на главную страницу

23 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

Командирская нить полковника Рязанова

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Фото автора.



Впервые о Владиславе Рязанове я услышал в 1996 году, когда награждали десантников, участвовавших в боях за Грозный и в горной Чечне. Ему, как и еще нескольким офицерам из состава сводного отряда 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, вручили орден Мужества. Подумал тогда, что и фамилия-то у человека десантная: наверняка военное училище в Рязани оканчивал. Как потом выяснилось, ошибся – Рязанов окончил Коломенское высшее артиллерийское командное, где существует десантный факультет, на котором готовят офицеров для ВДВ. И вот недавняя личная встреча на одном из полигонов.

     - Конечно, и первая, и вторая кампании на Северном Кавказе многому научили, – вспоминает командир артиллерийской бригады гвардии полковник Владислав Рязанов. – Там ведь без артиллерии ничего не делалось: она поддерживает в наступлении и в рейдовых действиях, закрепляет достигнутый успех на рубежах, ночью обеспечивает световыми ориентирами и световыми створами и так далее. Все, что тогда было изучено в боевой обстановке, прикипело на всю жизнь.
     Уже потом, учась в академии, он узнал, что среднемесячное долевое участие артиллерии в выполнении общего объема огневых задач в годы его службы на Северном Кавказе составляло более 70 процентов, а ВВС и армейской авиации – около 30 процентов. Если же летчиков подводила погода, то эта цифра для артиллеристов возрастала до 90 процентов. Словом, основной объем задач в огневом поражении противника – объективная закономерность для артиллерии. Здесь есть возможность использовать ряд ее очевидных достоинств: маневренность, высокую точность огня, оперативность в применении, несущественную зависимость эффективности от времени года, суток, погодных и других условий.
     Гвардии полковник Рязанов изначально стремится к осознанию подчиненными важности решаемых ими задач. Напряженные тренировки по стрельбе и управлению огнем на полевых выходах, тактические учения с дивизионами и батареями, наконец, боевая стрельба – все это ради гарантии успеха в реальном бою.
     - Сейчас для нас важно не только полностью выполнить программу боевой подготовки, но и провести все мероприятия на высшем уровне, выйти на качественно новый рубеж в профессиональном становлении всех специалистов, – рассказывал мне начальник штаба бригады гвардии подполковник Руслан Данкуца. – Именно насыщенная боевая учеба позволяет нам решать и другие вопросы военной жизни: поддержание воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях, закрепление молодых офицеров. Как выяснилось, отток молодых офицеров – выпускников военных училищ за последние годы резко сократился.
     - Есть возможность с каждым годом наращивать достигнутое в боевой подготовке, – делится Рязанов. – Мы стремимся применять на практике передовые методы в обучении личного состава. С тех же Всеармейских состязаний командиров артиллерийских батарей постоянно берем что-то новое. Если инициатива достойна внедрения, всегда поддержим. Ее нельзя сковывать, особенно у молодых офицеров: человеку надо дать возможность самореализоваться, поддержать в период становления.
     - Помню, прибыл к нам недавний выпускник военного вуза Роман Усольцев и сразу заявил: «Хочу стать командиром батареи». И надо признать, задатки к этому были. Менее чем через год гвардии старший лейтенант Усольцев стал комбатом – вы его только что видели в деле на КНП. Более того, он признан одним из лучших в округе.
     - Командир может ругать, наказывать, но при этом он должен учить подчиненных, тянуть их за невидимую «живую ниточку» к победе, – продолжает Владислав Анатольевич. – Талант командира в том, чтобы эта нить не прерывалась, а человек достиг намеченных результатов.
     Еще пример – лейтенант Иванов. Здоровые амбиции, видимо, передались по наследству: его отец Валерий Борисович Иванов в свое время командовал нашей бригадой. И сын оказался с характером, своей службой доказав, что слово у него не расходится с делом: через год стал комбатом. Готовясь к конкурсу по полевой выучке, занял в бригаде третье место – очень даже неплохо.
     Растут не только молодые, но и опытные офицеры – из бригады редко кто хочет уехать. Так, заместителем у Рязанова стал недавний командир дивизиона подполковник Алексей Ихвишенка. Масштаб работы теперь другой, и пусть порой что-то не получается, но терпение, труд, старание, хватка, жилка офицерская – все это позволит и в новой должности стать одним из лучших. Плюс еще одно важное подспорье – заочная учеба в академии.
     Есть в бригаде примеры того, что и выпускники военных кафедр гражданских вузов находят свое место в строю. Ян Фалько, прослужив два года командиром взвода после Уральского горнодобывающего института, остался и вырос до майора, начальника службы. И этот пример не единичный. Пополнение с «гражданки» было бы более ощутимым при решении жилищной проблемы. В этом гарнизоне она одна из наиболее злободневных. Снять квартиру можно за 4-5 тысяч рублей. То есть лейтенанту нужно отдать половину денежного довольствия. Если же он женат, то найти в этом городке работу супруге с зарплатой выше 5-6 тысяч проблематично. В лучшем случае выходит 10 тысяч на двоих. Не разгуляешься! Вот и уходят через два года выпускники университетов на «гражданку», где стартовая зарплата молодого специалиста начинается примерно с уровня армейского старшего офицера...
     Правда, в последнее время появились подвижки в обеспечении жильем. В частности, в прошлом году введено в эксплуатацию двухэтажное общежитие, где у бригады 17 комнат. Есть предложения по переоборудованию под служебное жилье одной из казарм, части клуба. По трехлетнему плану предполагается построить в гарнизоне два восьмиэтажных дома. Пока же подспорьем стала программа «15+15», по которой несколько увольняемых офицеров получили жилье, освободив квартиры в гарнизоне, – тоже существенный шаг вперед.
     Находясь в бригаде, все время ловил себя на мысли, что какой-то характерный нюанс в работе полковника Рязанова то и дело напоминает о себе.
     - Каждый командир у нас воспитывает себе смену, по кирпичику строит свою команду, чтобы с ней решать задачи, – уверен Владислав Анатольевич. – По принципу не сколько смогу, а столько, сколько надо для достижения победы.
     Сам еще с училища находящийся на командирских должностях и прошедший через все ступеньки служебной лестницы, Рязанов знает, что самые честолюбивые устремления в службе возможны лишь при опоре на потенциальных преемников и обученный личный состав. Не ради галочки готовить их надо – для общего успеха. Артиллерийский труд – это труд коллективный, выполнение задач зависит не только от командира – он является базисом, но в целом задачу решает все подразделение.
     ...У Владислава Анатольевича и семья, оказывается, в армейском строю. Супруга Ирина Викторовна – прапорщик, сын Александр – на втором курсе Коломенского артиллерийского командного училища. Да и дочь Ольга выросла в военных городках, и офицерская жизнь для нее – давно открытая книга. Конечно, в такой семье командирские заботы мужа и отца понимают и принимают близко к сердцу. Зато и успехам искренне радуются вместе: прочный тыл – это их заслуга.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex