на главную страницу

16 Ноября 2007 года

Профессионал

Пятница

Александр ПОРОХОВЩИКОВ:
«Данко — это герой нашего времени»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Этот особнячок, построенный в 1871 году, похожий на резную шкатулку, чудом сохранился на Арбате. Вернее, в конце Староконюшенного переулка, что плавно «втекает» в эту московскую улочку-реку, как ее точно определил Окуджава. Напротив - театр Вахтангова, где в начале 60-х годов теперь уже прошлого века трудился одно время мебельщиком-реквизитором Александр Пороховщиков, чьим предкам как раз и принадлежал этот чудной архитектуры дом, построенный еще прадедом актера. Те, кто верит в некую «закольцованность» истории, порой бывают правы. Потому что случилось в нашей стране невозможное: Александру Шалвовичу удалось в 1996 году арендовать у правительства Москвы свое родовое гнездо сроком на 49 лет. И не корысти ради. А чтобы создать там музей рода Пороховщиковых, которые оставили в российской истории, да и мировой истории добрый след на все последующие века. А главное, своим примером показать, что возрождение, укрепление страны, надо начинать с воссоздания института семьи, с понимания ее корней как основы государства. Текущий год в России - Год Ребенка, 2008-й год объявлен указом Президента России Годом семьи. По мнению Пороховщикова, для нас сейчас каждый год должен определяться всяческим содействием семьям и детям.

     - Александр Шалвович, коротко рассказать вашу родословную не получится. Но хотя бы несколько слов о Пороховщиковых, особенно имеющих отношение к военной стезе.
     - Есть бумаги с упоминанием нашей фамилии, датированные аж XIV веком. У меня в архиве имеются исторические документы XVI века, рассказывающие о столбовых дворянах Пороховщиковых. По одной из родственных линий в числе моих предков композитор Петр Ильич Чайковский, а по линии патриарха Алексия Симанского я родня патриарху Алексию I, он двоюродный брат мамы, Галины Александровны. Мой прадед, Александр Александрович, дворянин, фабрикант, меценат, строитель и владелец «Славянского базара», участник сооружения храма Христа Спасителя в качестве архитектора и вкладчика средств в его строительство. Дед - тоже Александр Александрович - изобретатель первого в мире танка и вездехода, судна на воздушной подушке, после 1917 года - крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году попал под репрессии и расстрелян. Спустя 15 лет полностью реабилитирован. Мой отчим Михаил Дудин - военный архитектор, он вошел в нашу семью в самое тяжелое для нас время, за что я ему безмерно благодарен.
     Потомков нашего рода мне удалось обнаружить в Париже, Англии, даже в Индонезии.
     - Сыгранные вами герои остались «жить» в более чем шестидесяти фильмах и телесериалах. Был период, когда вы за пять лет снялись в 21 картине. И отнюдь не в «проходных»: «Звезда пленительного счастья», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Ищи ветра». Этот «взрыв» востребованности пришелся после вашей роли бывшего чемпиона по боксу, а после майора милиции Исаева в детективе Вилена Новака «Ринг» (1973 г.) и фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г.), где вы сыграли одну из лучших своих ролей чекиста Кунгурова. В театральном училище вас видели скорее в амплуа комедийного актера. Режиссеры же доверяли вам непростые роли «стержневых» людей. Полных чувства собственного достоинства, сдержанных, героев по своей сути. Среди них немало людей в погонах. В суперрейтинговом сериале «Кадетство», одном из самых успешных проектов телеканала «СТС», у вас генеральские погоны начальника суворовского училища. Благодаря в том числе и вашему герою, конкурс в Тверское СУ вырос неимоверно...
     - По поводу давней картины Михалкова замечу, что есть предложение ее продолжить. Даже «оживить» погибшего героя Кости Райкина. «Мой» Кунгуров скорее всего в ней погибнет. Он ведь искренне, как и многие тогда, верил в идею светлого коммунистического будущего. Она не состоялась, а без веры жить невозможно. Но хаять то время нельзя. Было много страшного, но было и не меньше интересного, доброго. На самом деле среди моих героев военных немало. Особенно часто мне предлагали играть белогвардейцев. (Еще бы. Как скрыть корни столбового дворянства в актере Пороховщикове! Достоверность и сила этих образов была такова, что одна зрительница, встретив Пороховщикова после просмотра картины «Ищи ветра», побила его сумкой, крича: «Вы, наверное, такой же негодяй, как в кино! Что же вы всех лошадей расстреляли!»). Я старался показать через экранные судьбы своих героев трагедию социальных потрясений в стране, единую любовь к своей Родине всех - и белых, и красных.
     А генеральские погоны я примерил не только в «Кадетстве». В фильме «И ты увидишь небо» я сыграл генерала Каманина, начальника полетов. Что касается роли в «Кадетстве» - это одна из самых моих любимых работ. Связь у меня с людьми военными самая тесная. О деде и отчиме я вам уже рассказал. Вообще я считаю, что русская армия - самая добрая. Ведь доброта - это удел только сильных людей. Мы никогда не были наглыми завоевателями, но зато достойными защитниками Отечества. Между прочим, мой любимый спортивный клуб - ЦСКА. Я много ездил по воинским частям с короткометражным фильмом «9 мая», который снял по своему сценарию.
     - По поводу спорта и не только. Вы могли бы стать знаменитым медиком-хирургом. По крайней мере, учеба в Челябинском мединституте, сочетаемая с серьезной практической работой в больнице, показала вам и окружающим успешность этого пути. Это медицинское образование помогало уже в актерской профессии, вам была понятна физиология пограничных состояний, физическое ощущение старости. Вы точно знали, как играть пожилых людей, с пониманием вечности в их глазах. Если бы семья Пороховщиковых не вернулась в 1960 году, спустя 20 лет в Москву, и вы не пошли по стопам мамы Гали (Александр Шалвович обращался к маме по имени: Галя) учиться на актера, то точно стали бы в медицине звездой первой величины. Но мало кто знает, что вам прочили и блестящую спортивную карьеру в боксе. И сейчас вы раз в неделю обязательно играете в футбол. А болельщики вашей дружной команды без иронии говорят, что если бы с такой отдачей играли профессионалы, то наша сборная была бы гордостью страны.
     - В медицину меня привело чувство сострадания к людям. Счастье, когда помогаешь кому-то. Когда у человека верой в лучшее загораются глаза. Может быть, я стал бы и священником. Профессией актера, ее публичностью я хотел снова «поднять» род Пороховщиковых, продолжить фамилию. Бокс же был скорее адекватным ответом времени. Мое детство, отрочество прошли в дворовых компаниях, где драки были нормой. Правда, с неписаными законами чести: не бить лежачего, не биться насмерть. Моя любовь к футболу основана и на необходимости активно двигаться, здесь спорт замечательно сочетается с командным началом и стремлением к победе. Я вообще верю, что, когда человек стремится к лучшему, ему должна сопутствовать удача. А по поводу страны... У нас даже любовь «заквашена» на трагедии. Но помогает то, что добро в России неистребимо. У нас есть герой, который по силе своего образа выходит за границы только нашей страны. Это - Данко. Который не пожалел сердца, чтобы дать тот свет людям, который вывел их из тьмы. Только вот ринувшись к заветной цели, они и не заметили, как затоптали сердце спасшего их героя. Мерило этому подвигу только Вера, Добро и Любовь.
     - Ваша жизнь, судьба вашей семьи, послужила основой фильма «Цензуру к памяти не допускаю» (1991 г.), где вы не только исполнитель главной роли, но и сценарист, режиссер. Там участвуют близкие вам люди: мама, жена Ирина. Это единственное, что вы пока сняли на своей киностудии «ТЭМ-Родина». У картины интересная, очень непростая судьба...
     - Мне она дорога уже тем, что благодаря съемкам мама встала на ноги после инсульта и прожила подольше. В России картина вызвала у фестивальных кинодеятелей странную реакцию: после ее телевизионного показа было много звонков с упреками, почему я ее не выдвигаю на фестивали, ведь она этого достойна. Я не был против, но каждый раз мне говорили, ох, извините, но вы опоздали с заявкой! Но все равно был взят главный приз на кинофестивале в Бердянске, главный приз и приз зрителей «За исповедальность» на Кинотавре. Но только после того, как на фестивале в Сан-Ремо было четвертое место, а в Каннах, на кинофестивале в Сан-Раваэле, фильм получил главный приз «Золотой парус». Почему в России до сих пор картина мало известна зрителю - загадка. Мало того, одно время пропал оригинал фильма, исходники. Осталась лишь копия в единственном числе. Все нашлось лишь недавно, чудесным образом. И сейчас я, несколько сократив ее, предполагаю дать картине новую жизнь.
     «За кадром» этой статьи осталось многое. Душевная боль за порушенную в годы революционных потрясений семью, за расстрелянного деда, который много еще чего хорошего мог бы принести Родине. Жертвенное сыновнее сострадание к матери, которую он самоотверженно выхаживал. Брался за любую работу, даже ту, к которой не очень лежало сердце, ради того, чтобы были деньги на дорогие лекарства для нее. Собственные, по сей день невыносимые суставные боли, которые актер преодолевает силой характера и движением. Мечта снять по своему сценарию художественный фильм под названием «Лида», автобиографическую мелодраму, где через историю героя можно многое понять о жизни страны. Задумки с музеем в Староконюшенном, где он мечтает устроить Театр детской игрушки, наполнить родовой дом атмосферой доброты, детскими голосами. Дом - ведь это еще и семья, дети, радость жизни и любви. Если плохо в таком доме, значит, не все в порядке и в государстве. А жизнь, по мнению актера, немыслима без Веры, Добра и Любви.
     На снимке: В роли генерала в телесериале «Кадетство» Александр ПОРОХОВЩИКОВ выглядел настоящим кадетским «папой».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex