на главную страницу

25 Октября 2007 года

Профессионал

Четверг

Торопиться не спеша



Одной из задач строительства Вооруженных Сил Белоруссии является совершенствование системы их комплектования, направленное на повышение боевой готовности соединений и воинских частей путем осуществления более глубокой профессионализации рядового и сержантского состава, а также целенаправленной подготовки и накопления военнообученного резерва.


     С 1 января 2005 года в Вооруженных Силах Республики Беларусь начата широкомасштабная практическая работа по реализации Программы совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил солдатами и сержантами на 2005 - 2010 годы.
     Как заявил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель министра обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Сергей Гурулёв, «считается, что именно профессиональный военнослужащий может эффективнее использовать высокотехнологичное вооружение и военную технику, которых в армиях и флотах стран мира становится все больше. Кроме снижения угрозы широкомасштабных вооруженных конфликтов, создания принципиально новых армий, в которых главную роль будет играть профессиональный солдат, требуют растущие проявления международного терроризма и распространение региональных конфликтов».
     Существующая система комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь предусматривает замещение должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту.
     Такая система комплектования обеспечивает решение двух основных задач, стоящих перед Вооруженными Силами в мирное время: поддержание боевой и мобилизационной готовности на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба, и осуществление планомерной и целенаправленной подготовки военнообученного резерва.
     Следует отметить, что основным способом подготовки военнообученного резерва для удовлетворения потребности армии Белоруссии в военное время является получение гражданами военно-учетной специальности при прохождении ими срочной военной службы и службы в резерве.
     Одним из основных направлений повышения качественного состояния Вооруженных Сил рассматривается значительное повышение профессиональной подготовки личного состава, которое будет обеспечиваться многими факторами, в том числе увеличением доли солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту.
     Исходя из оборонной достаточности, экономических возможностей государства и других особенностей, характерных для Республики Беларусь, военно-политическое руководство не видит необходимости в осуществлении полной профессионализации Вооруженных Сил.
     Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель министра обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Сергей Гурулёв по этому поводу сказал: «Мы придерживаемся мнения, что повышение профессионализации Вооруженных Сил за счет увеличения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является объективной необходимостью, продиктованной современными условиями. В целях реализации намеченных планов Генеральным штабом Вооруженных Сил была разработана Программа совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил солдатами и сержантами на 2005 - 2010 годы. Этим документом определены задачи, основные направления совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил, а также способы комплектования воинских частей солдатами и сержантами».
     В соответствии с данной Программой осуществление комплектования воинских частей солдатами и сержантами предусматривается двумя способами:
     - смешанным - путем замещения в ряде воинских частей воинских должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту;
     - полным - путем полного замещения в ряде воинских частей воинских должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     Смешанным способом планируется комплектовать воинские части, одним из основных направлений деятельности которых является боевая подготовка. При этом в их подразделениях обеспечения (кроме боевого), а также предназначенных для выполнения специальных задач, воинские должности солдат и сержантов должны полностью замещаться военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     Путем полного замещения воинских должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, будут комплектоваться воинские части, основным предназначением которых является хранение и обслуживание вооружения и военной техники, запасов материальных средств, а также выполнение специальных задач.
     С целью качественного и своевременного выполнения задач по совершенствованию системы комплектования в начале прошлого года был разработан и введен в действие план реализации Программы совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил солдатами и сержантами. В соответствии с этим планом определен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования системы комплектования Вооруженных Сил, повышение эффективности подготовки солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, обеспечение привлекательности военной службы на воинских должностях солдат и сержантов.
     В ходе выполнения плана реализации Программы совершенствования системы комплектования предполагается основные усилия сосредоточить на замещении солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей солдат и сержантов в боевых подразделениях и подразделениях боевого обеспечения воинских частей.
     В результате реализации Программы совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил доля добровольцев, проходящих военную службу на воинских должностях солдат и сержантов, в 2010 году должна составить не менее 50 процентов от штатной численности солдат и сержантов.
     Определению требуемого количества солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, в соединениях и воинских частях предшествовала большая работа, проведенная органами военного управления по изучению мобилизационной обстановки в каждой воинской части.
     При этом учитывались различные факторы, влияющие на состояние боевой готовности соединений и воинских частей, а также условия, характерные только для конкретного соединения или воинской части.
     Подробно изучались вопросы, касающиеся наличия контингента потенциальных кандидатов для поступления на военную службу по контракту по месту дислокации соединений и воинских частей, их качественное состояние, возможности подготовки младших командиров и специалистов, в первую очередь проходящих военную службу по контракту, с использованием учебно-материальной базы воинских частей, полигонов и учебных центров Вооруженных Сил, возможности обеспечения функционирования системы подготовки и накопления военнообученного резерва за счет получения гражданами военно-учетной специальности в период прохождения срочной военной службы и службы в резерве Вооруженных Сил Белоруссии.
     В результате реализации Программы прогнозируется создать профессиональное ядро из числа солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, в воинских частях (подразделениях), комплектуемых смешанным способом, для достижения требуемого уровня их боевой готовности, увеличить соотношение численности солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, к общему количеству солдат и сержантов, разработать более эффективную систему подготовки младших командиров и специалистов, оптимизировать эксплуатацию учебных центров для подготовки младших командиров и специалистов, сократить в ряде воинских частей инфраструктуру, предназначенную для обеспечения содержания военнослужащих срочной военной службы, получить возможность сокращения продолжительности срочной военной службы до 1 года.
     Последовательная и поэтапная реализация Программы обеспечит достижение к 2010 году в Вооруженных Силах оптимальной численности солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, и создание базы для дальнейшего повышения уровня профессионализации Вооруженных Сил.
     В начале 2005 года была развернута широкомасштабная работа по реализации Программы. Этому способствовало принятие ряда правовых актов, регламентирующих порядок прохождения военной службы, а также условия и порядок предоставления некоторых льгот, предусмотренных для военнослужащих. С принятием этих документов были существенно расширены возможности для солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, в вопросах продвижения по службе.
     Так, если раньше солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, не могли назначаться на воинские должности, подлежащие замещению офицерским составом, то сейчас это стало возможным при наличии у военнослужащего высшего или среднего специального образования с последующим присвоением офицерских званий, и на сегодняшний день уже несколько десятков солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, назначены на такие должности.
     Кроме того, были отменены существовавшие до недавнего времени ограничения для солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с которыми они могли обучаться в гражданских высших и средних специальных учреждениях образования только после пяти лет выслуги на военной службе.
     Сегодня солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, независимо от выслуги лет на военной службе с разрешения командования воинской части могут обучаться без отрыва от службы в учреждениях образования, обеспечивающих получение среднего специального, высшего или послевузовского образования, с сохранением норм денежного довольствия за время учебы. В связи с обучением им предоставляется отпуск на срок, указанный в справке-вызове (извещении) из учреждения образования.
     На первом этапе работы по реализации Программы основные усилия были сосредоточены на выявлении проблемных вопросов, решение которых в значительной степени способствовало бы достижению спланированных количественно-качественных показателей укомплектованности соединений и воинских частей солдатами и сержантами.
     Прежде всего это касается совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих. По данному вопросу был принят ряд правовых актов, предусматривающих введение надбавок и повышение должностных окладов солдатам и сержантам, проходящим военную службу по контракту, на воинских должностях, выполнение обязанностей военной службы по которым связано с большой физической и морально-психологической нагрузкой, эксплуатацией боевых машин, боевой подготовкой в полевых условиях, выполнением специальных задач. Это позволило повысить привлекательность прохождения гражданами военной службы по контракту на этих должностях, а работа в данном направлении будет продолжаться до достижения необходимого уровня этой самой привлекательности.
     Уже сейчас можно говорить о том, что тенденция роста укомплектованности Вооруженных Сил Белоруссии солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, сохранена и созданы условия для ускорения этого роста.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex