мы добились благодаря верно выбранному подходу и философии военных действий. Мы называем этот подход «Железный кулак и бархатная перчатка». То есть, с одной стороны, мы эффективно боремся с терроризмом и террористическими группами, а также с различными способами ведения «ближней войны», применяемыми противником в наших приграничных зонах, а с другой стороны, стараемся минимизировать ущерб и другие неудобства, которые могут быть причинены гражданскому населению в результате проведения операций военными. Надо сказать, непосредственная реализация данной концепции дает очень неплохие результаты. Главное, что, используя именно такую философию, мы смогли привлечь на свою сторону сердца и умы людей.
     Эффективными были и сами военные операции, проведенные в Кашмире. В ходе «Виджей» мы заставили отступить противника, который занял в 1999 году стратегические высоты на нашей стороне линии контроля в Каргиле (штат Джамму и Кашмир), угрожая тем самым полностью отрезать от снабжения войска, дислоцированные в северной части штата. Успех был достигнут, невзирая на очень сложные условия ведения боевых действий и тактические преимущества, которыми на тот момент располагал противник. В ходе «Паракрам» мы разместили крупный воинский контингент вдоль индо-пакистанской границы, существенно ограничив тем самым инфильтрацию в Кашмир террористов-смертников и боевиков.
     - А в чем состоят важнейшие приоритеты развития вооруженных сил Индии?
     - В целом мы продолжаем те реформы, которые были инициированы ранее. Мы пытаемся добиться большей интеграции различных родов наших войск, ВВС и ВМФ, стараемся улучшить качество проведения разведки, улучшить коммуникационные системы, с тем чтобы сделать их надежными. Мы планируем улучшить наши управленческие возможности в сфере авиации и модернизировать наши военно-воздушные силы в соответствии со стратегическими требованиями. Отряды специального назначения представляют собой еще одну сферу, на которую мы обращаем особое внимание. Что касается нашего военно-морского флота, то мы стараемся расширить его возможности с помощью дополнительных авианосцев и подводных боевых кораблей.
     Конечно, и человеческий фактор является важным аспектом. Обладая способностью развертывания крупных контингентов для проведения военных операций, мы в то же время укрепляем профессионализм военнослужащих и гуманитарную составляющую службы. В связи с этим мы активно работаем над тем, чтобы сделать армию мотивированной и хорошо организованной. Еще одним направлением нашей работы стало привлечение в армию женщин.
     - По этому поводу хотелось бы задать еще один важный, на мой взгляд, вопрос. Насколько высокой является средняя заработная плата индийских военнослужащих?
     - Денежное содержание наших военнослужащих не является очень высоким. В то же время оно достаточно велико для того, чтобы удовлетворять необходимые потребности и при этом сделать военную службу в целом привлекательной для населения. Время от времени созываются специальные комиссии, которые рассматривают вопрос о том, соответствуют ли эти зарплаты прожиточному минимуму, а также анализируют другие важнейшие запросы и потребности личного состава. В частности, в настоящее время вопрос о повышении денежного содержания рассматривается одной из таких комиссий. О своем решении она должна объявить в середине следующего года, и мы надеемся, что оно будет справедливым и позволит нашим военным успешно повышать свою квалификацию, отвечать всем требованиям, связанным с исполнением ими своих профессиональных обязанностей.
     Но вообще я хочу сказать, что в вопросах такого рода мы стараемся не сравнивать доходы нашей армии с частным сектором. Есть такая поговорка: хорошо там, где нас нет. Существует много различных преимуществ, которые дает нам служба в вооруженных силах. К счастью, у нас нет проблем с набором волонтеров. И тех, кто приходит в армию, мы стараемся как можно лучше «мотивировать» к исполнению своего воинского долга.
     - В начале сентября этого года в Бенгальском заливе прошли международные военно-морские учения «Малабар-2007» (США, Индия, Япония, Австралия и Сингапур). Какова была их цель?
     - Наша политика в военной сфере всегда заключалась в том, чтобы поддерживать и развивать связи с другими государствами, но никогда не становиться напрямую частью каких-либо военных и военно-политических альянсов, образованных той или иной группой стран. Мы взаимодействуем с вооруженными силами многих государств. В этом месяце состоялись совместные антитеррористические учения с Россией, а уже в следующем - в провинции Ченгду в Китае будет дан старт совместной индийско-китайской программе обучения и подготовки военнослужащих. Кроме того, Индия продолжает оставаться страной, предоставляющей крупнейший военный контингент миротворческим миссиям ООН.
     Принимаем мы участие и в военно-морских учениях «Малабар», чтобы осуществить проверку и, так сказать, протестировать возможности оперативного реагирования наших военно-морских сил, лучше узнать о практических навыках других стран в этой области, поделиться своим передовым профессиональным опытом. Хочу также добавить, что перед военно-морскими силами многих стран, включая Индию, стоят общие задачи, в том числе, связанные с предотвращением террористических акций на море, соблюдением морских границ и т.д. И в данном случае учения «Малабар», безусловно, способствуют более эффективному решению нами этих задач, имеющих важнейшее значение для мира и стабильности в регионе.
     В целом следует отметить, что с какими бы странами мы ни проводили совместные военные учения и обмен опытом, это ни в коем случае не осуществляется в ущерб нашему партнерству с другими государствами. И я думаю, что тесная дружба российских и индийских военных, сложившаяся за долгие годы, будет и в дальнейшем служить прочным фундаментом для развития военного сотрудничества России и Индии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex