на главную страницу

5 Октября 2007 года

Страна и мир

Пятница

Геополитический омут Кавказа

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Южный Кавказ не перестает удивлять и поддерживать мировое сообщество в повышенном тонусе, то и дело вливая ему очередную порцию адреналина. Последние события в Грузии, регулярные заявления политиков Азербайджана о возможности силового решения проблемы Нагорного Карабаха и акцентированность Армении на вопросах укрепления собственной обороноспособности определенно свидетельствуют о непростой и все более усугубляющейся военно-политической обстановке в регионе. Милитаризация Кавказа достигла критического максимума. Суммарный военный бюджет трех закавказских республик составляет сегодня более 1,5 млрд. долларов!

     
Вооружен и очень опасен


     Согласно данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира и Лондонского института по освещению войны и мира, военные бюджеты Азербайджана, Армении, Грузии непрерывно растут, опережая большинство стран мира и многократно (до 40 раз) темпы роста своих же ВВП. В середине года военный бюджет Грузии достигал 303 млн., Армении - 264 млн., Азербайджана - более 900 млн. долларов. Так, на каждый миллион жителей Южного Кавказа приходится 75 танков и 85 артиллерийских установок, что превышает аналогичные показатели таких стран, как Турция и Иран. Сегодняшний Кавказ стал одним из самых милитаризованных регионов мира. Независимые государства Южного Кавказа обладают военным потенциалом, сравнимым с потенциалом средней европейской страны. Численность азербайджанской армии составляет 70 тыс. чел., численность личного состава вооруженных сил Армении - 45 тыс. чел. Максимальная численность вооруженных сил Грузии в 2006 году составила 31 тыс. 878 военнослужащих.
     Помимо военного потенциала трех признанных международным сообществом государств существуют военные машины трех непризнанных образований, вполне сопоставимых с признанными государствами. Вооруженные силы Абхазии - это 5 тыс. чел., Южной Осетии - 3 тыс. чел. По огневой мощи армии Абхазии и Южной Осетии практически не уступают Грузии. Танков у Грузии - 80 - 100, у Абхазии - 100, у Южной Осетии - 87. Тяжелых орудий (калибром свыше 122 мм) - соответственно 117, 237 и 95.
     Не так давно правительство Грузии увеличило бюджет министерства обороны на нынешний год почти вдвое - с 513 млн. лари (303 млн. долл.) до 957 млн. (566 млн. долл.), а в конце сентября парламент страны одобрил предложение правительства о значительном увеличении военного бюджета на 2008 год - более чем на четверть. Военные расходы Тбилиси в будущем году вырастут до 723 миллионов долларов. Грузинские власти отмечают, что дополнительные средства потребуются, среди прочего, на ускоренное реформирование армии, необходимое для вступления в НАТО.
     Военный бюджет Азербайджана со 146 млн. долларов в 2004 году вырос почти до одного миллиарда в этом. Расходы на оборону по сравнению с 2000 годом в Армении увеличились в 3,5 раза (в 2006 году в Армении на оборону было выделено почти 150 млн. долларов, в 2007-м - почти 264 млн. долл.), в Азербайджане - в восемь, в Грузии - в десять раз (еще в начале 2006 г. он составлял всего 77 млн.). Обращает на себя внимание то, что значительный рывок страны Закавказья совершили в именно в 2006 - 2007 годах.
     Подобные факты не могут не беспокоить Россию и ее партнеров по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), особенно учитывая явный дисбаланс сил между самими закавказскими государствами (Армения на фоне соседей выглядит очень скромно). На прошедшем в середине сентября заседании секретарей Совета Безопасности организации был рассмотрен вопрос о ситуации, складывающейся в зоне действия договора. Подводя его итоги, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа отметил, что в ходе заседания не остались без внимания и «воинствующие заявления представителей разных государств о желании разрешить некоторые замороженные конфликты военным путем, вопросы об эскалации военной деятельности, увеличении военных бюджетов и численности вооруженных сил в Грузии и Азербайджане». Как заметил генеральный секретарь, все это может стать фактором «нестабильности и угрозы для стран - членов ОДКБ».
     
Американский полигон?

     Очевидно, что в регионе нарастает опасное оживление. Увеличился интерес к этому району мира со стороны правительств, военных ведомств, экспертов. Главная причина - упорное продавливание Вашингтоном курса на дестабилизацию обстановки как на Ближнем Востоке, так и на Южном Кавказе. При высокой степени вероятности перерастания иранского кризиса в вооруженный конфликт Закавказье оказывается в опасной близости от театра боевых действий. А главное, иранская проблема рассматривается топ-менеджерами глобальной политики как рычаг глубоких, долгосрочных трансформаций так называемого «Большого Ближнего Востока», его американизации. С их точки зрения, Южный Кавказ должен как минимум не мешать этим планам, а как максимум - всемерно им способствовать.
     От планов переустройства Кавказа Вашингтон не откажется. Главными задачами США и их союзников по НАТО продолжают оставаться интеграция трех закавказских республик с евроатлантическим сообществом и вытеснение России из региона. При этом вступление государств Южного Кавказа в состав ЕС не предусматривается даже теоретически - главным инструментом евроатлантической интеграции должен стать военный блок НАТО. Кавказ, с точки зрения Вашингтона, должен стать следующим этапом расширения НАТО, и наилучшим вариантом считается одновременное вступление в НАТО Азербайджана, Армении и Грузии.
     Еще на Стамбульском саммите НАТО в 2004 году регион Южного Кавказа был включен в число приоритетных для Североатлантического альянса зон. Основу сотрудничества НАТО с государствами региона составляют программы индивидуального партнерства (IPAP) c альянсом. В 2004 году решением премьер-министра Армении была создана межведомственная комиссия с целью координации процесса реализации плана действий индивидуального партнерства с НАТО. Программа индивидуального партнерства Грузии была принята в 2003 году, Азербайджана - в мае 2005-го. Для ограничения роли России и ее последующего вытеснения с Кавказа США использует политическую и финансовую поддержку государств региона.
     За последние 12 лет американцы предоставили помощь Грузии, в том числе в военной сфере, в размере 1 миллиарда 300 миллионов долларов. Так, в 2002 - 2004 годах в рамках программы США «Обучение и оснащение», по данным Jane’s Sentinel Security Assessment, Russia and the CIS, было израсходовано 64 млн. долл. Всего же за это время Грузия получила от США военную помощь более чем на 98 млн. долл. По этому совокупному показателю она вышла на 20-е место среди зарубежных партнеров Вашингтона. За предыдущие три года ей было выделено лишь около 18 млн. долл., и она занимала 41-ю ступеньку в рейтинге «кормящихся от США». Такие данные приводятся в докладе «Сопутствующий ущерб», подготовленном исследовательской организацией «Центр за честность в общественной жизни» по результатам годичного журналистского расследования. Стоимость другой американской программы - «Операция по сохранению стабильности», реализуемой с 2005 года, составляет 60 млн. долл. Кроме того, безвозмездная помощь США осуществляется по программам «Финансирование закупок вооружения иностранными государствами» (FMF) и «Обучение и подготовка иностранных специалистов» (IMET). По программам FMF и IMET в 2005 году США выделили Грузии 11 млн. 900 тыс. и 1 млн. 400 тыс. долларов соответственно (в 2006-м и 2007-м объемы финансирования планировалось сохранить на уровне 2005 года). Всего же в 2005 году Вашингтон выделил на военные нужды Грузии порядка 74 млн. долл., что представляет собой более чем двукратное увеличение по сравнению с 2004 годом (30 млн.).
     Активно вооружает Пентагон и Азербайджан. Об этом говорится в обнародованном докладе американского Center for Defense Information (CDI) (Центр оборонной информации). По данным CDI, за последние годы Баку получил от США оружия на сумму 14 миллионов долларов. «Соединенные Штаты используют продажу оружия как награду своим союзникам по войне с террором», - отмечается в тексте доклада. При этом сообщается, что за последние пять лет Азербайджан получил от Вашингтона военную помощь на сумму более чем 27 миллионов долларов. Более того, в американском бюджете 2007 и 2008 годов также запланированы военная помощь и продажа оружия этой республике. Кроме того, в представленном администрацией Белого дома конгрессу проекте бюджета на будущий год предлагалось утвердить военную помощь Азербайджану в размере 5,3 млн. долларов.
     Не обделяет вниманием Вашингтон и Ереван. Первого августа США предоставили миротворческому батальону министерства обороны Армении военное снаряжение и оборудование на сумму 3 млн. долл. Оно было предоставлено в рамках программы США внешнего военного финансирования. В соответствии с планом программы предусмотрено финансовое содействие в размере 8 млн. долл., которые будут направлены на создание в Армении до 2009 года миротворческого батальона в целях взаимодействия со структурами НАТО. В представленном администрацией Белого дома конгрессу проекте бюджета на будущий год предлагалось утвердить военную помощь Армении в размере 3,3 млн. долларов.
     Как мы можем видеть, политика, проводимая США в регионе, способствует его милитаризации. Вашингтоном разработаны и осуществляются проекты, призванные всемерно ослабить влияние России на Кавказе - в экономической, политической и военной сферах. В качестве альтернативы российскому влиянию укрепляется ГУАМ. Поступала и информация о создании военного блока Баку - Анкара - Тбилиси.
     Коренное изменение баланса сил в регионе может стать необратимым в случае интеграции стран Южного Кавказа в НАТО как «более действенную» систему безопасности. На днях в Тбилиси побывал генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, где обсудил с местным руководством перспективы вступления Грузии в Североатлантический альянс (весной будущего года Грузия надеется вступить в программу членства в НАТО).
     Кроме того, если воплотятся в жизнь и планы США по установке на Кавказе элементов американской ПРО, то Закавказье окажется буквально на «линии фронта» и тем самым - в зоне повышенного риска.
     
Особое направление

     С первых дней своего существования в качестве независимого государства Россия обозначила Южный Кавказ как зону своих приоритетных стратегических интересов. Тот, кто контролирует Закавказье, тот контролирует Каспийское море, выходы в Среднюю Азию и на Ближний Восток. С этой точки зрения регион имеет важное значение для российских стратегических интересов. Одна из важнейших задач Москвы - сдержать негативное развитие событий на Южном Кавказе, как бы ни стремилось «международное сообщество» вытеснить оттуда Россию.
     Российское доминирование на Юге Кавказа не является вопросом ее «имперского возрождения». Обеспечение стабильности в бывших республиках Закавказья - принципиальное условие мирного развития внутри самой России, сохранения ее государственной целостности. Россия - кавказское государство. И данный тезис - не просто красивая метафора. Семь субъектов РФ (Адыгея, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня) находятся непосредственно на территории Северного Кавказа, а еще четыре - на территории Степного Предкавказья (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и Калмыкия). При этом Черноморское побережье Краснодарского края и район Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края относятся к Кавказскому региону. Обеспечение безопасности на российском Кавказе немыслимо и неотделимо от стабильности в Грузии, Армении и Азербайджане. Именно поэтому с момента распада СССР Россия взяла на себя бремя геополитического лидерства на Южном Кавказе. Отсюда ее повышенный интерес к тому, что происходит вокруг Абхазии и Южной Осетии. Стабилизация ситуации на этих территориях соответствует российским национальным интересам.
     Наши непосредственные соседи по региону неоднократно озвучивали мнение о том, что Москва не имеет строго определенной и выверенной по отношению к Закавказью политики, и продолжают об этом говорить и сегодня. Действительно, в 1990-е годы Россия сама находилась не в лучшем положении, и проводить внятную политику по отношению к Еревану, Баку и Тбилиси была не в состоянии. Результаты этого не преминули сказаться - грузинский вектор напрямую направлен сегодня на Брюссель и Вашингтон, азербайджанский - на Брюссель, Вашингтон и Анкару. Однако армянская сторона в этом отношении гораздо больше учитывает интересы России в регионе и высоко оценивает свои отношения с ней. Поэтому считать политику Москвы в Закавказье совсем уж провальной никак нельзя. Если в Тбилиси резоны вступления в НАТО считают неоспоримыми, то у Армении есть все основания колебаться. В переходе региона под контроль НАТО Ереван не только не видит для себя особых выгод, но и справедливо опасается, что это станет ударом по его интересам. Армения продолжает оставаться реальным стратегическим партнером России на Южном Кавказе. Она строит свою внешнюю политику на принципе обеспечения равновесия между разными военно-политическими блоками, чьи интересы непосредственно касаются Кавказского региона. Это в наибольшей степени отвечает государственным интересам Армении на современном этапе.
     Нельзя не заметить и улучшения отношений России с Азербайджаном. В ходе весеннего визита в Баку председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов четко обозначил, что мнения некоторых аналитиков о том, что в последнее время отношения между Россией и Азербайджаном якобы несколько «охладели», «должны остаться на совести самих аналитиков». С его точки зрения, российско-азербайджанские отношения стратегического партнерства развиваются по восходящей. Это относится и к экономике, и к гуманитарной сфере, и ко многим другим областям двустороннего сотрудничества. «Это наглядно подтвердило и успешное проведение как Года России в Азербайджане, так и Года Азербайджана в России, которое вылилось в убедительную демонстрацию российско-азербайджанской дружбы. Об этом ярко свидетельствует и рост двустороннего товарооборота между нашими странами в 2006 году на 50 процентов по сравнению с 2005 годом (в настоящее время - свыше 1,6 млрд. долларов)».
     Вместе с тем скептики, конечно, могут возразить: мол, не надо выдавать желаемое за действительное. Однако усиление влияния России на Кавказе и в мире в целом признают и на Западе. Не так давно группа американских экспертов, входящих в проект «Глобальный барометр влияния», пришла к выводу, что «США начинают постепенно терять свое влияние и позиции в мировом общественном мнении, уступая их поднимающейся России и другим новым игрокам, которые могут воздействовать на глобальные события даже больше, чем это удавалось до сих пор американцам».
     Если политика России на Южном Кавказе и дальше будет выстраиваться в прагматическом ключе, то, учитывая географическую близость, культурные, технологические и человеческие связи, присутствие и влияние Москвы на Южном Кавказе позволят не только воспрепятствовать милитаризации региона, но и решить все самые насущные региональные проблемы, в том числе и территориальные.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex