на главную страницу

9 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

Дивизия особого назначения

Александр Александров, «Красная звезда».



6 октября 8-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения (8-й АКДОН) исполнилось 65 лет со дня образования. По этому случаю днем раньше на территории аэродрома Чкаловский прошли праздничные мероприятия. В завершение праздника состоялось торжественное открытие комнаты боевой славы. На юбилейном празднике присутствовали личный состав, командование дивизии во главе с генерал-майором Владимиром Беляевым, ветераны-акдоновцы, а также представители Московской областной думы и местной администрации.

     Праздник открылся торжественным собранием в гарнизонном Доме офицеров. После официальной части и награждения личного состава и ветеранов 8-й АКДОН ценными подарками соединение принимало поздравления от Ансамбля песни и пляски ВВС. Особенным событием для всех «акдоновцев» стало открытие комнаты боевой славы, в которой постарались воссоздать летопись заслуг и подвигов личного состава за всю историю существования дивизии. Почетное право перерезать ленточку командир дивизии генерал-майор Владимир Беляев предоставил ветерану соединения генерал-майору авиации Константину Викторову, который 31 декабря 1981 года первым возглавил 8-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения, сформированную на базе 10-й отдельной Краснознаменной авиационной бригады особого назначения. Однако настоящая история боевой славы началась задолго до этого.
     В 1927 году на Центральном аэродроме ВВС в Москве было сформировано авиационное звено особого назначения. Начальником отряда был Шестаков С.А., известный своим перелетом Москва - Токио на самолете АНТ-3 протяженностью 22 тысячи километров. Уже тогда отряд выполнял задачи по перевозке членов правительства, высшего командования Красной Армии. В 1930-е годы на базе преобразованной авиационной эскадрильи проводились испытания авиационного оборудования, новых типов самолетов, устанавливались рекорды по беспосадочным перелетам. Золотой строкой в историю не только отечественной, но и мировой авиации вписан беспосадочный перелет из Москвы с аэродрома Чкаловский через Северный полюс в США. Всесоюзный рекорд дальности полета на АНТ протяженностью 9.130 км по прямой (продолжительность - 63 часа 16 минут) был установлен 18 июня 1937 года командиром экипажа Валерием Чкаловым, пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым.
     

     
Особо важные правительственные задания

     Экипажи дивизии обеспечивают правительственные перелеты на международные конференции: 1943 год - в Тегеране, 1945 год - в Ялте, Сан-Франциско, Потсдаме, 1946 год - в Париже. Как попал Сталин в Тегеран в 1943 году, тогда не знал никто.
     В 1948 году подразделения 8-й АКДОН оказывают помощь населению Ашхабада, пострадавшему от землетрясения.
     В 1948-1950 годах 49 экипажей участвуют в научной программе изучения Северного Ледовитого океана: командиры кораблей капитан Макаров Д.А. и капитан Севастьянов И.Г. за проявленные мужество и героизм при выполнении заданий удостоены звания Героя Советского Союза.
     Первые полеты в сложных метеоусловиях и ночью проводились экипажами дивизии в 1950 году. Впервые в ВВС членам конструкторской группы присвоены звания «Военный летчик 1-го класса».
     С 21 февраля 1950 года дивизия имеет наименование «2-я авиационная Краснознаменная дивизия особого назначения». Летный состав дивизии выполняет правительственные задания, производит воздушную разведку для будущего строительства космодрома Байконур, участвует в подготовке испытаний первого искусственного спутника земли, обслуживает делегации стран - участниц Варшавского договора.
     

     В 1939 году состоялись первые боевые испытания эскадрильи. Начало было положено участием в военных действиях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Осенью 1939 года началась советско-финская война. Доставка продовольствия, боеприпасов, почты, эвакуация раненых в сложных условиях была возложена на отдельную эскадрилью. Уже во время «финских событий» подразделение начинает развертывание как отдельный авиационно-транспортный полк особого назначения. В ходе ведения боевых действий роль и значение транспортной авиации оказались настолько велики, что возникла явная необходимость формирования соединения.
     Авиационная дивизия была сформирована 6 октября 1942 года, командиром назначен полковник Виктор Грачев. В период Великой Отечественной войны экипажами дивизии было выполнено более 80 тысяч боевых вылетов, переброшено по воздуху 290 тысяч военнослужащих и более 26 тысяч тонн грузов. В 1945 году авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а командиру АДОН генерал-майору авиации Виктору Грачеву присвоено звание Героя Советского Союза, более 5.000 «адоновцев» были награждены орденами и медалями.
     Неудивительно, что именно этой дивизии доверяли особо важные задания правительства. Как и вчера, на сегодняшний день не существует другой дивизии, которая по своему составу и назначению могла бы сравниться с 8-й авиационной Краснознаменной дивизией особого назначения. Слова «особого назначения» в названии соединения полностью соответствуют особым задачам, которые решаются 8-й АКДОН.
     «Каждый день в дивизии решаются важные задачи. Мы вносим свою лепту в ключевые моменты истории», - поделился в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» командир 1-го полка Александр Шалыгин. Сегодня экипажам дивизии доверена перевозка руководящего состава Вооруженных Сил РФ. Одна из основных задач - доставка автомобилей президента для обеспечения визитов в различные страны. Дивизия выполняет сообщение с воздушными базами и группировками российских войск на территории стран СНГ, осуществляя транспортировку личного состава и почтовые перевозки. Зачастую экипажи дивизии выполняют внезапно возникающие задачи по перевозке грузов, пассажиров. Наравне со службами МЧС выполняется помощь другим странам в случае чрезвычайных ситуаций. Экипажи осуществляют перевозку людей при проведении антитеррористических операций. В частности, в Беслан была доставлена группа «Альфа». Отдельные задачи, выполняемые личным составом дивизии по перевозке грузов и «особых» людей, - засекречены. За успешное выполнение заданий личному составу дивизии было вручено свыше 1.000 орденов и 8.000 медалей. В авиационном соединении в разное время служили дважды Герои Советского Союза Павел Плотников, Муса Гареев, восемь Героев Советского Союза, заслуженные военные летчики, штурманы и военные специалисты. Регионы выполнения задач экипажами 8-й АКДОН простираются по всему миру. К тому, чтобы выполнять задачи особой важности, передавать лучшие традиции и растить высококлассных специалистов, соединение и его личный состав неустанно шли все эти годы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex