на главную страницу

2 Ноября 2007 года

Армия и общество

Пятница

Любовь его — море

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».



Кто и как выбирает в молодости жизненную дорогу? Для многих примером служит профессия родителей, кому-то помогают сделать выбор друзья. Но те, кто связывает жизнь с морем, военными кораблями, с детства мечтают о парусах и свежем ветре, о романтике дальних походов и бескрайних океанских просторах. Так и случилось в жизни командира севастопольской 41-й бригады ракетных катеров капитана 1 ранга Юрия Земского.

     Мы познакомились во время недавней командировки в Севастополь. Нам, журналистам, довелось выйти в море, чтобы воочию наблюдать ракетные стрельбы. Морякам-черноморцам пришлось сдавать экзамен по боевой стрельбе перед строгими проверяющими из числа высшего руководства ВМФ России, представителями прессы, посольства России на Украине. Но выучка личного состава оказалась на должной высоте, все цели были поражены, «враг» уничтожен, а проверяющие оценили подготовку всех участников стрельб как очень высокую.
     Доволен был и командир 41-й бригады, с которым мы обсуждали результаты учений спустя пару часов после возвращения из моря.
     - Сегодня произошло то, к чему бригада готовилась весь год, - подвел итог Земский, - поставлена не точка, а восклицательный знак. Бригада доказала, что способна выполнить свое основное предназначение - нанести ракетный удар. Результат, по оценке заместителя главкома ВМФ, получен достойный, значит, мы не зря работали весь год. Особенно приятно это слышать из уст именно адмирала Татаринова, который учил нас, будучи до недавнего времени командующим ЧФ.
     А условия в начале учений были непростыми: накануне море штормило, высокие волны трепали ракетные катера, забрасывая их с гребня на гребень, как легкие скорлупки. Волновались и командиры, и молодые матросы (порядка 30 процентов от всей численности бригады), для которых такой сбор-поход был первой боевой проверкой. Но ни техника, ни люди не подвели, даже стихия сдалась перед напором черноморцев: внезапно, как по мановению волшебной палочки, стих ветер, и шторм прекратился. Стрельбы велись уже в спокойном море, что нисколько не умаляет мастерства личного состава. Наблюдая их слаженные действия, я не сомневалась, что им по плечу выполнение поставленной задачи в любых погодных условиях.
     За плечами капитана 1 ранга Юрия Земского учений за годы службы прошло немало. Но в качестве командира 41-й бригады он вышел в море на столь масштабные стрельбы второй раз. Конечно, волновался, но старался не показать подчиненным вида, предельно лаконично и спокойно отдавал приказы, контролировал все этапы учений. В общем, как говорится, чувствовал себя как рыба в воде. Конечно, такое мастерство приходит не сразу, но если человек посвятил военной службе всю жизнь, прошел все ступеньки служебной лестницы - от командира батареи до командира бригады, то было бы странно, если бы такой целеустремленный офицер не добился вполне определенных результатов. И дело не в званиях и регалиях, а в преданности однажды выбранной профессии и, да простят мне читатели высокий слог, любви к Родине и флоту. Для капитана 1 ранга Земского это не пафосные слова, а смысл службы и жизни, о котором не принято говорить. Военные вообще не слишком многословны, моряки тем более не бросают слов на ветер. Морская стихия принимает только тех, кто умеет учиться и готов к преодолению всех трудностей, закаляя вдали от берега характер.
     На Черноморский флот Юрий Земский пришел более двух десятков лет назад сразу после окончания Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова.
     - У нас в семье мужчины - военные, но вот флотских офицеров не было, - рассказывает Земский. - Но однажды знакомый родителей взял меня на торпедный катер. Было мне лет 5—6, и впечатление было таким ярким, так мне понравилось на корабле, что уже тогда я «заболел» морем. У многих именно так и происходит: в детстве мы получаем некий импульс, который определяет выбор на всю жизнь. Родители одобрили мое решение, я поступил в училище, прошел практику (совершенно случайно) в 41-й бригаде, потом была стажировка на Северном флоте, где и собирался служить дальше. Но судьба распорядилась по-другому: после окончания училища был направлен в Севастополь.
     Казалось бы: если уж служить, то на большом корабле. Земский же стремился на ракетный катер. На мой дилетантский взгляд, не так уж это и романтично. Недаром же говорят: большому кораблю - большое плавание, а катера для долгих походов не приспособлены. Зато именно эти относительно небольшие военные суда славятся небольшими, но очень сплоченными коллективами, в которых один за всех, и все - за одного. Человеческая составляющая в службе для будущего комбрига значила ничуть не меньше, чем флотская романтика.
     - Мне действительно повезло, - считает капитан 1 ранга Земский, - что вся моя служба связана с этой прославленной бригадой, существующей с 1919 года. И несмотря на все изменения и тяжелые времена, которые довелось пережить не только нам, но и всем Вооруженным Силам страны, бригада оставалась боеготовой, в том числе и благодаря именно дружным и сплоченным коллективам, флотским традициям, которые здесь бережно хранят. Эти традиции приумножаются вновь прибывшими военнослужащими, каждый из которых вносит что-то свое.
     Ракетные катера - это еще и скорость, быстрота маневра, сжатые сроки выполнения поставленной задачи. Комбриг помнит, как они испытывали новые, только что сошедшие со стапелей суда, на максимальной скорости рассекая черноморскую волну. Впрочем, и сегодня вся техника находится в отличном состоянии благодаря заботам личного состава, что и отметил главный конструктор РКВП Валерьян Корольков, который по традиции присутствовал на стрельбах.
     Для таких людей, как Земский, военная служба - это смысл и образ жизни. И ему трудно понять, почему молодежь не столь активно, как раньше, стремится на флот.
     - Да, мне, как командиру, хочется предоставить молодым офицерам все необходимое для жизни, прежде всего жилье, - говорит Юрий Станиславович. - Но мы начинали точно так же: приходилось снимать квартиры, ждать своего угла, но трудности не пугали, скорее, только закаляли характер, потому что главным было добиться хорошего овладения профессией. Нынешняя молодежь другая, выше требования по решению социальных проблем. Справедливости ради должен сказать, что моя лейтенантская зарплата вполне позволяла достойно содержать семью и снимать жилье. Современным лейтенантам несравненно тяжелее. Так что проблему надо решать. И именно эти вопросы - головная боль любого командира. Пока нам удается удерживать молодых в том числе и благодаря особому микроклимату, о котором я уже говорил. Настораживает меня и тот факт, что сегодня многие лейтенанты приходят служить после училищ неженатыми, да и потом они не стремятся к созданию семьи.
     Для самого комбрига семья - это тот надежный тыл, который помогает служить и верить, что все в жизни идет правильным чередом. Он давно и счастливо женат, воспитал двоих сыновей, а не так давно стал и не менее счастливым дедом.
     - Иногда я задавал себе вопрос: а что бы я делал, если бы вернуть время в 1986 год? - улыбаясь, продолжает Земский. - И совершенно искренне сам себе отвечаю, что снова бы пошел в то же училище. Не могу сказать, что все было гладко и просто, но профессию менять не хочется. Наверное, это любовь к выбранному делу, к людям и морю. Вот и младший сын постоянно просится на корабли, беру его с собой по возможности. Как и я, парень мечтает стать военным моряком. Он учится в девятом классе, но ни о чем другом и слышать не хочет. Видимо, так и будет, потому что море - это с детства и на всю жизнь.
     Вот так и рождаются военно-морские династии. Дай бог, чтобы все у Земского-младшего получилось не хуже, чем у отца. Юрий Станиславович не собирается влиять на решение сына, но вполне резонно задумывается о его будущем:
     - Мне важно, - говорит он, - чтобы ему было интересно, чтобы не разочаровался в выбранной профессии. Очень надеюсь, что у Черноморского флота впереди не менее яркие страницы, что политики найдут взвешенные решения. Мы, моряки-черноморцы, верим, что флот не уйдет из Севастополя. Я стараюсь не думать обо всем этом, а просто служить. И часто говорю себе, что все трудности преодолимы, если занимаешься любимым делом, рядом с тобой друзья и родные. А море останется морем, будем и дальше делать все, что в наших силах, для того чтобы на южных рубежах Родины все было спокойно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex