на главную страницу

27 Сентября 2007 года

Страна и мир

Четверг

Тяни-толкай по-украински

Беседовал Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Прокомментировать предвыборную ситуацию, складывающуюся на Украине, «Красная звезда» попросила кандидата исторических наук, доцента, заместителя декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководителя отдела Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексея ВЛАСОВА.

     - Алексей Викторович, каким вам видится исход избирательной кампании на Украине?
     - Если говорить о наиболее вероятном итоге парламентской гонки, то создается впечатление, что ни одна из главных политических сил не получит необходимого большинства для того, чтобы процесс противостояния на политическом Олимпе и кризис власти в стране был преодолен. Безусловным фаворитом на данный момент является Партия регионов. Далее идут Блок Юлии Тимошенко и пропрезидентская «Наша Украина - Национальная самооборона». Преодолеют 3-процентный барьер, скорее всего, и коммунисты. Соотношение сил «оранжевого» лагеря и Партии регионов с ее возможными союзниками показывает, что даже в случае победы на выборах «регионалы» не получат достаточного большинства для эффективного управления государством, как не получат его и оппоненты. Если же говорить о возможности преодоления глубинных противоречий между противостоящими силами, то можно предположить, что единственным выходом из сложившейся ситуации, но уже после выборов, может стать создание широкой коалиции, а именно Партии регионов с силами, стоящими за президентом Ющенко. По крайней мере вероятность подобного мезальянса достаточно велика.
     - Однако лидер блока НУ-НС Юрий Луценко категорически отрицает возможность «союза» с Партией регионов.
     - Есть такие и у «регионалов». Но это до момента оглашения результатов голосования. Отрицание является элементом предвыборной тактики, так как, признав возможность подобной коалиции, потеряют голоса избирателей и те, и другие. На Украине электорат настроен голосовать не за какой-то большой и аморфный блок, а за конкретную партию, которая победит и будет отстаивать его интересы, за конкретного лидера, способного вывести страну из кризиса. Но, как мне представляется, если отрыв победителя от занявших второе и третье место будет незначительным, то, для того чтобы избежать дальнейшей конфронтации, вариант создания подобной коалиции вполне возможен. Альтернатива этому – «оранжевые» набирают достаточное количество голосов и договариваются о создании действенного альянса с БЮТ. Но и здесь есть значимое препятствие – Тимошенко. Согласие на объединение она даст только в том случае, если ей гарантируют пост премьер-министра. Как мне представляется, в окружении Ющенко есть люди, для которых такой вариант категорически неприемлем. Так что большая коалиция ПР и НУ-НС может стать реальностью.
     - Мы говорим о возможности коалиций… Вместе с тем уже сегодня некоторые политологи склонны считать, что сразу по оглашению итогов выборов партии и блоки, недовольные результатами, прибегнут к тактике игнорирования их результатов. Среди них называются и потенциальные лидеры избирательного марафона.
     - Вполне возможно. Украинское правовое поле сегодня запутано настолько, что любой из участников электорального процесса может на следующий же день после выборов заявить о том, что их результаты нелегитимны. Это еще одно свидетельство тому, что стратегия президента Ющенко на изменение политической ситуации в стране в свою пользу путем проведения досрочных выборов может привести к совершенно иному результату, а если точнее - к полному параличу государственной власти на Украине. Я практически полностью уверен, что если результаты выборов не устроят БЮТ, то Тимошенко прибегнет именно к такому сценарию послевыборного развития событий.
     - Алексей Викторович, эта предвыборная кампания, впрочем, как и две предыдущие, характеризуется агрессивностью, беззастенчивым сливом компромата и т.д. Однако в отличие от 2004-2005 годов, да и нынешней весны, народу на Майдане что-то не видно… Устали украинцы?
     - В эту кампанию активно используется опыт американских консультантов, привнесших в нее некие уже апробированные технологии, подразумевающие отход от массовых народных выступлений. Причем используется практически всеми политическими силами. Оказывается, за океаном тоже понимают, что украинский народ устал от политики и на этот раз майданная стихия может смести всех подряд. Боязно всем, рисковать никто не хочет. Поэтому сегодня здесь и превалирует беззастенчивый черный пиар, а не разноцветная стихия майдана.
     - Тем не менее некоторые украинские политологи, в том числе Владимир Фесенко и Кость Бондаренко, считают, что после 30 сентября дело может дойти и до силового противостояния…
     - Я думаю, что это может случиться только в том случае, если одна из политических сил, понятно какая, сочтет силовой вариант оптимальным способом для пересмотра не устраивающих их результатов. Однако у меня сложилось стойкое убеждение, что между ведущими политическими силами все-таки существуют предварительные кулуарные договоренности, по крайней мере на период голосования, и они постараются не допустить выплеска негативной по отношению друг к другу реакции на городские улицы. А вот будут ли соблюдаться эти договоренности в дальнейшем – большой вопрос.
     - Складывается такое впечатление, что эта избирательная кампания далеко не последняя на Украине. Вот и Владимир Литвин предрекает скатывание страны в бесконечную череду новых выборов самого различного уровня.
     - Предпосылки к этому есть. Но это чревато. Страна просто не выдержит такого напряжения. Если выборы проводить каждый год, то государство попросту разорится. Однако это не повод для смеха. Россия заинтересована в том, чтобы ситуация на Украине разрешилась как можно быстрее и без особых последствий, так как ни один серьезный стратегический интеграционный проект на постсоветском пространстве без ее участия невозможен.
     - Еще не так давно мнения политологов о внешнеполитических приоритетах политических партий на Украине трактовались однозначно – те прозападные, а те провосточные. Вы придерживаетесь такой же градации?
     - Это заблуждение. Вся украинская элита ориентирована сугубо на национальные интересы и российский фактор использует абсолютно и явно в тактических интересах. Обратите внимание – в начале избирательной кампании вопрос о статусе русского языка практически не поднимался. Затем социологические исследования показали, что рейтинг партий, считающихся пророссийскими, падает, и сразу, как по мановению волшебной палочки, возникает тема референдума, вопросами которого стали русский язык, НАТО и т. д. О чем это говорит? О том, что все это наживка для избирателя, а не реальное желание решить существующие проблемы. Об этом же в ходе нашей встречи говорил и руководитель русской общины Украины Константин Шуров, не считающий ни одну ведущую политическую силу страны выразительницей интересов диаспоры.
     - Тогда из этой же оперы, вероятно, и недавнее заявление министра транспорта Украины социалиста Рудьковского?
     - Совершенно верно. Вы заметили, как это интересно было сказано – мол, при другом президенте условия договора по Черноморскому флоту могут быть пересмотрены в пользу России, и цифра 2017 является как бы условной. Это даже не двойные стандарты. Просто Россия используется как фактор сведения внутриполитических счетов между противоборствующими силами. Одни усиленно лепят из России образ врага, от которого необходимо срочно сбежать в НАТО, а другие пытаются использовать статус друзей Москвы в расчете на поддержку русскоязычного электората.
     - Алексей Викторович, прогнозы – вещь неблагодарная. Поэтому спрошу так – кто бы ни победил на этих выборах, вне зависимости от того, кто окажется у кормила власти, каких принципов должна придерживаться Россия при выстраивании отношений с Украиной?
     - Их три – нейтральность официального Киева, защищенность и гарантированность государством прав русскоязычного населения, стратегическая выгода от участия в совместных с Москвой интеграционных экономических проектах. Политика России по отношению к соседке должна быть активной. Не агрессивной, а именно активной, в том числе и в области продвижения социокультурных проектов. Во внешнеполитическом смысле нейтральности Украины для России вполне достаточно, чтобы чувствовать себя в геополитическом отношении стабильно и уверенно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex