на главную страницу

3 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

Сфера приложения космических сил

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



50 лет отделяют нас от старта космической эры – запуска первого искусственного спутника Земли. Напомним, что 4 октября 1957 г. в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени впервые физическое тело преодолело тяготение планеты. За это время космос стал для человечества сферой повседневной деятельности. Он уже не вызывает тех бурных эмоций, какие были после его дерзновенного штурма. Без внеземного пространства уже сложновато вообразить себе и дальнюю связь, и метеорологическое обеспечение, и навигацию морских судов. Да и Вооруженные Силы сегодня невозможно представить без Космических войск.

     В преддверии этого знаменательного события в Москве прошло заседание пресс-клуба Министерства обороны России. Накануне своего профессионального праздника – Дня Космических войск командующий генерал-полковник Владимир ПОПОВКИН сделал весьма важные заявления.
     
Перспективы орбитальной группировки

     По его словам, в освоении внеземного пространства наша страна никому не проиграла соперничества, и теперь мы приступили к обновлению своей орбитальной группировки.
     – Началась модернизация спутников военного и двойного назначения, – заметил он, – а это 60% действующих космических аппаратов. Проводятся летные испытания систем, созданных по последнему слову техники, на российской элементной базе.
     При создании современной отечественной «армии» спутников Космические войска возлагают надежды на увеличение сроков их работы. Как утверждает генерал-полковник Поповкин, аппараты на основе негерметичных платформ на геостационарных орбитах прослужат около 15 лет, а на высокоэллиптических – примерно в два раза меньше.
     – Мне часто задают вопрос, – продолжает командующий Космическими войсками, – почему американцы имеют 140 спутников, а у нас их всего-то 60. Дело в том, что в соответствии с военной доктриной мы не собираемся воевать на других континентах. Наша задача – не допустить врага на свою территорию и дать ему в случае необходимости достойный отпор. А у США командования присутствуют и в Африке, и в Европе, и в Азии… Конечно же при такой разбросанности войск им требуется совершенно другой уровень обеспечения той же связью или, скажем, системами боевого управления.
     Количественный состав орбитальной группировки Россия увеличивать не планирует.
     
На пост заступает Армавир

     По словам командующего Космическими войсками генерал-полковника Поповкина, в недалеком будущем наша страна планирует отказаться от приобретения сведений с украинских РЛС в Мукачево и Севастополе. В 2005 году обе станции выработали свой ресурс. Продление сроков их эксплуатации требует больших финансовых вложений. На сегодняшний день достоверность получаемой оттуда информации вызывает у него сомнения. Относительно недавно объекты были переданы национальному космическому агентству Украины. После этого управление «радиолокационными оракулами», по выражению генерала, стало «полулюбительским». Их функции будет выполнять новая РЛС высокой заводской готовности (ВЗГ), которую сейчас строят в Краснодарском крае, под Армавиром. На опытно-боевое дежурство ее планируется поставить уже в декабре текущего года.
     – Поступает очень много ложных тревог, – посетовал он, – особенно со станции в Севастополе. Там не ведется никакой борьбы с несертифицированной аппаратурой, работающей в том же диапазоне, что и радиолокационные средства.
     Дело в том, что помехи, которые может вызвать любой траулер на Черном море, выглядят как летящие боевые блоки…
     – У нас была очень большая «дыра» на северо-западе, но созданная в рекордно короткое время РЛС нового поколения «Воронеж» ее закрыла, – заверил генерал-полковник Поповкин. – В результате Россия восстановила непрерывное радиолокационное поле.
     Любая ракета, запущенная в сторону нашей страны, как утверждает он, будет обнаружена.
     

     Расследование причин сентябрьской аварии ракеты-носителя «Протон-М», в результате которой был потерян коммерческий японский спутник «JCSAT-11», завершается. По данным генерал-полковника Поповкина, аварийная комиссия рассматривала несколько версий, но пока они окончательно не утверждены, оглашать их некорректно. Запрет на запуски «Протона» с Байконура будет снят после того, когда будет определена сумма компенсации за экологический ущерб, нанесенный Казахстану. Однако командующий выразил уверенность, что намеченные на конец года запуски навигационных спутников системы ГЛОНАСС с помощью ракет «Протон» все же произойдут.
     

     Сегодня в Космических войсках действует программа модернизации всего наземного эшелона системы предупреждения о ракетном нападении. Впоследствии это позволит кардинальным образом изменить орбитальную группировку обнаружения старта БР. Летные испытания перспективной техники начнутся в 2009 году.
     По всей видимости, тенденция ликвидации элементов СПРН, находящихся за границей, укрепляется. Ранее генерал-полковник Поповкин неоднократно заявлял, что постепенно Космические войска откажутся от «щита», расположенного за пределами России. На данный момент у нас имеются объекты в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане и Таджикистане. Если строительство советских РЛС типа «Днепр», «Волга», «Дарьял» занимало десятилетия, то на создание станций ВЗГ требуется не более двух лет. Учитывая это обстоятельство, Космические войска прогнозируют к 2015 г. значительно снизить зависимость России от информации предупреждения, поступающей в настоящее время с территории СНГ.
     Впрочем, при определенном стечении обстоятельств не исключено, что «Азербайджанский парусник» станет исключением из правил. Рассуждая о судьбе Габалинской РЛС, командующий Космическими войсками акцентировал внимание представителей СМИ, что она может быть модернизирована.
     – Если США примут наши предложения по ее совместному использованию, – пояснил он, – то, основываясь на имеющемся опыте усовершенствования аналогичных станций на Севере страны, мы сумеем довести ее до ума.
     

     Генерал-полковник Поповкин сообщил о том, что третий запуск немецкого разведывательного космического аппарата «SAR-Lupe» с главного космопорта России – космодрома Плесецк – состоится через месяц, 1 ноября.
     – Если мы не запустим их, то это сделает другая страна, – отметил командующий, – подобное желание выражала, в частности, Индия.
     Согласно российско-немецким договоренностям, заключенным в 2003 году во время Международного авиационно-космического салона МАКС, наша страна в период до 2009 года выведет на орбиту комплекс из пяти КА.

     

     Буквально две недели назад командование Космических войск продемонстрировало станцию в Азербайджане высокопоставленным американским представителям из госдепа и агентства по ПРО. В связи с этим командующий Космическими войсками скептически отозвался об аргументах американской стороны в отношении радара, который они собираются «возвести» в Чехии якобы для борьбы с потенциальной иранской ракетной опасностью.
     – Одно дело, если бы сектор обзора чешской станции не превышал 70 градусов и был направлен в сторону Ирана, – уточнил генерал-полковник Поповкин, – но он у нее почему-то круговой… Вначале нам говорили об угрозах со стороны Ирака, когда Ирак исчез, появился Иран. Такое ощущение, что американские партнеры открывают нам не все карты…
     По его словам, весьма сомнительно, чтобы противоракеты, размещенные в Польше, смогли уничтожить иранские баллистические ракеты, выпущенные в сторону США.
     
Табу на «звездные войны»

     Мы «прорубили окно» в неземные дали из Таджикистана. Речь идет о станции, входящей в систему контроля космического пространства. Она стала российской собственностью.
     Скоро в нашей стране начнутся летные испытания спутника нового поколения, который будет отслеживать все старты баллистических ракет. Параллельно разрабатываются новые оптико-электронные средства для глобального слежения за космосом. Россия не претендует на роль «космического властелина» и не намерена там воевать. Однако хозяйничать кому-либо во внеземном пространстве наша страна не позволит. По словам командующего КВ генерал-полковника Поповкина, «это единственная сфера, где нет границ». Милитаризация космоса увеличивает угрозу войны. Невольно возникает вопрос: как ее предотвратить?
     – Россия совместно с Китаем, – отвечает командующий, – подготовила документы, касающиеся невыведения и неразмещения оружия в космосе. Мы уже направили в ООН проект декларации.
     Нарушение этого «табу», как считает он, может породить возникновение новых видов вооружения, а затем и коренным образом изменить способы ведения войны. По его словам, выведение во внеземное пространство ударных средств будет иметь непредсказуемые последствия. Впрочем, в реальности сделать подобный шаг сейчас способны лишь две страны: Россия и США. Однако с точки зрения космических амбиций Китай уже наступает на пятки. Свидетельством тому являются испытания, проведенные в начале года, когда китайцы ракетой-перехватчиком сбили свой же устаревший космический аппарат слежения за погодой. Как считают военные эксперты, данное событие демонстрирует потенциальную угрозу для спутников-шпионов США, которые, как и метеорологические, размещены на околоземной орбите. По мнению генерал-полковника Поповкина, китайский эксперимент заставил призадуматься американских партнеров.
     Чтобы не быть голословным, рассуждая об опасности последствий, к которым может привести наличие оружия во внеземном пространстве, командующий смоделировал следующую ситуацию.
     

     Как утверждает командующий КВ, последний аппарат, предназначенный для картографирования, выполнил свою миссию два года назад. Тем не менее отцифровывать данные, которые он собрал военно-топографическому управлению Генштаба, придется на протяжении ближайших нескольких лет. Космические войска могут вести съемку всего земного шара, но акцентируют внимание только на том, что интересно, в частности, на тех территориях, где может быть применено высокоточное оружие.
     

     – Представьте, если у нас сегодня выйдет из строя какой-нибудь спутник, – заметил он, – это будет восприниматься как обычная поломка. Однако если в космосе появится оружие, то неисправность космического аппарата, например разведки или обнаружения старта баллистических ракет, заставит нас насторожиться и заподозрить: а не пытаются ли Россию ослепить перед началом военных действий? При этом мы, естественно, захотим принять ответные меры.
     Сценарий дальнейшего развития событий предсказать несложно… Поэтому, как утверждает генерал, необходимо узаконить на международном уровне «правила игры».
     
На астероиды не отвлекаемся

     Если вопрос «космического оружия» (будь то кинетического или на новых физических принципах) вызывает у генерал-полковника Поповкина обеспокоенность, то создание системы астероидной безопасности Земли – угроза мифическая. Он предпочитает иметь дело с реальными задачами, а не легендами.
     Тем не менее нашумевший в прессе астероид «Апофис», как сообщает ИТАР-ТАСС, в 2029 году будет находиться на расстоянии менее 40 тысяч километров от Земли. По расчетам специалистов из Центра планетарной защиты, на данный момент имеется до 500 потенциально опасных небесных тел.
     По словам командующего, возможность «астероидной атаки» очень мала (10 -19), даже вероятность третьей мировой войны, как утверждает он, гораздо выше.
     – Астероиды могут в любую минуту откуда-то полететь, – поясняет генерал-полковник Поповкин. – Хотя не исключено, что они и не напомнят о себе тысячу лет. А мы будем держать на дежурстве мощные группировки со средствами поражения?
     У него весьма утилитарный подход к пространству внеземному:
     – Космос должен давать отдачу. Его нужно использовать в научных, социально-экономических и военных целях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex