на главную страницу

26 Сентября 2007 года

Гаджиево - северный форпост России

Среда

На румбах славы

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Около полусотни различных культурно-массовых и спортивных мероприятий пройдут в конце сентября в Гаджиево. Они будут посвящены полувековому юбилею этого города в Мурманской области, а также столетию легендарных подводников Героев Советского Союза Магомета Имадутдиновича Гаджиева и Николая Александровича Лунина.

     28 сентября состоится легкоатлетический кросс в рамках спартакиады школьников. В этот же день будут открыты памятные доски двум знаменитым покорителям глубин. На 29 сентября запланированы торжественное построение и парад войск гарнизона. На городской площади будут организованы спортивные состязания, массовые гулянья, праздничный фейерверк. «С юбилеем, любимый город!» - так будет называться концертно-развлекательная программа для жителей Гаджиево. На спортивной площадке одной из средних школ пройдут матчи по мини-футболу. К юбилею в Гаджиево появится и Аллея славы. Из городского бюджета выделены деньги на закупку ста саженцев. Их привезут из Мурманского лесхоза…
     Первые упоминания об этом населенном пункте приходятся на 1956 год, когда в бухту Ягельная на постоянное место базирования прибыла бригада дизельных подводных лодок Северного флота под командованием Героя Советского Союза капитана 1 ранга Николая Лунина. В 1957 году наряду с боевой учебой подводников началось строительство жилых домов и объектов соцкультбыта для членов семей военнослужащих. Эти постройки положили начало населенному пункту Ягельная Губа. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 октября 1967 года поселок Ягельная Губа был переименован в поселок Гаджиево. 14 сентября 1981 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Гаджиево стал закрытым городом Скалистый. А в 1999 году Скалистый был переименован в Гаджиево.
     Развитие этого городка неразрывно связано с развитием ВМФ. В первые же послевоенные годы наш флот активно строился, он получал новые корабли и самолеты, более совершенную радиолокационную, гидроакустическую, навигационную и радиотехническую аппаратуру. Больших успехов достигло и подводное кораблестроение. Создание новых аккумуляторных батарей значительно увеличило подводную скорость и дальность плавания лодок. Велись работы над принципиально новыми энергетическими установками.
     Осваивалась новая боевая техника. Учебные походы, маневры, различные учения стали проводиться в течение всего календарного года, невзирая на сложные погодные условия. Уже в конце пятидесятых годов прошлого столетия наметилось расширение зоны учебных плаваний, увеличение продолжительности и дальности походов.
     В тот период подводные лодки были признаны одним из главных родов сил флота при решении наступательных задач, способным наносить мощные удары по объектам стратегического назначения на побережье противника, нарушать его океанские и морские перевозки. Были правильно оценены роль и место этого рода сил флота, его возможности и раскрыты перспективы развития способов его оперативно-тактического использования.
     С конца 1950-х годов в ходе оперативной подготовки велись поиски и отработка таких форм действий флота, с помощью которых можно было бы вынудить противника полностью прекратить или значительно сократить морские и океанские перевозки в определенном районе на ограниченный, строго определенный срок. По своей сути это были новые операции, предусматривающие комплексное воздействие крупных сил флота по конвоям, одиночным транспортам, силам их прикрытия, портам погрузки и выгрузки в сочетании с широким применением минного оружия.
     При строительстве нового флота, конечно же, анализировался и опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны. За время той войны советские подводники уничтожили 87 боевых кораблей и 322 транспорта противника, общее водоизмещение которых составило почти один миллион тонн. Навечно свои имена в летопись подплава нашего Отечества вписали Магомет Гаджиев и Николай Лунин.
     Несколько слов о каждом из них. Магомет Имадутдинович Гаджиев родился в горном дагестанском ауле Мегеб, что неподалеку от городка Темир-Хан-Шура в крестьянской семье. в 1920-1922 годах, еще несовершеннолетним, ему довелось служить в Красной Армии. Принимал участие в боях на Северном Кавказе и в Закавказье с частями генерала Деникина, в ликвидации банд Гацинского хана. В 1925 году Магомет поступил в Военно-морское училище им. В.М. Фрунзе. Свою первую морскую практику он проходил на легендарном крейсере «Аврора». Именно на этом корабле в 1930 году Гаджиеву довелось выйти в долгое заграничное плавание. Авторитет у сокурсников Магомет завоевал быстро. На характере курсанта заметно сказалась фронтовая закалка - его не смущали никакие трудности. Одним из первых он вызвался идти в поход на шлюпке из Ленинграда в Астрахань по Мариинской водной системе и именно тогда узнал, что значит самому командовать судном, пусть даже крохотным.
     По окончании училища в 1931 году Гаджиева направили минером в бригаду подводных лодок Черноморского флота. Ему, правда, довелось некоторое время послужить и в Ленинграде - здесь, в учебном отряде, он совершенствовал свое умение офицера-подводника. Завершив учебу, Магомет вернулся на черноморскую базу в должности старпома командира подводной лодки, название которой - «Политработник» - вполне отвечало духу времени. Собственный корабль Гаджиев получил лишь в 1933 году после перевода на молодой Тихоокеанский флот.
     Новый командир одной из тихоокеанских «малюток» обучал экипаж действовать в экстремальных условиях. Первым делом личный состав субмарины освоил навыки штормового плавания, когда сила ветра достигала 9—10 баллов (в те времена большинство командиров подлодок предпочитало не выводить свои корабли в море даже при пятибалльном волнении). «Случись война - хорошей погоды не закажешь», - любил говаривать по этому поводу Гаджиев. В штабе флота Гаджиева считали одним из самых удачливых и способных командиров подводных лодок. Осенью 1940 года Магомет Гаджиев становится командиром дивизиона крейсерских подводных лодок типа «К» на Северном флоте. 7 сентября 1941 года крейсерская лодка К-2 капитана 3 ранга В.П. Уткина (на ее борту находился комдив) вышла в морской поход, который положил начало многочисленным военным победам дивизиона Гаджиева. Жертвой оказался фашистский транспорт «Лофотен» водоизмещением около шести тысяч тонн. Атакуя это судно, Гаджиев впервые в подводном флоте успешно использовал корабельную артиллерию. По возвращении в базу в честь одержанной победы К-2 произвела салют холостым выстрелом. Командующий флотом вице-адмирал А.Г. Головко одобрил такое действо и впредь разрешил подводникам отмечать каждую свою победу салютом из пушки.
     Вот как вспоминал уже после войны об одном из боевых походов К-2 контр-адмирал Займар Арванов, которому довелось быть командиром минно-артиллерийской части этой субмарины, а затем – старшим помощником командира и командиром К-21: «В поход с нами пошел командир дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга Магомет Имадутдинович Гаджиев... Двадцать пять суток мы патрулировали у северных берегов Норвегии в районе Тана-фиорда. Полярный день не давал нам возможности нормально провести зарядку аккумуляторной батареи: авиация противника по нескольку раз за время зарядки загоняла нас под воду. Лодка обнаружила и атаковала за весь поход восемь кораблей…»
     Когда К-2 возвратилась в Полярное, подводников встречал командующий флотом. Он поздравил моряков с завершением боевого похода и отметил: «Ваши боевые действия заставили противника снять свои надводные корабли с набеговых операций у наших берегов и поставить их на сопровождение своих транспортов… Артиллерийские атаки произвели большое впечатление на противника: немец понял, что период безнаказанного плавания транспортов кончился; они уже сейчас начали сосредоточивать свои суда в Тана-фиорде, куда они следуют пока в одиночном порядке, пользуясь закрытыми с моря проливами, а из Тана-фиорда идут в Варангер-фиорд уже в составе конвоя. Этот отрезок их пути проходит в открытом море вдоль берегов. Скоро, товарищ Гаджиев, лодки вашего дивизиона активными минными постановками в этих проливах и там не дадут им спокойно жить…»
     В декабре 1941 года К-3 одна из лодок гаджиевского дивизиона должна была пройти боевое крещение. У Гаджиева уже стало привычкой выходить в море вместе с начинающим командиром, опекая его до тех пор, пока на счету его корабля не окажется хотя бы одна победа. Так случилось и на этот раз: Гаджиев вывел К-3 на позицию к западу от мыса Нордкап. 3 декабря после успешной постановки мин лодка обнаружила крупный транспорт противника, который следовал в охранении сторожевого корабля и двух морских охотников. Пара выпущенных лодкой торпед быстро отправила транспорт на дно. В ответ корабли охранения забросали субмарину глубинными бомбами, причинившими ее корпусу серьезные повреждения. Пытаясь покинуть место бомбежки, К-3 несколько раз сильно ударилась о грунт. Из пробитых топливных цистерн начал вытекать соляр, след которого на воде полностью демаскировал лодку. Оставаться на глубине не имело смысла. Для Гаджиева это стало совершенно очевидным, когда в окуляре перископа показалось еще несколько противолодочных кораблей противника. События происходили всего в 17 милях от порта Гаммерфест - именно оттуда шла подмога вражескому конвою. Не дожидаясь, пока неприятельские корабли соединятся, К-3 всплыла и открыла мощный артиллерийский огонь по ближайшим целям. Так, считал Гаджиев, лодке будет легче прорваться в открытое море и уйти от преследователей. Артиллерийский бой оказался скоротечным и неожиданно успешным. В течение семи минут были потоплены сторожевой корабль и катер, еще один морской охотник. Тройная победа! Экипаж К-3, новичок в бою, испытывал настоящий триумф.
     «Нет нигде и не может быть такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все погибают, либо все побеждают», - сказал однажды легендарный подводник. За одиннадцать месяцев войны число вражеских кораблей, потопленных дивизионом Гаджиева, достигло 27. Десять из них были отправлены на дно при личном участии комдива.
     В мае 1942 года подводная лодка К-23 под командованием капитана 3 ранга Л.С. Потапова (обеспечивающий капитан 2 ранга М.И. Гаджиев), проводив союзный конвой к месту назначения, возвратилась на позицию к норвежским берегам. Днем 12 мая она передала радиограмму в штаб флота. Содержание радиограммы: «Успешно торпедирован транспорт противника, в артиллерийском бою потоплены два сторожевых корабля, лодка отходит на восток». На этом связь с К-23 оборвалась. Напрасно в Полярном ждали лодку-победительницу с командиром дивизиона на борту. Назад она так и не вернулась. О печальной судьбе К-23 командующий Северным флотом узнал из перехваченных донесений противника. Как оказалось, лодка получила серьезные повреждения прочного корпуса и главного двигателя, так что могла двигаться только в надводном положении. В погоню за ней устремились немецкие самолеты Ю-88. Один из них атаковал лодку, после чего она затонула вместе с экипажем. Так закончился двенадцатый и, увы, последний поход талантливого командира-подводника Магомета Имадутдиновича Гаджиева. 23 октября 1943 года за боевое мастерство и отвагу ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза…
     Николай Александрович Лунин родился в Одессе. В 1922 году он поступает в Ростовское мореходное училище им. Седова. По окончании мореходки Николая направили на учебный парусник «Вега». Многое тогда пришлось осваивать впервые, но очень скоро Лунин, поднявшись на капитанский мостик «Веги», сам становится наставником для молодежи. Семь лет проплавала «Вега» под командованием Николая Лунина. За плечами теперь уже опытного капитана было немало рейсов по Черному и Азовскому морям, частые заходы в заграничные порты.
     В 1935 году Николай Лунин по специальному набору попадает в ВМФ. Он проходит обучение на годичных Высших курсах подводного плавания. В апреле 1940-го Лунин принял под свое командование новую лодку – только что сошедшую со стапелей Щ-421. Экипаж субмарины тоже был молодым: многие из краснофлотцев служили по первому году. К концу 1940 года субмарина прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала войны отличилась на учениях Северного флота.
     К началу 1942 года на боевом счету экипажа подлодки Лунина числились четыре уничтоженных немецких транспорта. Второй военный год прошел также неплохо. Три потопленных грузовых судна общим тоннажем 24 тысячи тонн - и все за один зимний поход к берегам Норвегии. Флотское руководство еще раз убедилось: Лунин воюет дерзко, не чужд военной хитрости, не боится рисковать, скор на решения. В феврале 1942-го военный совет Северного флота представил капитана 3 ранга Н.А. Лунина к званию Героя Советского Союза, а его подводный корабль - к ордену Красного Знамени.
     4 марта 1942 года друзья поздравляли Лунина с заслуженным повышением по службе. Он становится командиром крейсерской лодки К-21. Осенью того же года Николаю Лунину предстоял поход в пролив Сере-Сунд. Здесь, на подходах к порту Гаммерфест, К-21 должна была выставить минные заграждения. В ночь на 9 ноября Лунин незаметно провел лодку в пролив. Она подошла к берегу так близко, что матросы хорошо слышали лай собак у домика смотрителя маяка. Тут и поставили минную банку, которая быстро сделала свое дело. Ранним утром вахтенный командир А.Е. Носачев, руководивший ночной операцией, услышал оглушительный взрыв: это подорвался на мине и затонул крупный немецкий транспорт «Ригель».
     В каких только переделках ни побывала субмарина Николая Лунина в 1942 году. Были успешно торпедированы семь вражеских кораблей, пять из которых затонули на глазах у командира лодки, оказана помощь гибнущей субмарине Щ-402... Но, пожалуй, самым эффектным боевым эпизодом того времени для К-21 стала атака линкора «Тирпиц» в июле 1942-го.
     Линкор «Тирпиц» был сколь огромным (водоизмещение более 45.000 т, длина 243 м), столь и мощным. Его артиллерийское вооружение составляли восемь дальнобойных 380-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцать 150-миллиметровых противоминных торпедных аппаратов и сложная система противоминной защиты. Неудивительно, что «Тирпицу», как и тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер», дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции.
     Залп с К-21 в корне изменил ситуацию в этом районе моря и даже приобрел определенную политическую окраску. Перехватив и расшифровав одну из радиограмм Лунина в штаб Северного флота, командование гитлеровского «кригсмарине» пришло к выводу, что по курсу следования эскадры расположились готовые встретить ее советские подлодки. Немцы предпочли не рисковать. Эскадра вернулась назад в норвежские шхеры. Так, одним торпедным ударом Лунин спас остатки почти разгромленного фашистами конвоя PQ-17, который англичане, как только до них дошла весть о выходе в море «Тирпица», бросили на произвол судьбы, фактически лишив охранения.
     Как выяснилось позже, беззащитный PQ-17 (в него входило 34 транспортных судна) должен был стать приманкой, на которую неминуемо попадется лучший фашистский линкор. Командование британского флота рассчитывало выманить «Тирпиц» подальше от норвежских берегов, а затем уничтожить его превосходящими силами. Первые попытки оказались неудачными, подготовка операции затянулась. Лунин опередил англичан: благодаря действиям К-21 грозный линкор был надолго выведен из строя. А 23 октября 1942 года орден Красного Знамени увенчал славные боевые дела лунинской подлодки.
     Зимой 1943 года, когда на счету К-21 было 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей - больше, чем у любой другой североморской субмарины, капитан 2 ранга Николай Лунин получил назначение на должность командира дивизиона подводных лодок. Однако долго командовать дивизионом ему не пришлось. В марте 1944-го Лунин становится слушателем Военно-морской академии. Это учебное заведение Николай Александрович окончил уже после победы. До выхода в запас в 1962 году Лунин занимал ряд командных должностей в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ. В декабре 1970 года адмирала Лунина не стало…
     Время не стоит на месте. Океанские просторы покоряют новые надводные корабли и подводные лодки. Нынешние военные моряки, добиваясь отличных результатов в боевой учебе, стараются быть достойными продолжателями традиций, заложенных героями Великой Отечественной.
     На рисунке: артиллерийский бой подводной лодки Северного флота К-3 под командованием капитана 2 ранга М.И. ГАДЖИЕВА с фашистскими кораблями.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex