на главную страницу

2 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

В ИНТЕРЕСАХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Под председательством генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», руководителя общественной организации «Союз машиностроителей России» Сергея Чемезова в МГТУ им. Баумана прошла первая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития машиностроения России». О значении мероприятия лучше всего говорит состав его участников. Первый заместитель председателя Правительства России Сергей Иванов, 836 руководителей корпораций, фирм, предприятий – лидеров промышленного комплекса, представители 55 региональных отделений союза, в том числе более 400 гостей из Администрации Президента и Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, ведущих вузов страны, Российской академии наук и Счетной палаты обсудили состояние и перспективы развития отечественного машиностроения.

     Сергей Иванов и Сергей Чемезов своими выступлениями направили форум в русло критического обсуждения наиболее актуальных проблем, стоящих перед отраслью.
     Машиностроительный комплекс считается базовым, ведь именно он определяет технический и технологический уровень развития ведущих отраслей экономики России. В мировой практике развитие науки и техники относится к числу приоритетных. От масштабов научных исследований, темпов накопления новых знаний, создания на их основе инновационных технологий, управленческого умения использовать их для создания качественно новых изделий зависит стабильный рост экономики, а в конечном счете уровень и качество жизни граждан России.
     Как заявил Сергей Иванов, «Союз машиностроителей России» должен стать лоббистской организацией в хорошем смысле этого слова. Основная цель развития машиностроительного комплекса – полное удовлетворение внутреннего спроса на высококачественную продукцию отрасли. Все это можно сделать только на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, высокотехнологический и восприимчивый к инновациям производственный комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда. Сегодня специалисты должны найти ответ не на извечный российский вопрос «Что делать?», а определиться с решением «Как делать?».
     Надо объединить высокотехнологичные сектора российской экономики, повысить инновационный потенциал отечественного машиностроения и разрушить главенствующий сырьевой характер в развитии России. На ближайшие три года только на федеральные целевые программы развития оборонных отраслей, машиностроения и транспорта государство выделило 1 трлн. 300 млрд. рублей.
     По мнению Сергея Иванова, любая протекционистская политика будет тщетна без поддержки тех, в интересах кого она проводится. Прошедшее мероприятие показало, что «Союз машиностроителей России» становится идейно-организационным центром, способным активно участвовать в формировании и реализации приоритетов отечественного машиностроения. Союз отстаивает интересы российских производителей на всех уровнях - от регионального до международного. От такой активной позиции выигрывают около 4 млн. работающих в отрасли и вся Россия в целом.
     Сергей Чемезов, выступивший с докладом «О решении проблем машиностроения России», назвал основные проблемы, которые, по его мнению, мешают развитию отрасли на современном этапе.
     Истоки нынешних проблем - в экономическом кризисе 1990-х годов. Тогда была сделана ставка на развитие сырьевой экономики. Как показало время, она не стала локомотивом для других отраслей. В общем, это и прогнозировали специалисты-практики, но тогда прислушались к мнению теоретиков. В результате сегодня не более 50 российских компаний могут конкурировать на мировом рынке в соответствующих сегментах.
     Основными причинами такого положения стали моральный и физический износ основных фондов предприятий, утрата рядом промышленных предприятий кредитной и инвестиционной привлекательности, отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов выпускаемой продукции, отток квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства и научно-технической деятельности, несоответствие современным требованиям законодательной базы.
     Эти и некоторые другие причины взаимосвязаны. Например, необходимо ликвидировать технологическое отставание России от передовых стран. Оно происходит из-за проблем в станкостроении, которое по большому счету нуждается в реанимации. Для этого нужны заказы, но у предприятий машиностроения нет времени для ожидания новых станков. Фирмы рады хотя бы частично купить оборудование за границей, но налоговая политика этому не способствует. Покупать станки за рубежом и обновлять производственную базу, которая на большинстве предприятий находится на уровне 1970-1980-х годов, просто разорительно.
     С другой стороны, все знают «золотое» правило экономики - занимать, чтобы инвестировать. Только как его реализовать, когда из-за инфляции банки устанавливают процентные ставки, разорительные для производителей, никто объяснить не может. Получается замкнутый круг.
     Еще проблематичней положение с квалифицированными кадрами. Как ни парадоксально, но в настоящее время, когда у нас вузов больше, чем при СССР, это оказалось минусом. Россия переходит на западную систему обучения. В высших учебных заведениях планируется срок обучения бакалавров - 4 года, магистров - 5 лет. Только с дипломами о высшем образовании выпускники институтов в скором времени идут… в колледжи, где еще 2-3 года получают среднеспециальное образование.
     Почему? Из-за переизбытка специалистов гуманитарного направления. А ведь за 6 лет в стенах технических вузов можно и нужно готовить специалистов для предприятий, где требуются не мантии, а практические навыки. Для этого необходима четко выверенная система обучения, при которой выпускник вуза будет работать по специальности.
     Сегодня производству, а значит, и стране нужны рабочие руки, но низкооплачиваемый квалифицированный труд не может быть привлекательным. Повысить зарплаты не позволяет прибыль с произведенного товара. Ее «съедает» стоимость отечественного сырья, уже превысившая мировые цены. Сырьевые монополисты в прямом и переносном смысле душат машиностроение, а антимонопольная служба все еще не выработала механизма борьбы с этим явлением.
     Об этих и многих других проблемах шла речь на конференции. Были выработаны предложения по их решению. Очевидно, в ближайшее время они станут предметом серьезного изучения в исполнительных и законодательных органах власти.
     Вместе с тем государство, заявляя о приоритетном развитии машиностроения, не пойдет на поводу у тех, кто свое неумение работать по мировым стандартам списывает на непреодолимые трудности и готов их решить только за счет госбюджета. Такие руководители все больше проявляют интерес к ГОЗ, объем которого доходит до 1 трлн. рублей в год. По мнению Сергея Иванова, госзаказ - не кормушка, а лакомый кусок. За него надо бороться, и доступ к нему будет дан не всем.
     Не секрет, что некоторые фирмы, получив государственный заказ, не соблюдают сроки его выполнения и начинают необоснованно повышать цены. Именно поэтому Военно-промышленная комиссия в настоящее время активно работает над решением вопроса ценообразования. Выполняется переход на долгосрочные контракты, в них прописываются взаимные обязательства сторон и штрафные санкции.
     В заключение остается добавить, что правительство уже начало проводить активную политику, которая реально стимулирует деятельность производителей. Оно начинает защищать их интересы на внутреннем и внешнем рынках. На это нацелены такие меры, как развитие государственно-частного партнерства, совершенствование таможенных процедур, бюджетное субсидирование инноваций, развитие лизинга. Первые результаты не заставили себя ждать. За 7 месяцев этого года все промышленное производство России выросло на 7,7 процента, а производство машин и оборудования - почти на 28 процентов. Для страны, не так давно вышедшей из экономического кризиса, это хорошие показатели. Теперь надо двигаться дальше.
     

     Депутат Госдумы, член генерального совета партии «Единая Россия» академик РАН Андрей Кокошин на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития машиностроения в России» огласил приветствие лидера «Единой России», председателя Государственной Думы Бориса Грызлова:
     «Машиностроение - одна из приоритетных отраслей, динамичное развитие которой обеспечит устойчивый промышленный рост, создаст условия для повышения благосостояния граждан нашей страны и построения инновационной, высокотехнологичной экономики.
     Россия обладает огромным интеллектуальным потенциалом - накоплено большое количество разработок, способных стать мощным импульсом осуществления инновационного прорыва. Наша общая задача - создать такие условия, которые позволят реализовать инновационный потенциал страны в виде технологического обновления отечественной промышленности. Добиться конкурентоспособности и лидерства отечественной индустрии можно, лишь объединив знания и опыт российских научных центров и предприятий промышленного комплекса для реализации совместных проектов и унифицированного использования имеющихся технологических решений.
     Создание Российского союза машиностроителей и проведение Всероссийской конференции - знаковые события, которые подтверждают, что отечественная машиностроительная промышленность выходит на качественно новый уровень. Российский союз машиностроителей обладает достаточным потенциалом для активного участия в совершенствовании законодательства и разработке государственных программ отраслевого развития. Убежден, что совместными усилиями мы сможем реализовать эффективную промышленную политику и вернуть Россию в число мировых технологических лидеров».

     В своем выступлении на конференции Андрей Кокошин отметил, что он и его коллеги по фракции «Единая Россия» активно занимаются рядом крупных вопросов национальной промышленной политики. В их числе развитие сложной электронно-вычислительной техники, супер-ЭВМ и соответствующих сложных программных продуктов. Он обратил внимание собравшихся на то, что практически для всех основных отраслей отечественного машиностроения сегодня важную роль играют суперкомпьютерные центры.
     По его словам, и с точки зрения национальной конкурентоспособности, и с точки зрения национальной безопасности, необходимо, чтобы суперкомпьютерные центры в стране создавались бы на основе отечественных супер-ЭВМ. «Приобретение зарубежных супер-ЭВМ, соответствующих программных продуктов, - подчеркнул Кокошин, - во многих случаях несет в себе угрозу национальной конкурентоспособности, нашей информационной безопасности».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex