на главную страницу

17 Октября 2007 года

Тема номера

Среда

Тегеран-2007

К итогам визита в Иран Президента РФ Владимира Путина

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



     Впервые за более чем 60 лет руководитель нашей страны нанес визит в Иран. Тогда, в 1943 году, в Тегеране лидеры трех союзных держав по антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании - на своей конференции обсудили вопросы не только дальнейших совместных действий против общего врага, но и послевоенного мироустройства. Не менее важные задачи пришлось решать и Президенту России Владимиру Путину во время состоявшегося во вторник визита в Тегеран, который он нанес, несмотря на появившиеся накануне сообщения, что в иранской столице на него готовится покушение сразу несколькими группами смертников. «Если реагировать на различные угрозы и следовать указаниям службы безопасности, то из дома можно было бы не выходить», - заявил в этой связи Владимир Путин в германском городе Висбаден. По его словам, служба безопасности должна делать свою работу, а главы государств исполнять свою.
     А она же для Владимира Путина заключалась прежде всего в его участии во втором каспийском саммите. На нем лидеры прикаспийских государств - России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана - сделали еще один шаг по определению правового статуса Каспийского моря. Как известно, решение этого вопроса явно затянулось, что порождает немалые проблемы в сотрудничестве по сохранению биоресурсов моря, развитию на нем транспортной инфраструктуры. А это в свою очередь создает определенную напряженность в регионе, особенно если учесть, что к Каспию проявляют повышенный интерес многие страны. «Каспий сегодня быстро превращается и в один из мировых центров добычи и экспорта углеводородов, здесь находятся уникальные биологические богатства», - заявил Владимир Путин на саммите прикаспийских государств. В этой связи необходим разумный баланс между развитием производства нефти и газа и укреплением экосистемы. Экологическая безопасность, подчеркнул российский президент, должна стать мерилом целесообразности всех проектов на Каспии, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов.
     Пространство Каспия, по мнению Владимира Путина, не должно быть сплошь перекрыто государственными границами, секторами и исключительными зонами. Чем меньшую часть акватории они будут занимать и, чем большая часть водной толщи и поверхности останется в общем пользовании прикаспийских государств, тем лучше. Приоритетной же областью сотрудничества должно стать обеспечение безопасности и стабильности в регионе, причем в самом широком смысле. Это и безопасность мореплавания, и защита объектов нефти- и газодобычи, а также совместная борьба с международным терроризмом и экстремизмом. «И здесь уже есть конкретные инициативы, заслуживающие на наш взгляд самого серьезного внимания. Имею в виду казахстанский проект пакта стабильности и иранский - соглашения о мерах доверия и стабильности. Не могу не сказать также о российском предложении по созданию совместной военно-морской группы оперативного взаимодействия «Касфор». Положительный опыт такого взаимодействия есть и на Черном море, и мы можем использовать этот опыт», - отметил Владимир Путин.
     За скорейшее урегулирование каспийской проблемы, развитие взаимодействия по экономическому развитию региона, сохранение мира и стабильности в нем высказались на саммите и другие лидеры прикаспийских государств. По итогам встречи была подписана декларация, в которой зафиксировано согласие сторон по многим вопросам, в том числе конвенции по приданию фиксированного правового статуса Каспию. Характеризуя ее, глава российского государства с удовлетворением отметил, что в документе уже сейчас, на этом этапе, решается ряд принципиальных вопросов. Это касается судоходства под национальными флагами прикаспийских государств, что очень важно. Так же как и то, что в документе констатируется необходимость решать все вопросы путем диалога, учитывая интересы друг друга, соблюдая суверенитет и отказываясь не только от применения какой бы то ни было силы, но даже и от упоминания о возможности применения силы.
     Владимир Путин особо подчеркнул важность того, что в декларации говорится о невозможности предоставления своей собственной территории для других стран в случае агрессии либо каких-либо военных действий в отношении одного из прикаспийских государств. «Это важные принципы, которые закрепляются здесь, в этом документе, и которые создадут ту атмосферу доверия, используя которую, мы и сможем в конечном итоге решить все основополагающие принципы, которые мы заложим в этом регионе на многие годы вперед», - отметил глава российского государства.
     Второй частью пребывания Владимира Путина в Тегеране стали его переговоры с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Они, несомненно, вызвали повышенный интерес во всем мире, так как касались ядерной программы Ирана. В частности, администрация Джорджа Буша высказала надежду, что Владимир Путин и сопровождающие его официальные лица призовут руководство Ирана к переговорам с постоянной «пятеркой» Совбеза ООН и Германией и выполнению выдвинутого ими ранее требования приостановить обогащение урана. Все, что от Тегерана в этих целях требуется сделать, отметил в Вашингтоне заместитель начальника пресс-службы госдепартамента США Том Кейси, это выполнить свои обязательства в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, а также требования, предъявленные ему в нескольких единогласно принятых резолюциях Совета Безопасности.
     Как известно, Совет Безопасности ООН уже дважды накладывал санкции на Тегеран из-за его нежелания подчиниться требованию международного сообщества прекратить обогащение урана, однако власти страны настаивают на мирном характере своих ядерных программ. Франция и США готовят новый пакет санкций против Ирана с намерением ввести их на двустороннем или региональном уровне, если новая резолюция не будет принята в СБ ООН. Более того, в США рассматривают возможность проведения военной операции против Ирана. Тегеран же намерен овладеть полным циклом ядерной энергетики и с этой целью начал обогащение урана. В то же время иранские руководители подчеркивают, что в оборонной стратегии страны нет места ядерному оружию. Оно ей и не нужно, так как, по их словам, иранская нация, с идеологической точки зрения, не приемлет оружия массового уничтожения. «У нас нет объективных данных, что Иран стремится к производству ядерного оружия, и мы исходим из того, что у него нет таких планов», - заявил и Владимир Путин на пресс-конференции в Москве по итогам недавних переговоров с президентом Франции Николя Саркози.
     Россия, как подчеркнул ее лидер накануне визита в Иран, намерена поддерживать прямые контакты с Тегераном, рассчитывая на позитивный совместный результат. Она работала и намерена работать со своими партнерами и в США, и в Европе для достижения общей цели. Но для этого надо набраться терпения и искать выход из создавшейся ситуации. А вот пугать, по мнению российского президента, кого-то в данном случае - иранское руководство или иранский народ - бесперспективное дело. Путин полагает, что для решения иранского вопроса мирными средствами необходимо использовать опыт урегулирования северокорейской ядерной проблемы. При этом российский лидер согласился с мнением иностранных партнеров, что Иран должен обеспечить открытость и транспарентность своих ядерных программ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex