на главную страницу

3 Ноября 2007 года

Страна и мир

Суббота

Европейский инстинкт

Владимир Кузарь.



Россия и Евросоюз связаны взаимными интересами в экономике и торговле, в обмене результатами научных исследований и технологиями, взаимной историей и во многом общей культурой, миллионами человеческих судеб и контактов. Сотрудничество между ними - одно из реалий современного глобализирующегося мира, элемент многополярности, важнейший фактор международной стабильности. Состоявшиеся в прошлую пятницу в Португалии саммит Россия - ЕС, а неделей раньше саммит Евросоюза дали в этом плане дополнительную почву не только для размышлений над перспективами этого сотрудничества, но и практической работы по развитию взаимодействия на благо народов России и стран Евросоюза, всего мирового сообщества.

     
В обстановке спокойного и делового диалога


     Отметим сразу, что от саммита Россия - Евросоюз особых прорывов в российско-европейских отношениях никто не ожидал. Не до них. Стороны сегодня сконцентрированы на внутренних проблемах, от решения которых во многом зависит их собственное будущее. Для России это прежде всего предстоящие парламентские и президентские выборы. Евросоюз также ожидает их результатов, чтобы убедиться, что политический курс России останется прежним, не претерпит коренных изменений. Однако для Брюсселя сейчас важнее вывести Евросоюз из тупика, в котором он оказался после провала проекта Евроконституции в 2004 году.
     Поэтому саммит прошел в обстановке спокойного и делового диалога, в ходе которого Россия и ЕС вновь подтвердили, что нуждаются друг в друге. Как заявил Владимир Путин, даже при наличии ряда проблем была подтверждена неизменность стратегического партнерства между Россией и ЕС. В свою очередь глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сказал, что хотя существуют и разногласия, но в то же время существует стремление обеих сторон преодолевать их в конструктивном ключе. Его поддержал и премьер-министр Португалии Жозе Сократиш, подчеркнувший, что Евросоюзу нужны устойчивые, стабильные отношения с РФ и что для их дальнейшего развития существует большой потенциал.
     Что касается конкретных проблем в отношениях России и Евросоюза, которые обсуждались на саммите, то они хорошо известны. В первую очередь это заключение нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Действие старого соглашения, вступившего в силу в 1997 году, истекает 1 декабря 2007 года. Кроме того, оно обросло множеством вспомогательных протоколов, которые подписывались, чтобы учесть происходящие изменения во взаимодействии партнеров, и которые давно переросли рамки самого соглашения. Поэтому Россия и Евросоюз начали переговоры по заключению нового базового документа, но они с октября 2006 года заблокированы Варшавой, которая требует от Москвы отмены эмбарго на импорт польского мяса, не удовлетворяющего российским санитарным стандартам.
     В Москве же считают, что польское вето, наложенное на начало переговоров, - не что иное, как политизация технической проблемы, и что эту проблему нужно решать на двустороннем уровне, а не втягивать в нее весь Евросоюз. «Отсутствие мандата на переговоры - это проблема прежде всего европейцев. Для начала они должны договориться между собой. В ходе встречи было еще раз подтверждено, что вопрос о дате начала переговоров по новому соглашению - это внутреннее дело Евросоюза», - сказал Владимир Путин на итоговой пресс-конференции, отметив, что российской стороне хотелось бы начать их как можно скорее. Вполне возможно, что процесс подготовки нового соглашения сдвинется с мертвой точки уже в ближайшее время, так как прошедшие 21 октября парламентские выборы в Польше привели к поражению партии Качиньских. Главой правительства стал лидер оппозиции Дональд Туск, который неоднократно заявлял о том, что является сторонником прагматической политики в отношении России. А пока в декабре автоматически на год будет продлено действие старого соглашения.
     Не приходится сомневаться, что значительное место в новом базовом договоре займет вопрос урегулирования отношений России и ЕС в сфере энергетики. Это весьма существенная проблема для обеих сторон. В 2005 году из России в ЕС поступило 32 процента нефти-сырца. Это больше, чем из Норвегии и Саудовской Аравии, вместе взятых. Еще сильнее зависимость ЕС от России по газу. В 2005 году Россия удовлетворила 42 процента европейских потребностей, поставив газа больше, чем Норвегия и Алжир. И это очень беспокоит страны Европы, где считают, что Россия может использовать энергоресурсы в политических целях. Чтобы снять эти не имеющие, по словам Москвы, под собой никакой реальной почвы и тем не менее существующие подозрения, стороны договорились о продолжении работы по созданию механизма раннего предупреждения в отношении поставок и спроса на энергоносители из России в ЕС.
     Вместе с тем Москва подвергла серьезной критике выдвинутый 19 сентября Еврокомиссией проект либерализации рынка электроэнергии и газа ЕС. В нем зафиксирован ряд требований, существенно ограничивающих права энергетических компаний из стран, не принадлежащих к ЕС, в частности российского «Газпрома», стремящегося получить доступ к европейским распределительным сетям. Более того, согласно проекту документа, прежде чем выходить на европейский рынок, «Газпром» должен разделиться на добывающую и транспортную компании. Вполне естественно, что этот проект спровоцировал новое «похолодание» в энергетических отношениях России с ЕС.
     В ЕС свою позицию объясняют обеспокоенностью по поводу активного проникновения россиян на энергетический рынок Евросоюза. Однако в действительности дело обстоит с точностью до наоборот. «Соображения о том, что сейчас придут русские со своими страшными деньгами, с какими-то ужасными инвестициями, все скупят, как минимум выглядят смешными», - заявил Владимир Путин, выступая на саммите. При этом он подчеркнул, что российские инвестиции в страны ЕС в 10 раз меньше европейских инвестиций в Россию - 3 млрд. долларов против 30. «Мы, кстати говоря, по этому поводу не плачем, наоборот, приветствуем», - добавил Президент РФ. При этом он отметил, что 49 процентов акций «Газпрома» принадлежит частным инвесторам, в том числе как минимум 25 процентов, по оценкам, - иностранцам.
     Обоснованные претензии были высказаны российской стороной и по поводу установленного Евросоюзом визового режима. Как известно, с 1 июня вступили в силу соглашения с ЕС об упрощении выдачи виз, что было воспринято как крупный шаг на пути укрепления взаимного доверия. Однако большинство россиян перемен к лучшему не увидели. Наоборот, для них ситуация с посещением некоторых стран даже ухудшилась. Это относится в первую очередь к Франции, Испании, Германии и Бельгии, которые учредили так называемые сервисные центры по обслуживанию россиян. В результате увеличился список документов, необходимых для получения визы, и возросла общая стоимость виз (с учетом посреднической «накрутки»). Москва вынуждена была предупредить Евросоюз, что если ситуация не изменится, то будут приняты ответные меры в отношении граждан тех европейских стран, чьи консульские учреждения посольств на территории России нарушают соглашение об облегчении визовых процедур.
     Вполне естественно, что участники обсудили широкий круг внешнеполитических вопросов. В частности, были рассмотрены ситуация в Афганистане и Ираке, на большом Ближнем Востоке, в Иране и проблема статуса Косово. Особое внимание было уделено по инициативе Владимира Путина планам США разместить в Восточной Европе элементы ПРО. Выступая на саммите, Президент РФ провел аналогию с противостоянием сверхдержав во времена Карибского кризиса. «Это не мы выходили из Договора по противоракетной обороне, этот шаг был сделан нашими американскими партнерами. После этого было принято другое решение - развернуть инфраструктуру противоракетной обороны непосредственно у наших границ. Причем сначала была достигнута договоренность об этом с отдельными странами Европы, а потом уже в рамках Североатлантического альянса начались согласования с другими европейскими членами НАТО», - отметил глава российского государства, вспомнив при этом о ситуации в середине 1960-х годов, когда Советский Союз разместил ракеты на Кубе. «Для нас ситуация технологически очень похожа», - подчеркнул Владимир Путин. Поэтому Москва, по словам российского лидера, предложила своим американским партнерам целую систему шагов, совместных не только с американцами, но и с европейцами: определить общие угрозы, параметры будущей системы, определить демократический доступ к управлению этой системой. «К сожалению, мы пока ответов на наши предложения не получили. В том числе и по предложению открыть Центр взаимной информации о пусках ракет в Брюсселе, сделав наших европейских партнеров полноценными участниками этого процесса», - подчеркнул Владимир Путин.
     
Еще один договор

     Комментируя итоги саммита и отношения России и Евросоюза в целом, многие политологи сходятся во мнении, что существующие проблемы, особенно в политической сфере, связаны с тем, что в Старом Свете не знают, что делать с нынешней Россией. За 90-е годы прошлого века там привыкли иметь дело со слабой и зависимой Россией и никак не могут приспособиться к новым реальностям. Между тем экономический рост России и укрепление ее позиций на международном уровне все больше убеждают страны ЕС в необходимости вести в отношениях с Москвой единую политику. Однако пока у стран ЕС нет единого мнения, какой она должна быть. И в этом плане особый интерес вызывает тот факт, что Евросоюзу наконец удалось, как это оценивают в самом сообществе, преодолеть кризис, возникший с провалом проекта Евроконституции в 2004 году.
     Это произошло 19 октября в Лиссабоне на саммите Евросоюза, когда лидеры 27 стран ЕС одобрили новый европейский договор, который должен прийти на смену так и непринятой конституции Евросоюза. Ожидается, что он будет подписан 13 декабря на встрече в Лиссабоне, а затем его предстоит одобрить национальным парламентам. В силу договор вступит лишь во второй половине 2009 года. Но уже сейчас европейские политики называют его победой. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила: «Мы добились успеха! Страны ЕС в очередной раз продемонстрировали, что их объединяет единый европейский инстинкт. Пока этот инстинкт существует, будущее Европы остается радужным».
     «Реформированный договор», такое название получил новый документ, практически полностью скопирован с несостоявшейся европейской конституции. Вместе с тем он не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза - флаге, гимне и единой валюте и предусматривает введение поста президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года и представлять организацию на международном уровне. Согласно ему существенные изменения претерпит структура исполнительной власти ЕС. С 2014 года число еврокомиссаров будет эквивалентно двум третям стран — членов ЕС. Сегодня же каждое из 27 государств представлено членом Еврокомиссии. Общее количество мест в Европарламенте сокращается с нынешних 785 до 750. В договоре есть и статья о возможности выхода из состава ЕС, решение о котором будет приниматься по итогам общих переговоров.
     Документ упрощает и ускоряет принятие решений, расширяет полномочия общеевропейских органов, что, как считается, должно привести к более слаженным и скоординированным действиям ЕС на международной арене. Однако многие наблюдатели достаточно критически оценивают в этом плане новый документ. По их мнению, он содержит серьезные подводные рифы, грозящие пустить европейский корабль ко дну. Уже его обсуждения показали, что ни Великобритания, ни Польша, ни некоторые другие страны не готовы поступиться ни кусочком суверенитета ради солидарности. Ряд же закрепленных в договоре принципов значительно осложнят деятельность Евросоюза. Так, вместо нынешнего консенсуса (он сохраняется лишь для некоторых исключительных случаев, например при направлении войск за рубеж) для принятия решения потребуется простое квалифицированное большинство. Причем не обязательно собирать голоса 15 из 27 государств. Достаточно будет голосования стран, где проживает не менее 65 процентов населения Евросоюза. А чтобы заблокировать решение, потребуется всего лишь несогласие государств с населением в 172 миллиона человек. А это Германия, Франция и Италия. Правда, государств должно быть не менее пяти, но найти еще пару вряд ли представит большую трудность. В результате страны, чьи возражения будут преодолены волей большинства, могут попросту отказаться выполнять навязываемые и невыгодные им нормы.
     С другой стороны, в договор по настоянию Польши включено требование обязательного соблюдения «иоанинской формулы» - на включении в текст документа поправки, разрешающей оставшимся в меньшинстве членам ЕС временно, до момента достижения полного согласия всех государств по какому-либо вопросу, блокировать то или иное решение при голосовании в Совете ЕС. Название поправки пошло от города в Греции, где в 1995 году страны заключили договоренность о продлении на несколько лет процедуры принятия решения в Совете Европы в случае отсутствия консенсуса. Таким образом, после того как в 2014 году будет отменено право вето, страны получат возможность еще в течение трех лет тормозить с помощью «иоанинской формулы» принятие решений.
     
Вектор интеграции

     Все это дает основание скептикам сомневаться в действенности «Реформированного договора». «Проблема с этим договором состоит в том, что он не решит ни одной настоящей проблемы Европы, а только породит другие, и очень сложные», - говорит в этой связи историк, бывший евродепутат Жозе Пашеку Перейра. «Эта так называемая Европа мечтает превратиться в великую державу, способную уравновесить Америку и обуздать Россию, - заявил другой скептик, Вашку Пулиду Валенте. - Но правда состоит в том, что существующая в их фантазии «европейская армия» не включает единственную настоящую европейскую армию - английскую и технологически зависит от Америки».
     Как известно, в Евросоюзе уже давно взят курс на усиление своей военной составляющей. Так, в Ницце в 2000 году была принята Европейская политика безопасности и обороны, а в 2003 году одобрена Европейская стратегия безопасности. Завершена правовая и организационная подготовка формирования штаба планирования и руководства операциями - оборонного агентства Евросоюза, в задачи которого входят решение вопросов, связанных с расширением возможностей ЕС в военной области, создание европейского рынка вооружений, расширение сотрудничества стран Европы в области создания систем оружия, технической оборонной базы. Создаются тактические группировки быстрого реагирования как основы коллективных вооруженных сил ЕС. Предполагается, что тактические группировки быстрого реагирования численностью в 1500 человек будут действовать с мандатом ООН в тесном сотрудничестве с НАТО, дополняя ее возможности. Есть в Евросоюзе и понимание, что его способность быстро реагировать в случае возникновения кризиса зависит от наличия в распоряжении готовых к боевым действиям сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил.
     Однако процесс в этом направлении движется недостаточно быстро. «Отсутствие действенной солидарности между странами-участницами наносит ущерб эффективности ЕС в борьбе против новых угроз и рисков. Тенденция к ренационализации и застарелая инерция препятствуют эффективному сотрудничеству, даже когда все признают серьезность нашей коллективной безопасности. И даже когда признают, что на эту угрозу можно ответить только совместно», - заявил министр обороны Португалии Нуну Тейшейра на неформальной встрече глав военных ведомств стран ЕС, состоявшейся 28-29 сентября близ города Эвора на юге Португалии.
     Мысль о необходимости переломить эту ситуацию и начать активно укреплять военную составляющую союза присутствовала во многих выступлениях. На встрече обсуждались такие долгосрочные вопросы, как стратегическое взаимодействие ЕС с НАТО и ООН, будущий «План развития возможностей», означающий планомерное наращивание европейского военного потенциала. Особое внимание участники встречи уделили укреплению сотрудничества в военной области с Африкой и Средиземноморьем.
     Этот регион занимает в политике Евросоюза все большее место, так как Европа нуждается в африканских энергоносителях и с тревогой наблюдает за тем, как быстро ее обходит на Черном континенте развивший бурную деятельность Китай. Исходя из этого, в Евросоюзе хотели бы обеспечить себе надежное военное присутствие в Африке. Вот почему одним из центральных вопросов на встрече в Эворе стало обсуждение предстоящей миротворческой миссии Евросоюза в Чаде и Центральноафриканской Республике. Уже до декабря планируется разместить здесь на год от трех до четырех тысяч европейских военнослужащих, в основном французских.
     На саммите в Лиссабоне, говоря о «Реформированном договоре», в котором есть глава, посвященная военной составляющей, неоднократно подчеркивалось, что сегодня оборона - это важный вектор европейской интеграции. Что ЕС должен превратиться в реальное оборонное сообщество. Что только в этом случае Европа станет по-настоящему международным игроком. Сработает ли и здесь европейский инстинкт, покажет время.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex