на главную страницу

7 Ноября 2007 года

Армия и общество

Среда

Украину спасет Крым?

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Межгосударственные отношения между Россией и Украиной продолжают оставаться в сильной зависимости от энергетического фактора. Через украинскую территорию проходят транзитные маршруты экспорта российского углеводородного сырья в Западную Европу, а сама Украина удовлетворяет 80 процентов своих нефтяных и 75 процентов газовых потребностей за счет импорта из России. И конфликтные ситуации в энергетической области, неизбежные в условиях рыночных отношений и естественного столкновения интересов хозяйствующих субъектов, соответствующим образом сказываются на настроениях украинского общества в отношении своего восточного соседа.

     НЫНЕШНЯЯ ОСЕНЬ не стала исключением из правил. Вначале возник вопрос о задолженности украинских потребителей за российский природный газ. После совместного разбирательства выяснилось, что само украинское государство не имеет долгов перед Россией. Речь идет о сбое в сложной системе платежей и финансовых обязательств. Напомним, что цепочка поставок топлива на Украину весьма непростая и выглядит так: Туркмения –
     «Газпром» – «РосУкрЭнерго» (RosUkrEnergo) – «УкрГаз-Энерго» – потребители Украины, в том числе «Нефтегаз Украины».
     На Украину де-факто приходит российское «голубое топливо», но виртуально, по бумагам, это смесь российского и среднеазиатского газа. Последний дешевле собственно российского, что позволяет Украине получать газ по ценам, ниже европейских.
     
Наша справка. С 2006 года цена на российский газ для Украины установлена «Газпромом» в размере 230 долларов за тысячу кубометров. Но после смешивания с дешевым газом из Туркмении цена на границе составляла поначалу 95 долларов за тысячу кубометров, а после повышения цены на туркменский газ с 1 января с.г. (до 100 долларов за тысячу кубометров) - 130 долларов. Занижение цены стало возможным благодаря привлечению посредника - компании «РосУкрЭнерго», которая стала эксклюзивным поставщиком российского и среднеазиатского газа на Украину.
     

     Как стало известно, 700 млн. долларов «Нафтогаз Украины» (основной потребитель газа из России) был должен компании «Укргаз-Энерго», в свою очередь та задолжала 300 млн. долларов – «РосУкрЭнерго», а «РосУкрЭнерго» 300 млн. долларов – «Газпрому». Само украинское государство в этой схеме взаимозадолженности не присутствовало.
     Конфликт потребовал приезда премьер-министра Украины Виктора Януковича в Москву и его личных встреч с Президентом России В.В. Путиным и председателем Правительства РФ В.А. Зубковым. Тогда стороны и пришли к согласию, что долг украинской стороны, общая сумма которого составила на начало октября около 2 млрд. долларов США, должен быть погашен к началу ноября. На уровне хозяйствующих субъектов – «Газпрома», «РосУкрЭнерго», «УкргазЭнерго» и «Нафтогаза Украины» – был определен комплекс мероприятий по урегулированию задолженности. 1,2 млрд. долларов долга решено было погасить за счет реализации «Газпромэкспорту» природного газа, находившегося в подземных хранилищах и принадлежащего «РосУкрЭнерго» (8 млрд. кубометров). Оставшуюся часть задолженности – 929 млн. долларов – погасили за счет собственных оборотных средств «УкргазЭнерго» и «Нафтогаз Украины». Деньги перевела компания «Укргаз-Энерго» на счет «РосУкрЭнерго», которой владеет на паритетных началах «Газпром» и украинские бизнесмены.
     Но на этом газовые споры между Украиной и Россией, к сожалению, не прекратились. Нерешенным остался вопрос о цене, по которой «Газпром» будет поставлять газ украинским потребителям в 2008 году. Президент Украины Виктор Ющенко публично обозначил свою позицию относительно цены. «Цена, к которой с пониманием отнеслась бы большая часть рынка, я имею в виду на границе Украины и России, – это цена, которая находится на уровне 160–150 долларов за тысячу кубометров», – заявил он в конце октября. По словам Ющенко, «в определенных деловых кругах говорят о цене на газ с 1 января 188–190 долларов за тысячу кубометров. Кое-кто называет 200 долларов», но такая цена необоснованна.
     Глава украинского государства получил поддержку со стороны Виктора Януковича, который на прошлой неделе на заседании кабинета министров Украины отметил, что цена на газ в следующем году в 180 долларов за 1000 кубометров для Украины неприемлема. В свою очередь министр экономики Анатолий Кинах заявлял ранее, что при достижении ценовой границы газа в 180 долларов химическая отрасль Украины становится нерентабельной.
     УКРАИНЕ можно, конечно, посочувствовать. Но законы капиталистической экономики суровы: цену определяет безжалостный рынок. И прав посол России на Украине Виктор Черномырдин, который в связи с разговорами о недопустимости резкого повышения цен «Газпромом» заметил, что цена на газ для Украины зависит в первую очередь от экономических факторов: «Все зависит от искусства тех, кто ведет эти переговоры, ...цена на газ не может не зависеть от политики, но в любом случае в ее основе лежит рынок». Так что нынешнему поколению украинских политиков остается лишь сетовать на своих предшественников, которые в начале 1990-х легкомысленно ратовали за выход Украины из состава СССР, считая, что республика проживет и без России. В действительности все оказалось сложнее.
     ПРИ ЮЩЕНКО украинские власти стали рассматривать различные варианты ослабления зависимости национальной экономики от импорта нефти и газа из России. Большое внимание стало уделяться поиску новых месторождений углеводородного сырья на собственной территории, в том числе на морском шельфе. По оценкам украинских геологов, неразведанные запасы газа в стране могут составлять 5 трлн. кубометров (в настоящее время на Украине разведано свыше триллиона кубометров газа). Перспективными считаются центральные районы республики, а также юг и запад страны. В список самых перспективных районов для добычи газа попали Карпатский регион, Донецко-Днепровская впадина, шельфы Черного и Азовского морей.
     

     Наша справка. Объем потребляемого Украиной природного газа в настоящее время составляет около 75 млрд. кубометров в год. При этом импортируется 54–55 млрд. кубометров. Министерство топлива и энергетики Украины оценивает запасы украинской части шельфа на уровне 4–6 трлн. кубометров газа (около 80 процентов – в Черном море, 20 – в Азовском).
     

     Буквально на днях Виктор Ющенко заявил в интервью телеканалу «Интер», что Украина половину потребности нефти и газа должна удовлетворять за счет собственной добычи. По его мнению, требуется отдельная программа по добыче энергетических ресурсов на суше и расконсервирования старых скважин, в которых «до 40-50 процентов ресурсов остались неиспользованными». Кроме того, требуется начать эффективную разведку шельфа Черного моря. Он указал, что Турция и Румыния уже давно проводят работы по добыче нефти на шельфе Черного моря.
     Ющенко охарактеризовал как прецедент соглашение с зарегистрированной в Швейцарии компанией «Венко» (Vanco International Ltd.) по вопросу разработки Прикерченского участка недр черноморского шельфа. Он пояснил, что американцы будут вести разведку и добычу нефти и газа на глубине около 2 тысяч метров. У самих украинцев таких технологических возможностей нет. «Нет технологий у нас, у наших соседей по работе на таких характеристиках глубины», – заметил президент.
     Соглашение о разделе продукции (природного газа и нефти) было подписано в октябре с.г. Фирма является «дочкой» американской компании Vanco Energy Company, которая признана победителем на конкурсе на право на разработки Прикерченского участка. Vanco подавала заявку вместе с инвестиционной компанией JNR Eastern Investments Ltd. (представляет интересы американской ветви семьи Ротшильдов). Так что речь идет не о какой-то второсортной фирме очередных «искателей приключений» на постсоветском пространстве, а о серьезном стратегическом выборе партнера украинскими властями.
     

     Наша справка. Прикерченская зона континентального шельфа Черного моря размещена на юго-востоке от Крымского полуострова на площади 13 тыс. квадратных километров. На участке имеется до 400 млн. тонн нефти. Планируется добывать и природный газ. В процентном соотношении украинское государство получит 65 процентов добываемых энергоресурсов, американцы – 35. Правило раздела продукции начнет действовать с того момента, как американская компания вернет свои инвестиции, вложенные в разведку и добычу.
     

     АМЕРИКАНЦЫ настроены весьма оптимистично и оценивают предоставленную им часть шельфа как сравнимую по потенциалу с месторождениями Каспия. В будущем году они намерены провести масштабную сейсморазведку участка и после этого начать глубоководное бурение. Представляется, что американцы готовы на значительные инвестиции (20 млрд. долларов в случае удачной сейсмологической разведки) в разработку месторождений не только по финансовым, но и по геополитическим соображениям. Им важно ослабить энергетическую зависимость Украины от России, что облегчит и ускорит ее дрейф в западном направлении и интеграцию в НАТО, что, надо признать, на многие десятилетия поставит крест на планах воссоздания единого оборонного и экономического пространства постсоветских славянских республик.
     Приход американской компании в Крым спровоцировал протесты местной общественности. Дело в том, что северная граница участка поиска нефти и газа местами проходит всего в 13 километрах от береговой линии Крыма и в зону предстоящей добычи попал военный полигон на мысе Чауда (Ленинский район Крыма). Поэтому по соображениям безопасности его решили переместить в Западный Крым, чтобы выполнить обязательства перед американцами.
     «Милитаристские игры и стрельба ракетами в курортном Крыму - это просто нонсенс, – заявил в связи с этим президент Крымской академии наук и лидер общественной организации «Экология и мир» Виктор Тарасенко. – Полигон нанесет огромный вред дикой природе Тарханкута, мы категорически против этого». По его информации, против также Окуневский и Оленевский сельские советы, на территории которых планируется построить полигон. Ведь ракетные стрельбы будут проводиться в непосредственной близости от курортной Евпатории, а сильные ветры на Тарханкуте, как опасаются экологи, будут разносить топливные отходы по всему Крыму.
     Под обстрел критики общественности попали и украинские военные, хотя они непричастны к решению кабинета правительства. Теперь украинскому военному ведомству придется создавать на мысе Тарханкут на площади в 480 гектаров филиал государственного научно-испытательного центра вооруженных сил, чтобы иметь возможность проводить стрельбы зенитно-ракетными подразделениями и испытания ракет и реактивных снарядов.
     СУДЯ ПО ВСЕМУ, освоение морского дна станет одним из основных направлений обеспечения Украиной своей энергетической автономности. Как заявил министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, Украина намерена до 2011 года вложить около
     1 млрд. долларов бюджетных средств в освоение шельфа Черного моря. Через пять лет кабинет министров надеется получить прирост добычи газа в пределах 7–15 млрд. кубометров.
     Известно, что интерес к украинской части глубоководного шельфа Черного и Азовского морей проявляют, помимо американской Vanco, российский «Газпром», австрийская компания OMV и турецкая Turkiye Petrolleri. Но в Киеве предпочли американцев (справедливости ради надо отметить, что, возможно, свою роль сыграл технологический фактор, – у компаний США накоплен большой опыт глубоководной добычи и имеется уникальное бурильное оборудование).
     Что получится у американского бизнеса, пока сказать сложно. Политическая нестабильность на Украине чревата большими неожиданностями, и поэтому многие серьезные инвесторы опасаются вкладывать средства в украинскую экономику. В республике, по сути, еще не завершен этап первоначального, «бандитского», капитализма, когда собственность переходит от одних владельцев к другим в результате силовых захватов. Это подтверждает недавняя, еще незавершившаяся история с захватом Кременчугского нефтеперерабатывающего завода.
     

     Наша справка. Крупнейший на Украине НПЗ (в 2006 г. переработал более 6 млн. тонн нефти) был построен в 1970-е годы в расчете на нефть месторождений в Татарстане. Она транспортируется по специально проложенному трубопроводу. После распада СССР завод был символом российско-украинского делового сотрудничества. Для его совместной эксплуатации была создана компания «Укртатнафта», главными акционерами которой являются сегодня «Татнефть» и «Нафтогаз Украины».
     

     19 октября группа вооруженных сотрудников одного из днепропетровских ЧОПов ворвалась на предприятие, нейтрализовала охрану и «восстановила» в должности отставленного три года назад председателя правления «Укртатнафты» Овчаренко, связанного группой «Приват» и стоящим за ней украинским олигархом Игорем Коломойским, который в свою очередь, по мнению экспертов, ориентируется на Юлию Тимошенко. В ответ «Татнефть» прекратила поставки сырья в Кременчуг.
     Спор между акционерами возник вокруг 18 процентов акций, которые, по мнению «Татнефти», незаконно переданы украинской компании «Нафтагаз», в результате чего «Татнефть» утратила, по мнению ее украинских партнеров, контрольный пакет. В Москве считают иначе. Первый вице-премьер Сергей Иванов охарактеризовал то, что произошло на Украине, как «беспредел» и «вооруженное рейдерство», что не останется без внимания Правительства РФ.
     УКРАИНСКИЕ ВЛАСТИ уделяют сегодня нефтеперерабатывающим заводам особое внимание. Всего в республике их шесть, и все они построены в советское время. Три НПЗ контролируются российскими нефтяными компаниями: Лисичанский – англо-российской ТНК-ВР, Одесский НПЗ – «ЛУКОЙЛом», Херсонский – «Альянсом». Кременчугский НПЗ до последнего времени управлялся «Татнефтью». «Нафтохимик Прикарпаття», как и «Галичина» (Дрогобычский НПЗ в Львовской области) контролирует вышеупомянутая днепропетровская группа «Приват». Общая мощность всех НПЗ позволяет перерабатывать до 50 млн. тонн нефти в год (реальные объемы переработки составляют менее половины возможностей, а по некоторым оценкам – всего 27 процентов).
     По замыслу украинских властей, нефтеперерабатывающие заводы с 1 января 2011 года должны выпускать нефтепродукты по стандартам, которые соответствуют требованиям
     Евро-3 и Евро-4. Считается, что инвестиции собственников НПЗ в модернизацию производства позволят получить конкурентоспособные нефтепродукты для экспорта и использовать уникальное географическое положение Украины между поставщиком нефти (Россией) и рынком сбыта бензина и масел (странами Евросоюза).
     Пока что к введению новых стандартов, которые соответствуют требованиям Евро-3 и Евро-4, готовы только Лисичанский и Одесский НПЗ. В конце октября в Одессе прошли торжественные мероприятия, посвященные завершению первого этапа модернизации Одесского НПЗ и 70-летию этого предприятия. В результате завершения модернизации предприятия в 2008 году глубина переработки нефти возрастет с 56 до 80 процентов.
     Кроме того, на Украине может быть построен новый нефтеперерабатывающий завод. Об этом говорил и Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко. Последняя предлагает построить даже два новых НПЗ для переработки каспийской нефти с глубиной переработки нефти больше 90 процентов. Вариантов расположения заводов несколько. Два года назад Тимошенко вела речь о НПЗ на базе нефтяного терминала в Феодосийском порту, тогда же говорили и о НПЗ в Одессе (в порту Южный). Еще один проект – НПЗ в городе Броды, если удастся уговорить Казахстан или Туркмению транспортировать нефть по трубопроводу Одесса–Броды.
     Но все свои экономические замыслы украинские власти вряд ли сумеют реализовать, если они не добьются внутриполитической стабильности и скоординированной работы аппарата президента и правительственных структур. Сейчас Виктор Ющенко связан обязательством перед своим союзником по выборам в парламент – Блоком Юлии Тимошенко – предоставить ей пост главы кабинета министров. В то же время влиятельные круги, притом не только представляющие интересы финансово-промышленных групп на востоке Украины, хотели бы видеть на посту премьера более предсказуемого политика (по некоторым оценкам, против Тимошенко как премьера две трети ведущих украинских бизнес-групп).
     Появились сообщения, что премьером может стать весьма здравомыслящий Юрий Ехануров, уже занимавший этот пост (сейчас в команде Ющенко), а лидер Партии регионов Виктор Янукович получит влиятельный пост спикера Верховной Рады. Тогда возникнет устраивающая бизнес-сообщество широкая коалиция, обещающая внутриполитическую стабилизацию. Так что основные события на Украине еще впереди, а от них будут зависеть и перспективы российско-украинских отношений, и не только в чувствительной для национальной безопасности энергетической сфере.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex