на главную страницу

13 Ноября 2007 года

История Отечества

Вторник

Службу красит человек

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     На Урале война отзывалась в сердцах юношей лишь горьким эхом. Здесь, в тылу, в небольшом городке Троицке с тревогой ловили сообщения с фронта: не попавшие под призыв буквально осаждали военкоматы. И вот настал час, когда в августе 1944 года состоялся-таки призыв 17-летних.
     Георгий Ширшов, к его прискорбию, родился лишь в середине ноября. Военкомат оставлял его до следующего призыва, но парень стоял на своем: «Я же в силе, 9 классов окончил...»
     Вот и решили члены призывной комиссии: воевать ему, конечно, рановато, а вот учиться на авиамеханика - в самый раз.
     Так вместо фронта, куда стремился Георгий, попал он в Магнитогорск, где получил специальность авиамеханика. Впоследствии, уже в мирное время, служил на аэродромах Энгельса, Риги. И когда через четыре года его направили в Черновицкое военно-техническое училище службы горючего - туда был первый набор, то пришел он туда не белоручкой, а, по выражению авиатехнарей, «засвинцованным». Да и по части горючего умел уже многое - без особого труда мог, скажем, поднять октановое число бензина с 74 до 95...
     Через три года на плечи Ширшова легли лейтенантские погоны. По выпуске женился на студентке Наде (недавно, к слову, Георгий Михайлович и Надежда Тимофеевна отметили 55-летие совместной счастливой жизни) и увез ее в Северный военный округ, в Петрозаводск, к новому месту службы, где принял должность начальника окружной лаборатории горючего. Здесь молодой офицер умело сочетал теорию и знания, полученные в училище, с практическими навыками, приобретенными в авиационных полках.
     Старшие начальники заметили пытливость, исключительную работоспособность Ширшова и спустя три года направили перспективного офицера в Военную академию тыла и транспорта на инженерный факультет. Учился Георгий Михайлович прилежно, в чем убеждает золотая медаль, полученная вместе с дипломом.
     С той поры жизнь Ширшова на долгие годы была связана со службой горючего. В Грозном (вспоминает: «Какой был прекрасный город, все цвело, и как дружно там жили люди») он - военный представитель на нефтеперерабатывающем заводе, в Куйбышеве - старший военный представитель Приволжского региона. Довелось послужить и в других городах. На предприятиях Ширшов был не только требовательным и участливым к своим подчиненным, но и неукоснительно следовал принципу: для армии и флота - горючее только высшего качества. Скрупулезно проверял в лабораториях все его компоненты, каждую покидающую завод цистерну осматривал с пристрастием. Более того, постоянно задумывался, а нельзя ли придать новые качества имеющимся образцам. Страна ведь рвалась в космос.
     Поиски Георгия Михайловича были замечены и оценены министром нефтеперерабатывающей и химической промышленности Героем Социалистического Труда Виктором Степановичем Федоровым. Выходец из Грозного, он, узнав Ширшова как военпреда в этом городе, с тех пор называл его не иначе как «земляк». Многое от министра перенял Ширшов: тот был блестящим профессионалом.
     Работа по совершенствованию топлива приносила плоды. Говорят, что гениальное всегда просто. Не ладилось, к примеру, с очищением горючего для сверхзвуковой авиации, а его предстояло запускать в массовое производство. Ширшова включили в группу по выявлению причин многих неудач. После всесторонних исследований пришли к удивительному выводу: стараясь сделать топливо для реактивной авиации более качественным, его просто «переочистили» и оно потеряло противоизносные свойства. Ввели соответствующие присадки, и все стало на место. Да так, что то самое топливо и поныне лучшее в авиации.
     Заметил творческую жилку Ширшова и «патриарх» службы горючего генерал-полковник Василий Васильевич Никитин. У него вообще было острое чутье на таланты. Он перевел «работягу из провинции» в Центральное управление ракетного топлива и горючего главным инженером службы. Так Георгий Михайлович стал специалистом всеармейского масштаба.
     О Василии Васильевиче Ширшов до сих пор говорит с нескрываемой теплотой:
     - Он вручал мне погоны лейтенанта при выпуске из училища, он же, считаю, вывел меня в генералы.
     Георгий Михайлович не только руководил военпредами по своему профилю, но и имел прямой выход на родной нефтехим, где всегда твердо отстаивал интересы Вооруженных Сил. К тому периоду его жизни относятся разработка и освоение важнейших марок ракетного топлива и нефтепродуктов. Все признают, что система нормирования расхода и определения качества горючего в армии и на флоте обрела стройность во многом благодаря именно генерал-майору Ширшову. Вкупе с другими учеными Главкосмоса он имеет патент на изобретение, обозначенное № 2233385 («Топливо для жидкостных ракетных двигателей»), а также удостоен звания «Почетный нефтехимик СССР».
     Жизнь бросала Георгия Михайловича и на спецзадания. В разгар вьетнамской войны он два года состоял военным советником при начальнике службы горючего Вьетнамской народной армии. Попадал в боевые переделки. Побывал Ширшов и в армии Эфиопии в период ее войны с Сомали, и в Афганистане.
     Из-под пера Георгия Михайловича вышло несколько книг по истории службы горючего, очерков о ее руководителях. Уже в 2007 году увидела свет публикация о создателе службы горючего, ее первом начальнике с драматической судьбой комкоре Николае Мовчине.
     Георгий Михайлович и ныне, когда ему исполняется 80, на посту - трудится по своему профилю во Всероссийском НИИ нефтеперерабатывающей промышленности. А Службе горючего Тыла Вооруженных Сил РФ он отдал целых 63 года!
     На снимке: Г. Ширшов; в годы войны... ...и в наши дни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex