на главную страницу

17 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ПОД ВОПРОСОМ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Алексей МАРУЕВ.



Международный терроризм представляет собой сегодня одну из основных угроз национальной безопасности России, непосредственно затрагивающих интересы личности, общества и государства. Это явление носит транснациональный характер и таит в себе одинаково серьезную опасность для подавляющего большинства стран вне зависимости от уровня их социально-экономического развития, направлений внешней политики и модели государственного устройства. Оказывая весьма значительное влияние на мировую геополитику, терроризм становится неотъемлемым фактором мирового процесса, во многом определяющим стратегию целых государств.

     
«Дитя» краха биполярности

     Активизация международного терроризма - результат кардинальных перемен в системе международных отношений. Такая ситуация сложилась во многом из-за того, что была разрушена система международной безопасности периода «холодной войны», которая характеризовалась прежде всего биполярным балансом сил. Эта система ограничивала число главных действующих сил на мировой арене, облегчая тем самым управление глобальными проблемами.
     Крушение биполярного мира и существовавшей при нем системы международных отношений обнажило целый ряд проблем. Так называемый третий мир, который был фактически поделен двумя сверхдержавами и соответственно управлялся ими, вышел из-под контроля и стал вести собственную игру, все чаще избирая при этом насильственные методы достижения целей. Вакуум силы в системе международных отношений был быстро заполнен разного рода экстремистскими и иными деструктивными силами. Это выразилось, в частности, в широкой волне терроризма, которая буквально захлестнула весь мир и поставила под угрозу безопасность многих государств.
     Как социально-политическое явление международный терроризм отражает конфликтное взаимодействие различных сил, в основе которого, как правило, лежит борьба за власть или обладание материальными и духовными ценностями. Терроризм никогда не развивался непрерывно и последовательно. Он расцветал там и тогда, где и когда появлялась благоприятная для его возникновения почва. Мировой опыт свидетельствует, что вспышками терроризма отмечены те исторические периоды, для которых характерны обострение противоречий в социально-политической сфере, ломка общественных отношений, изменение государственного устройства, отсутствие стабильности, проявления национализма и сепаратизма, разгул преступности.
     Современный всплеск терроризма представляет собой проявление острых противоречий, вызванных неравномерностью развития стран мира. Этот феномен выступает как реакция на униженность и оскорбленность установленным ныне миропорядком, односторонней гегемонией, реакцией на попытки монополизации права применять легитимное насилие и насаждать чужие ценности.
     Резко обострились национально-этнические и межконфессиональные противоречия. Различные группировки, созданные по этническому и конфессиональному признакам, для реализации своих целей порой успешно применяют террористические методы борьбы.Превращение организованного международного терроризма в самостоятельный субъект современного геополитического противоборства становится одной из общемировых тенденций. Это прежде всего объясняется характером мирового развития в эпоху глобализации, которая, внеся огромные изменения в мировую экономику и политику, одновременно увеличила вероятность столкновения международного сообщества с терроризмом.
     Несбалансированная глобализация предоставляет террористам широкие возможности. Экстремистские организации в полной мере используют новейшие разработки в области вооружений, спецматериалов, оборудования и средств связи. Это резко отличает их от террористов прошлого, когда вооружение и оснащение террориста не могли идти ни в какое сравнение со средствами противостоявших им органов безопасности. Крайне опасным является стремление террористических структур к получению доступа к оружию массового уничтожения и технологиям его производства.
     Вряд ли можно говорить о мировом терроризме как о некой силе с единым центром. Просто различные террористические акции вписываются в ряд событий, которые условно и называют международным терроризмом. При этом они имеют одну направленность, являясь, так сказать, событиями одного поля.
     Естественно, террористические сети и организации не могут быть субъектами международного права, поскольку не являются суверенными, официально признанными образованиями. У них нет легитимного правительства, и даже формально их невозможно связать с территорией какого-либо государства. Они действуют глобально, не принимая в расчет никакие национальные границы, не испрашивая разрешения на свои деяния у каких-либо легитимных органов власти.
     Несмотря на принимаемые международным сообществом меры по борьбе с терроризмом, угроза новых вылазок экстремистов не ослабевает. Повсеместно наблюдается активизация деятельности террористических организаций и финансирующих их структур.
     Не достигла поставленных задач военная операция под эгидой НАТО в Афганистане: там не сформированы предпосылки для социально-экономического восстановления страны, остается напряженной ситуация в сфере безопасности, развивается наркоторговля.
     Американское военное вмешательство в Ираке не только не принесло ожидавшегося результата (никакого оружия массового уничтожения так и не было обнаружено), но и привело к вспышке насилия внутри страны, возникновению новых экстремистских группировок, увеличив тем самым мобилизационный потенциал международного терроризма в регионе в целом.
     Учитывая, что американская администрация не исключает возможности силового варианта решения и иранской ядерной проблемы, угроза эскалации напряженности на всем Ближнем Востоке существенно возрастает.
     
Новый облик терроризма

     Можно выделить ряд особенностей, присущих современному международному терроризму.
     Ранее террористическая деятельность выступала лишь в качестве вспомогательного средства реализации политических целей. Современный терроризм все больше выступает как средство прямого достижения поставленных задач.
     Проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и отдельных стран: политикой, экономикой, национальными отношениями, религией, экологией, правоохранительной деятельностью и т.п. Эта связь получила отражение всуществовании различных видов терроризма - политического, экономического, националистического, религиозного, криминального и т.д.
     Численность террористических организаций возрастает, повышается уровень их организованности, укрепляется взаимодействие между отдельными террористическими группами, происходит объединение их усилий при проведении масштабных операций. В отдельных случаях наблюдается формирование своего рода «террористического интернационала», направляющего свои усилия на создание своеобразных «террористических анклавов» на территории государств, где по той или иной причине образовался вакуум легитимной политической власти (Афганистан, Чечня, Ирак, Косово).
     Террористические группировки обладают разветвленной сетью и координируют свои действия. Террористические акты в большинстве случаев стали достигать своих целей, заключающихся не только в причинении непосредственного ущерба жертвам, но и в осуществлении устрашающего эффекта: в результате этих актов удается посеять страх, вызвать чувства растерянности, беспомощности, создать угрозу широкому кругу лиц.
     Резко возросли финансово-экономические и технические возможности террористов. Отдельные террористические организации обладают потенциалом, сопоставимым по своим объемам с военным потенциалом небольших государств.
     Крайне опасно продолжающееся увеличение объемов финансирования терроризма. Эксперты установили следующую закономерность: чем больше усилий прилагают государственные органы в борьбе с терроризмом, тем значительнее становятся объемы финансовой помощи экстремистам со стороны «террористического интернационала», мафиозных сообществ и созданных ими всевозможных «благотворительных» фондов и других финансовых структур.
     Значительная часть финансовых ресурсов добывается террористическими сетями в результате нелегальной коммерческой деятельности, посредничества в наркотрафике и торговле оружием. При наличии транснациональных финансовых потоков очень сложно без налаживания международного сотрудничества проследить источники и схемы финансирования террористических организаций.
     С началом глобальной антитеррористической кампании резко активизировалась деятельность по борьбе с отмыванием средств через банковскую сферу. Вместе с тем финансирование деятельности террористических групп и организаций в принципе может осуществляться и в обход официальной банковской системы.
     К числу основных тенденций современного терроризма относится также процесс повышения уровня его организации. Это находит свое выражение в создании относительно устойчивой системы различных террористических структур как в государственном механизме ряда стран, так и в рамках наиболее значительных экстремистских движений, а также в осуществлении террористических акций наиболее мощными террористическими организациями на планомерной систематической основе. Данная тенденция воплощается в таких формах, как согласование идейно-политических позиций, стратегических и тактических установок (путем проведения координационных совещаний, создания координирующих органов, использования международных средств коммуникации, в том числе Интернета).
     В настоящее время Интернет становится мощным инструментом в руках экстремистских организаций и террористических группировок. Этому способствует специфика глобальной сети, которая предоставляет в распоряжение террористов такие преимущества, как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудность контроля со стороны правоохранительных органов и спецслужб.
     Одной из главных задач, решаемых экстремистами с помощью Интернета, является возможно более широкое освещение террористических атак с привязкой их к идеологическим посылам экстремистов и устрашением общества. Интернет выступает в качестве эффективного средства информационного воздействия на население, особенно учитывая тот факт, что современные СМИ в своей работе все чаще используют его материалы. Массовая пропаганда является одним из основных направлений деятельности террористов в Интернете. Они широко применяют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов.
     Интернет используется террористическими группами и для пополнения фондов. Система сбора средств структурно аналогична сети неправительственных организаций, благотворительных фондов и других учреждений, а иногда пересекается с этими сетями. Для получения финансовых ресурсов используются сайты, форумы и чаты, на которых размещается информация с соответствующими реквизитами банковских счетов либо платежных систем Интернета.
     Террористические организации используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи. Кроме того, Интернет применяется для мобилизации сторонников, играющих активную роль в поддержке террористических организаций.
     В процессе подготовки терактов глобальная сеть используется террористическими организациями для сбора и анализа данных о возможных целях, а также информации о тактике и средствах проведения предстоящих атак. В Интернете существуют сотни эффективных средств сбора информации, включая мощные поисковые системы, а также неограниченный выбор открытых и конфиденциальных дискуссионных групп.
     Одной из тенденций развития современного международного терроризма является его сращивание с международными преступными группировками. Они с успехом дополняют друг друга в своей противозаконной деятельности. Организованные преступные группировки обеспечивают международным террористическим организациям значительную часть финансовой поддержки (доходы от наркоторговли, незаконного оборота оружия, отмывания денег, рэкета и т.п.), а также пополнение рядов террористических организаций профессиональными убийцами и преступниками различных мастей. Международный терроризм в свою очередь позволяет организованным преступным группировкам прикрывать свою сугубо криминальную деятельность звучными политическими целями.
     В современных геополитических условиях международный терроризм напрямую вовлекается в глобальное геополитическое противоборство. И сами организаторы террористической деятельности, и некоторые их противники, ссылаясь на то, что большая часть террористических актов в последние годы совершалась представителями исламских экстремистских организаций, пытаются интерпретировать события последних лет на мировой арене как «конфликт цивилизаций». Чаще всего это преподносится как столкновение между исламской и христианской цивилизациями. Утверждается, что в геополитическом пространстве идет так называемая война между «цивилизованным» Севером и «варварским» Югом.
     Специфической чертой терроризма является трудность его прогнозируемости. Во многих случаях субъектами террористических акций становятся психически неуравновешенные, чрезмерно амбициозные люди. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными и вступают во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями.
     
Угроза мирового уровня

     Трагические события последних лет, многочисленные теракты в различных государствах мира продемонстрировали явную угрозу политической, экономической, социальной жизни развитых и развивающихся стран, имеющих разный уровень демократии и придерживающихся разных религиозных верований. Проявления терроризма стали настолько частыми для современного мира, что пришло наконец осознание: чтобы успешно противостоять им, нужно серьезно заниматься решением этой проблемы. Причем заниматься не только России, США, Великобритании и Испании, которые до сих пор чаще всего становились мишенями террористов, а всем странам. Может быть, и в разной степени, но этот противник угрожает всем без исключения.
     В принципе все ведущие мировые державы официально признают необходимость объединения усилий в борьбе с международным терроризмом. Но для организации эффективной борьбы с терроризмом важен единый подход. В условиях, когда в разных странах к понятию терроризма относятся по-разному, говорить о каких-то совместных действиях достаточно трудно. Сложность заключается в том, что подавить террористическое движение можно лишь в том случае, если общественное мнение считает террористов преступниками, а не борцами за свободу или жертвами произвола властей.
     Экспертами предлагается объединить меры по борьбе с международным терроризмом в несколько групп.
     Первая группа должна включать в себя меры политического и международно-правового характера. К ним относятся: достижение международного консенсуса по вопросу о целесообразности упорядочения процессов глобализации, закрепление за государством статуса основного геополитического субъекта, ведение геополитического противоборства в цивилизованных рамках диалога между субъектами. Требует совершенствования вся система международного права, в частности необходимо согласование национальных законодательств отдельных стран в области борьбы с терроризмом.
     Вторая группа - это меры по пресечению финансирования террористических организаций. К ним относятся: скоординированный поиск финансовых активов террористических организаций, замораживание счетов «спонсоров» террористов и их последующая конфискация.
     Третья группа объединяет меры военного и специального характера. Их целями являются физическое устранение террористов, разрушение их организационных структур, проведение широкомасштабных контртеррористических операций. При этом повышается роль сотрудничества между спецслужбами различных государств, предусматривающего в том числе регулярный обмен данными. И наконец, требуется усиление традиционных мер защиты граждан и объектов от возможных атак террористов.
     Четвертая группа мер носит, так сказать, несиловой характер. На них следует остановиться более подробно.
     Как считают многие эксперты, бессмысленно проводить политику сдерживания и устрашения террористов. Сдерживание терроризма возможно, но только в ограниченных масштабах и против отдельных сегментов террористической сети. Целями антитеррористических операций должны стать изоляция террористов от общества и лишение их доступа к внешним источникам снабжения.
     Важным аспектом усиления борьбы с терроризмом является активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы. Экстремистские и террористические организации, как правило, опираются на искаженное толкование религиозных догматов, используют в вербовочной работе идеологию, основанную на собственных доктринах, противоречащих традиционным религиозным нормам и законам. Поэтому важно поднять на должный уровень разъяснительно-просветительскую деятельность по правильному толкованию религиозных учений, вскрывать и подвергать публичной критике извращенные взгляды идеологов экстремизма.
     Борьба с терроризмом невозможна и без активных операций на информационном поле. Пропагандистская активность террористических организаций и группировок, а также их стремление посеять среди населения страх и тем самым сломить волю к сопротивлению вызывают необходимость оказания этим силам эффективного информационного противодействия. Такого рода работа во многих государствах мира, в том числе и в России, стала важной составной частью Концепции национальной безопасности в области антитеррористической борьбы.
     Большое значение приобретает вопрос об освещении акций международного терроризма в СМИ. Терроризм во всех формах его проявления должен быть осужден международным сообществом независимо от тех целей, которые провозглашают террористы, и тех доводов, которые они приводят, пытаясь оправдать свои действия.
     Проблема борьбы с терроризмом не решается в одной плоскости и каким-то одним способом. Необходимо добиваться понимания широкими слоями населения во всех странах сложности и хрупкости современного мира, осознания того, что это мир разных, но тесно соприкасающихся культур.
     Следует выявлять те очаги напряженности, где усиливаются стремления использовать террор для решения политических и иных задач, где воспитываются люди, способные совершить теракты. Соответствующие структуры, призванные вести борьбу с терроризмом, должны работать на этих выявленных очагах напряженности. Одно из настоятельных требований времени - качественное религиоведческое образование. Идеологию терроризма можно искоренить только кропотливой духовной работой.
     Исключительно важным является развитие отношений с исламским миром. Совершенно очевидно, что мусульмане и мусульманская цивилизация в целом не должны отвечать за преступления террористов. В то же время необходимо, чтобы внутри мусульманского сообщества появились достаточно влиятельные силы, прежде всего среди политических деятелей, которые убедительно показывали бы, что действия экстремистов, прикрывающихся лозунгами религиозной борьбы, не имеют никакого отношения к традициям ислама как одной из мировых культур.
     
Опыт, оплаченный кровью

     Россия на своем опыте сполна испытала, что современный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм наносят ущерб интересам личности, общества и государства.
     Некоторые аналитики полагают, что одной из причин активизации террористической деятельности в России явилась слабость страны и соответственно неэффективность государственной системы обеспечения национальной безопасности. Обращенный в свое время к субъектам Федерации лозунг «Берите суверенитета, сколько сможете переварить» привел к обострению межэтнических противоречий в России и стремлению отдельных субъектов выбрать путь обретения независимости от Российской Федерации с использованием даже силовых методов, включая терроризм. Так, на территории бывшего Советского Союза впервые заявил о себе этнический терроризм - самый опасный для многонационального государства вид терроризма. Самый кровавый и самый беспощадный.
     Ситуация усугублялась и тем, что после распада СССР органы государственной власти России фактически потворствовали терроризму. В борьбе за власть бывшее политическое руководство страны вступило на путь послаблений и заигрывания с чеченскими экстремистами, тем самым усиливая функционировавший тогда в регионе криминальный экстремистский режим, порождением которого и стал северокавказский терроризм.
     Опыт борьбы с терроризмом на Северном Кавказе показал важность мер по нейтрализации главарей бандформирований. Это, в частности, предполагает их физическое устранение. Ликвидация Хаттаба, Масхадова, Басаева и других главарей чеченских боевиков принесла определенные положительные результаты. В отношении подобных террористов должна действовать жесткая силовая линия. Единственное, о чем можно говорить с ними, - об их разоружении и сдаче властям.
     Приняв на себя удар международного бандподполья, столкнувшись с масштабными террористическими атаками чеченских террористов, российская сторона неоднократно, причем задолго до трагических событий 11 сентября 2001 года в США, обращала внимание мирового сообщества на эскалацию угрозы терроризма в глобальном масштабе.
     Россия указывала на действующие в различных регионах лагеря подготовки террористов, каналы финансовой подпитки террористических структур, на их интернациональный характер. Однако западный истеблишмент предпочитал рассматривать боевиков и убийц в качестве участников «национально-освободительного» движения, заявляя о неприемлемости применения в отношении них силовых методов и настаивая на необходимости ведения переговоров с экстремистами.
     В основном образовавшиеся экстремистские группировки, в том числе на Северном Кавказе, заявили о себе благодаря поддержке со стороны иностранных государств и их спецслужб, заинтересованных в ослаблении Российской Федерации. Официально выступая за соблюдение прав человека и других свобод в Чечне, США, Великобритания и другие западные государства также способствовали росту экстремизма и терроризма на Северном Кавказе.
     Что касается самих Соединенных Штатов, то их лидеры долгое время пребывали в уверенности, что для страны не существует угроз внутренней безопасности, и основные усилия сосредотачивали на усилиях по обеспечению безопасности от внешних угроз. Теракты в сентябре 2001 года нанесли ощутимый удар по психологии американцев, и власти США были вынуждены уделить особое внимание вопросам внутренней безопасности.
     
Без оглядки на гражданские права и свободы

     Следует отметить, что американские власти сильно преуспели на данном направлении. Несмотря на то, что в России вопросы внутренней безопасности всегда занимали значительное место в структуре национальной безопасности, США за короткий промежуток времени создали гораздо более эффективную систему противодействия внутренним угрозам, в первую очередь терроризму, чем в России.
     В течение двух месяцев после терактов в США были проведены организационно-структурные мероприятия, включающие, в частности, введение поста помощника президента США по вопросам внутренней безопасности. Было создано мощное министерство внутренней безопасности - Department of Homeland Security (DHS), призванное объединить под одной крышей большую часть агентств и управлений, отвечающих за внутреннюю безопасность (включая ведомство по охране границ и транспорта, департамент по чрезвычайным ситуациям и национальной готовности и агентство по защите критически важной инфраструктуры).
     Главной задачей нового министерства является предупреждение и предотвращение террористических атак внутри США, снижение уязвимости страны для террористов, минимизация ущерба и помощь в ликвидации последствий терактов, совершенных на территории Соединенных Штатов. Кроме того, образован Национальный контртеррористический центр.
     Были значительно ужесточены условия пребывания, передвижения в стране отдельных лиц. Фактически усиленные меры безопасности привели к установлению в Соединенных Штатах режима полицейского государства. Как заявил директор Национальной разведки США, успех борьбы с терроризмом в стране во многом зависит от принятия населением неизбежных ограничений гражданских прав и свобод. Но это, заметим, не мешает американцам во всем мире ратовать за самую широкую и ничем не ограниченную демократию и навязывать свои представления о ней другим странам, в том числе России.
     Одним из главных приоритетов в новой Стратегии национальной разведки США является содействие глобальному распространению демократии и поддержка стремящихся к миру демократических государств. В утвержденной в 2006 году Стратегии национальной безопасности США содержится категоричный призыв к России соблюдать демократические свободы и не препятствовать развитию демократических институтов.
     Такая двойственная политика Вашингтона еще раз подтверждает тезис о том, что для обеспечения собственных интересов американцы способны пойти на любые меры и не намерены считаться с интересами и особенностями других стран.
     Надо отметить, что США испытывают трудности при определении точной формулировки угрожающего им противника. Используются такие понятия, как «исламизм», «джихадизм», «исламофашизм», но к какому-то единому термину американские эксперты пока не пришли. Ведя борьбу с международным терроризмом, американцы зачисляют в террористические организации помимо «Аль-Каиды» и родственных ей организаций движение «Талибан» в Афганистане, «Армию Махди» в Ираке, ливанскую «Хизбаллу», палестинский «Хамас». При этом обращает на себя внимание, что США не причисляют к террористам чеченских боевиков.
     
* * *

     Терроризм, без сомнения, является сложным развивающимся объектом, а это требует применения в отношении него метода системного подхода. Он предполагает всестороннее изучение данного явления и целый комплекс мер в разработке стратегии борьбы с терроризмом. Предлагаемый нами системный подход в этой области для России включает в себя следующие элементы:
     - во-первых, должна быть разработана и применена на практике методика борьбы как с отдельными террористами, так и с террористическими сетями и организациями;
     - во-вторых, необходимо выработать комплекс мер по противодействию терроризму со стороны как государственных, так и негосударственных структур. При этом роль государственных организаций, в первую очередь силовых, должна быть определяющей, и именно они должны направлять деятельность негосударственных объединений в антитеррористической сфере;
     - в-третьих, необходимо разработать механизм четкого выполнения законодательных основ в сфере борьбы с терроризмом, а также их дальнейшего совершенствования;
     - в-четвертых, комплекс мер по противодействию терроризму должен включать в себя меры по профилактике терроризма, непосредственно борьбы с ним, а также минимизации последствий террористической деятельности;
     - в-пятых, должен быть налажен действен
     ный механизм сотрудничества России с зарубежными странами по вопросам борьбы с терроризмом, исходящий в первую очередь из российских интересов;
     в-шестых, необходим постоянный контроль со стороны соответствующих структур за ходом выполнения мер по борьбе с терроризмом, развитием обстановки в зонах возникновения очагов терроризма с целью принятия превентивных мер по недопущению террористических актов;
     в-седьмых, основной упор в борьбе с терроризмом должен быть сделан на устранение причин его проявления в России, улучшение социально-экономической обстановки в стране, комплексное решение этнических и национальных проблем.
     Терроризм как социально-политическое явление требует постоянного системного осмысления. Объектом внимания должны быть прежде всего факторы, порождающие терроризм. Именно они на общегосударственном уровне являются объектами профилактического воздействия. В противном случае борьба с терроризмом всегда будет носить характер спонтанного, рефлексивного реагирования правоохранительных органов и спецслужб на уже состоявшиеся теракты.
     И, конечно же, усилия государственных органов, прежде всего спецслужб, принесут, однако, положительный результат лишь в том случае, если они будут активно поддержаны всеми здоровыми силами общества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex