на главную страницу

2 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

«МЫ ЖИВЫ ПОТОМУ, ЧТО ЕСТЬ ПАМЯТЬ»

Айша УРУДЖЕВА, «Красная звезда».



     Оживленная трасса скрылась за поворотом. Гул моторов и шум колес остаются в той, еще утром казавшейся прекрасной жизни. Дорога, извиваясь и петляя, ведет к обители печали и скорби - Богородскому кладбищу в Ногинском районе Подмосковья, где захоронены тела и останки 266 военнослужащих, погибших на территории Северного Кавказа. Сильные и смелые, они нашли вечный покой на красивой богородской земле. Ежегодно 25 сентября со всей России приезжают сюда те, кто потерял самых родных своих людей - сыновей, братьев, мужей. Этот день назван Днем Памяти. Организаторами акции поминовения являются Министерство обороны РФ и Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство».
     В этом году на Богородском кладбище собралось около трехсот человек, представителей 74 регионов России, которые приехали в Москву на конференцию по случаю создания Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества.
     Традиционно, кроме родственников погибших военнослужащих, траурное мероприятие посещают представители Министерства обороны РФ, Внутренних войск МВД РФ, администрации Московской области и Ногинского района, общественных и ветеранских организаций, священнослужители.
     Траурная церемония началась с возложения цветов к могилам неизвестных и уже опознанных бойцов. Из 266 захороненных тел установлены личности 128 погибших. Тела 88 ребят по воле близких эксгумированы и отправлены в родные места. На 32 могилах опознанных воинов, тела которых остались на Богородском кладбище, уже установлены именные плиты. Еще 18 надгробий будут установлены в ближайшее время.
     - Дорогие ногинчане, я назвал вас так еще семь лет назад, потому что ваши дети нашли последний приют на ногинской земле, - с такими словами обратился к родственникам погибших глава Ногинского района Владимир Лаптев. - Еще никто не придумал слов утешения, когда погибает родной человек. Но ногинчане чтят это место как святое, потому что лежащие здесь воины отдали самое дорогое, что у них есть, - жизни, защищая Отечество наше, Конституцию и наши с вами жизни. Спасибо, что воспитали таких ребят.
     Как бы тяжела ни была утрата, как бы тяжело ни было подбирать слова утешения, однако, как гласит народная мудрость, слово лечит. Сотни людей, объединенных одним горем, собравшиеся под богородским небом, с надеждой в выплаканных глазах внимали словам, звучащим над безымянными могилами.
     - Страшно, что в XXI веке есть термин «неизвестный солдат», - сказал военный комиссар Московской области генерал-майор Геннадий Омельченко.
     - В России есть единственное место, где можно поклониться памяти погибших в чеченской войне, - это здесь, - отметил значимость мероприятия заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Лев Серебров.
     На свете нет чувства сильнее, чем любовь матери к своему ребенку. Тысячи слов не передадут глубину переживаний женщины, потерявшей свое чадо. Голос Надежды Киселевой, матери погибшего солдата, дрожал, но она хотела, чтобы ее слышали. Она говорила от имени всех матерей, присутствующих на траурной церемонии: «Сколько бы лет ни прошло, сколько бы нас ни осталось - мы будем приезжать сюда всегда. Мы вырастили сыновей, чтобы они достойно служили на благо России. Но мы не готовили себя к тому, что придется нам самим искать, откапывать их тела. Случилось горе - привезите, извинитесь перед матерью, и мы поймем. Мы, матери, просим: пожалуйста, поторопите людей, занимающихся опознанием этих мальчишек. Мы стареем, умираем и поэтому хотим знать, где наши дети».
     Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания. Скорбную тишину нарушил только шум крыльев сотен сизых голубей, взметнувшихся в небо, символизируя чистоту душ безвременно ушедших парней. Благочинный церквей Богородского округа отец Михаил прочитал молитву об упокоении душ. Траурный ритуал завершился прохождением торжественным маршем подразделения роты почетного караула.
     Застывшее солнце по-осеннему неуверенно, словно через призму стекла, светит из-за стройных берез, окаймивших поле конечного обиталища воинов. Это дарит последние погожие деньки бабье лето. Призрачное лето иллюзорного бабьего счастья тысяч российских женщин, похоронивших сыновей, мужей...
     Ирина Браун, председатель окружной организации солдатских матерей Ханты-Мансийского округа, возглавляет комитет с 1999 года. 13 августа того года в Грозном погиб ее сын.
     Наталья Адамович - из Владимира. Она похоронила мужа в 1994 году, оставшись с двумя малолетними детьми на руках.
     Валентина Чудиновских - из Кирова. Потеряла сына в чеченской войне.
     У Ирины Петровны Перепелкиной из Екатеринбурга без вести пропал сын в ходе первой чеченской войны. Еще восемнадцать семей в Екатеринбурге ждут своих без вести пропавших детей. Но Ирина Петровна и ее муж Владимир Николаевич уверены, что сын еще вернется. Надо ли продолжать список?
     В День Памяти сквозь слезы было сказано и много добрых слов, слов благодарности. В частности, в адрес организаторов и в первую очередь в адрес Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», возглавляемой губернатором Московской области Борисом Громовым. На счету этой организации много добрых дел. Она первой протянула руку помощи родным погибших военнослужащих. Вот и сегодня «Боевое братство» организовало приезд и проживание членов семей погибших военнослужащих. Хлопоты по уходу за могилами военнослужащих тоже лежат на плечах членов этой ветеранской организации.
     Накануне, выступая на конференции по случаю создания Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества, генерал-полковник Константин Пуликовский, потерявший сына в чеченской войне, сказал: «Мы с матерью живы, потому что есть память. Благодаря ей будем жить и дальше».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex