на главную страницу

14 Ноября 2007 года

История Отечества

Среда

«Божественный ветер» отчаявшихся

Игорь ПОДГУРСКИЙ, «Красная звезда».



15 октября 1944 года с небольшого военного аэродрома на Филиппинах поднялся японский истребитель. На базу он не вернулся. Впрочем, никто и не ожидал его возвращения. Он пилотировался первым летчиком-смертником контр-адмиралом Арима, командиром 26-й воздушной флотилии. Молодые офицеры пытались отговорить адмирала от участия в смертельном полете. Но тот сорвал со своего мундира знаки различия и сел в самолет.
По иронии судьбы Арима не сумел выполнить задачу. Он промахнулся и врезался в морские волны, не поразив американский корабль.
Тем не менее первая страница в историю боевых действий японских камикадзе была вписана.


     К концу 1944 года японский флот, потерпев несколько поражений, представлял собой жалкую тень грозного императорского флота. Были ослаблены и силы морской авиации, на которую возложили прикрытие Филиппин с воздуха. Хотя промышленность Японии выпускала достаточное количество самолетов, армия и флот не успевали готовить летчиков. Это привело к полному господству американцев в воздухе.
     Тогда командующий первым воздушным флотом на Филиппинах вице-адмирал Такидзиро Ониси и предложил создать группы летчиков-смертников. Ониси знал, что из-за плохой подготовки японские летчики погибают сотнями, не нанося врагу существенного ущерба. Так не лучше ли перейти к массовым атакам летчиков-смертников, которые ценой своей жизни наносили бы врагу максимальный урон?
     Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение сформировать специальный ударный отряд летчиков-камикадзе. Он заявил: «Я не думаю, что есть еще какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооруженный 250-килограммовой бомбой «Зеро» на американский авианосец». Ониси с тех пор известен как «Отец камикадзе».
     Он и раньше часто спорил с защитниками старой морской тактики. Являясь горячим приверженцем новых идей во всем, что касалось боевого применения самолетов и кораблей, адмирал всегда подчеркивал их преимущества, которые неизбежно скажутся в войне. Ониси всегда грубил старшим по возрасту и званию идейным противникам. Они платили ему тем же, прозвав его «Гусо» - «дурацким адмиралом». Прозвище навсегда прилипло к нему. В свой адрес адмирал не принимал ни лести, ни нареканий. Он обладал буйным нравом, и его часто обвиняли в разгульном образе жизни. Завсегдатай ночных увеселительных заведений, Ониси слыл большим ценителем коньяка, азартных игр и красивых женщин. Подобный образ жизни не был характерным для японского офицера, и в конце концов его выдворили из военно-морского учебного заведения, где он учился. Однако его боевой опыт приняли во внимание, и Ониси остался на флоте. Его отправили на двухгодичную стажировку в Англию и Францию, а затем определили в морскую разведку. Работая под «крышей» японского представительства на Гавайях, Ониси за бутылкой виски или коньяка выведывал у американских офицеров немало ценных сведений о базе, ее оборонительных сооружениях, военных кораблях. Впоследствии это очень помогло морскому офицеру при разработке плана нападения на Перл-Харбор.
     


     

     Глубинные причины феномена камикадзе, как справедливо отмечают знатоки Японии, заложены в самой культуре этой древней и самобытной страны. Еще во времена Средневековья (XI-XIV века) сложился этический кодекс самураев Бусидо (в переводе с японского - «путь воина»), обязывающий презирать смерть. В числе главных принципов морали сословия профессиональных воинов были верность господину, отвага, честность и воздержанность, презрение к личной выгоде и деньгам. По-восточному мудрым выглядит понимание храбрости: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть».
     Самурай, по Бусидо, обязан был обладать благосклонностью, милосердием, чувством жалости, великодушием, симпатией к людям. Этикет войны требовал от воина не проливать кровь более слабого побежденного противника. В то же время следует заметить, что принцип милосердия часто нарушался жестокой реальностью военных действий.
     Из наставлений самураю
     К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
     На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
     Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
     Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать свое имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
     Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
     

     

     

     «Начальные основы воинских искусств»
     (Дайдодзи Юдзан, 1639-1730).

     

     


     Задача камикадзе была предельно простой: пробиться сквозь огонь зенитной артиллерии американских кораблей и направить свой самолет в смертельное пике на палубу вражеского авианосца. Эти корабли первоначально считались главной целью смертников.
     Для выполнения такой задачи от пилота не требовалось особого мастерства, а в желающих добровольно отдать жизнь за императора и Японию недостатка не было. За несколько дней на Филиппинах из остатков морской авиации были сформированы четыре эскадрильи, получившие символические имена: «Асахи» («Восходящее солнце»), «Ямадзакура» («Дикая вишня» - поэтический символ Японии), «Сикисима» (поэтическое название Японии) и «Ямато» (древнее название Японии). А все ударное соединение летчиков-смертников специального назначения получило название «Камикадзе».
     Камикадзе - по-японски «божественный ветер». В 1274 и 1281 годах монгольский хан и император завоеванного монголами Китая хан Хубилай дважды снаряжал для завоевания Японии колоссальную армию (некоторые источники говорят о 300 тысячах воинов). Армада кораблей отплыла к островам Японии. Противостоять ей японцы не могли. Во всех храмах возносились молитвы богам о заступничестве. И произошло чудо: армада завоевателей Японии не достигла. Ее разметал и потопил ужасающий тайфун. Японцы приписали это явному вмешательству богов, якобы пославших на врага божественный ветер с гор Ямато - камикадзе.
     Выбрав себе название «камикадзе», летчики-смертники как бы подчеркивали, что являются самым последним спасением родины, подобным вмешательству древних богов.
     Японская авиация и в последующем никогда не имела проблем с нехваткой летчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было втрое больше, чем самолетов. Основную массу камикадзе составляли двадцатилетние студенты университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. Огромную роль при этом играет также особое отношение японцев к смерти, подчас недоступное пониманию европейцев. Умереть с честью за свою страну и за императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своем городе. Погибшие в бою военнослужащие-смертники причислялись к лику ками - святых покровителей Японии.
     Вначале летчики-смертники особой подготовки не проходили: их набирали из среды обычных летчиков. Впоследствии были организованы специальные летные школы, куда шли добровольцы. Подготовку в таких школах свели к минимуму: не учили технике посадки, навигации, пользованию радиоаппаратурой.
     Накануне вылета пилоты составляли прощальные письма, перепоясывались самурайскими мечами, ужинали с командирами частей. Проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки, белую повязку на лоб. Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые летчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину и, салютуя, прощались с ней.
     


     

     «Хотелось бы родиться семь раз,
     Чтобы отдать все жизни
     за Японию.
     Решившись умереть,
     я тверд духом.
     Ожидаю успеха и улыбаюсь,
     Поднимаясь на борт».

     

     

     Стихотворение старшего лейтенанта Люйшуньской эскадры японского флота Хиросэ Такео, написанное накануне гибели в марте 1905 года при атаке Порт-Артура.
     

     


     Иногда камикадзе называют летчиками-самоубийцами. Это не совсем верно, поскольку главной их задачей было не самоубийство, а нанесение врагу наибольшего урона ценою жизни. Если летчик-камикадзе не мог найти или пробиться к цели, то возвращался на базу и не подвергался за это никаким преследованиям. Так, например, за время боев на Филиппинах летчики-камикадзе совершили 447 вылетов. Из них лишь 201 оказался удачным. Остальные по разным причинам цели не достигли. 179 самолетов вернулись на базы и приняли участие в повторных вылетах.
     Летчики-камикадзе свои первые вылеты совершали на обычных самолетах, нагруженных бомбами. В дело шли не только истребители, но и разведчики, бомбардировщики, гидросамолеты. Особенно широко использовался морской истребитель, который американцы называли «Зеро». Он нес одну 250-килограммовую бомбу.
     В боях за остров Окинава летчики-смертники впервые применили новое, сконструированное специально для них средство - реактивную пилотируемую бомбу «Ока» («Цветок вишни»). За шесть месяцев японская промышленность выпустила 755 пилотируемых бомб «Ока-11». Следующую модель, «Ока-22», запустить в производство не успели.
     Боевая часть «Оки» содержала 750 килограммов взрывчатого вещества. Бомба доставлялась к цели бомбардировщиком частично скрытой в его бомболюке. При подходе к цели на 20–30 километров пилот занимал свое место в бомбе, которая отделялась от носителя на высоте 8.000 м и планировала со скоростью 370 км/час. На конечном участке пути пилот включал двигатели, разгонявшие смертоносное оружие до 850 км/час. На цель камикадзе пикировал со скоростью около 1.000 км/час. Отделившись от самолета-носителя, летчик обрекал себя на верную смерть, поскольку «Ока» не имела никаких посадочных приспособлений.
     По сравнению с обычными истребителями эта бомба имела, во-первых, значительно больший вес боевого заряда и, во-вторых, большую скорость и меньшие размеры. Но она была уязвимой в момент доставки к цели на тихоходных самолетах-носителях. Поэтому-то первый вылет камикадзе с бомбами «Ока» 18 марта 1945 года окончился полным провалом. Большая группа этих бомбардировщиков была обнаружена американцами на расстоянии около 200 километров от авианосного соединения. На их перехват поднялись 150 истребителей. Тяжелые и неповоротливые бомбардировщики-носители не могли ни уйти, ни отразить атаку американских истребителей.
     Вторым недостатком пилотируемых бомб «Ока» была плохая маневренность на большой скорости. Недостаточно подготовленные японские летчики очень часто не попадали в корабли и врезались в воду. В сражении за остров Окинава было использовано 74 пилотируемые бомбы. Их применение не обернулось большим успехом: всего один американский эсминец был потоплен, а четыре корабля повреждены. Зато моральный эффект появления такого рода оружия оказался весьма значительным. Американские моряки испытывали ужас, оставаясь в зоне действий японской авиации.
     Главной целью атак камикадзе были авианосцы - наиболее уязвимые, но и наиболее мощные корабли, составлявшие основу американского флота. Низко над водой, почти касаясь волн, чтобы избежать обнаружения американскими радиолокаторами, устремлялись в атаку на них камикадзе. Иногда, наоборот, подойдя к цели на высоте 6—7 километров, они бросались в крутое пике.
     Уже через 10 дней после первого вылета летчиков-камикадзе, 25 октября 1944 года, группа из 22 самолетов, пилотируемых смертниками, потопила американский авианосец «Сент Ло» и вывела из строя 6 других.
     Наибольшего размаха действия камикадзе достигли во время боев за остров Окинава. Из 34 потопленных и 168 поврежденных кораблей соответственно 24 и 164 приходилось на долю камикадзе. Таких громадных потерь американский флот не имел ни в одном сражении за всю свою историю.
     Однако самыми многочисленными из потопленных кораблей были эсминцы. Теперь камикадзе уже не пренебрегали малыми кораблями и столь упорно атаковали эсминцы и сторожевики, что команды этих небольших кораблей с мрачным юмором рисовали на палубах большие белые стрелы с надписями: «Авианосцы в той стороне!»
     Во время боев за остров Окинава один самолет-камикадзе упал на палубу авианосца «Энтерпрайз». От взрыва сгорели 13 американских самолетов. Но тело японского пилота каким-то чудом уцелело и лежало на палубе около обгоревших остатков его самолета. На пуговицах его мундира была выбита эмблема камикадзе - изображение цветка вишни. Американцы тут же растащили себе на сувениры и эти пуговицы, и другие части одежды.
     Каковы же общие итоги действий камикадзе? К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2.525 летчиков-камикадзе, еще 1.387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили всего 34 потопленных и 288 поврежденных кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, производимый камикадзе на американских моряков.
     Правда, на этот раз «божественный ветер» не помог спасти Японию. Истории со счастливым концом редко повторяются дважды.

     


     

     КАМИКАДЗЕ
     Я по совести указу
     Записался в камикадзе.
     С полной бомбовой загрузкой лечу.
     В баках топлива - до цели,
     Ну а цель, она в прицеле,
     И я взять ее сегодня хочу.
     Рвутся нервы на пределе:
     Погибать - так за идею.
     И вхожу я в свой последний вираж.
     А те, которые на цели,
     Глядя ввысь, оцепенели,
     Знают, чем грозит им мой
     пилотаж!
     Парашют оставлен дома,
     На траве аэродрома.
     Даже если захочу - не свернуть.
     Облака перевернулись,
     И на лбу все жилы вздулись,
     И сдавило перегрузками грудь.
     От снарядов в небе тесно,
     Я пикирую отвесно,
     Исключительно красиво иду.
     Три секунды мне осталось,
     И не жаль, что жил так мало,
     Зацветут мои деревья в саду!
     Не добраться им до порта,
     Вот и все. Касаюсь борта,
     И в расширенных зрачках отражен
     Весь мой долгий путь до цели,
     Той, которая в прицеле.
     Мне взрываться за других
     есть резон!
     Есть резон своим полетом
     Вынуть душу из кого-то,
     И в кого-то свою душу вложить.
     Есть резон дойти до цели,
     Той, которая в прицеле,
     Потому что остальным
     надо жить!

     

     

     Александр РОЗЕНБАУМ.
     

     




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex