на главную страницу

1 Ноября 2007 года

Армия и церковь

Четверг

На страже пределов Отечества

Беседовала Марина ВАСИЛЬЕВА.



Нерушимость границ - залог безопасности любого государства. Каждому из нас с детства знакома картина русского художника В.Васнецова. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович бдительно стерегут пределы русских земель. Это как бы символ пограничной стражи Руси…
Отдельный корпус пограничной стражи был учрежден Указом императора Александра III 15 октября 1893 года. А 25 марта 1894 года., в соответствии с традициями русской армии, был установлен «храмовый день». Главным праздником стражей русских границ стало Введение во храм Пресвятой Богородицы, которое отмечается 21 ноября/4 декабря. Сама Царица Небесная взяла их под Свое покровительство. В каждой казарме находились святая икона и тропарь праздника. Важнейшим событием в этот день был высочайший смотр в Михайловском манеже Санкт-Петербурга, в котором принимали участие лучшие офицеры и нижние чины всех частей. Перед смотром служился молебен.
Для поддержания в войсках веры, благочестия, мужества и самопожертвования был создан институт духовенства пограничной стражи. В 1908 году в пограничных округах насчитывалось 17 церквей. На границах развертывались походные храмы. Помимо этого в местах проживания православного населения пограничники окормлялись в приходских храмах. Священники посещали и дальние заставы в глухих лесах и степях…


     С нашим корреспондентом беседует заведующий сектором пограничной службы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Иоанн Каледа.
     Батюшка десятый год несет обязанности настоятеля московского храма Троицы на Грязех. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы сюда приходят военнослужащие помолиться перед чудотворной иконой Богородицы «Трех Радостей» и другими святынями. Совершается молебен «о славном пограничном воинстве», на который приезжают офицеры аппарата управления Центральной Пограничной службы, слушатели и преподаватели учебных заведений.
     - Отец Иоанн, расскажите, как вы стали духовным пастырем пограничников?
     - Все началось 16 марта 1995 года с подписания соглашения о взаимодействии между Федерально-пограничной службой и Русской Православной Церковью. Оно было подписано директором ФПС генерал-полковником А. И. Николаевым и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
     Поколение, которое росло в 1980-е - начале 1990-х годов, оказалось лишенным моральных ориентиров. «Хлеба и зрелищ!» - и никакой ответственности. Это вызывало немалую тревогу военачальников и государственных людей. Тогда ими были сделаны первые шаги навстречу Церкви. Наше соглашение было подписано одним из первых.
     - Что было сделано? Где вам удалось побывать?
     - Многое. Время показало, что какие-то наши предложения оказались нежизнеспособными, а другие следует развивать и закреплять.
     Моя первая встреча с пограничниками произошла на Пасхальной седмице 2001 года. По благословению Его Святейшества Патриарха Алексия мы вместе с сестрами Марфо-Мариинской обители сопровождали груз гуманитарной помощи в Итум-Калинский погранотряд в Аргунском ущелье. Беседовали с бойцами отряда, посетили две заставы, освящали одну из них. Крестили желающих, раздавали иконочки, нательные крестики.
     Пограничники, где бы они ни служили, оторваны от людей, от живого общения. Служащие других родов войск живут в военных городках, эти городки - немаленькие, и там круг общения достаточно широк. А пограничные заставы разбросаны по всей нашей многотысячекилометровой границе - и в горах, и в пустынях, и на берегу Ледовитого океана. Застава - это маленький, замкнутый коллектив, оторванный на десятки километров от ближайшего жилья. Поэтому для всех пограничников самое главное - не столько подарки (хотя и им были рады), сколько то, чтобы с ними пообщались, заверили их, что их служба очень важна, что она нужна Родине.
     - Присутствовали на ваших беседах военнослужащие других исповеданий?
     - Были и мусульмане, внимание им тоже нужно. Мы, православные, весьма заинтересованы в том, чтобы мусульмане не чуждались нас. В Татарстане, например, мусульмане относятся к русским в духе взаимоуважения, братской любви, как и ко всем народам, населяющим нашу Родину. Помню, в 1990-х годах читал интервью с муллой, который сетовал на то, что молодежь, уезжающая на учебу в страны Востока, возвращалась, усвоив отнюдь не те духовные традиции, которые всегда существовали на территории нашей страны. Проблема ваххабизма, которую мы особенно остро ощутили на Северном Кавказе, привнесена извне.
     - У нас ведь есть опыт плодотворного сотрудничества с мусульманским духовенством?
     - Совершенно верно. На учениях «Южный щит-2006», которые проводились в августе прошлого года, вместе с православными священниками были муфтии. Когда учения завершились, наши батюшки расставались с ними как с лучшими друзьями. Нам делить нечего, мы все делаем одно общее дело на благо нашей дорогой России.
     После поездки в Аргунское ущелье я получил приглашение на работу в Синодальный отдел. Пограничная служба стала важной сферой моих интересов.
     - Расскажите о своей деятельности в качестве заведующего сектором пограничной службы.
     - Ежегодно 9 мая в параде Победы участвуют курсанты Московского военного института федерально-пограничной службы. Уже несколько лет в этот день перед выездом на Красную площадь все участники парада выстраиваются на плацу, и я окропляю их святой водой. На территории института в 2001 году построен храм в честь Старорусской иконы Божией Матери. Это замечательное дело осуществилось благодаря трудам его начальника - генерала В.П.Егорова. Есть храм святого благоверного князя Александра Невского и в Главном военном пограничном госпитале в Голицыне. Мы передали туда ряд икон - святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Святителя Николая и другие. Тогдашний начальник госпиталя, генерал-майор А.П.Горячевский, был одним из вдохновителей возобновления «храмового праздника» пограничной службы. Как сейчас помню, это было 23 января 2003 года. А на фотографии, которую я бережно храню, запечатлено освящение Знамени пограничной службы, состоявшееся 16 февраля 2002 года.
     - Есть ли необходимость введения в армии института военного духовенства?
     - Это совершенно необходимо, тем более для погранвойск. Как я уже говорил, пограничник несет службу в особых условиях. Если это будет морально разложившийся человек, то возможен его преступный сговор с контрабандистами и, что для нас самое страшное, с торговцами наркотиками: получить соответствующую мзду и закрыть глаза на провоз смертельно опасного груза. Это прямо касается проблем нашей безопасности, сохранения жизни подрастающего поколения. Воин-пограничник должен быть как никто другой морально стойким и зрелым. Помочь ему в этом может Церковь.
     И другое. Граница зачастую проходит по территории, где на несколько сот километров нет ни одного храма. Поэтому как раньше священники посещали заставы и посты, так и теперь они должны это делать. Но при этом священник, конечно, должен получать жалованье, ведь ему надо же жить и содержать семью.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex