на главную страницу

17 Ноября 2007 года

Армия и общество

Суббота

Бригада переднего края

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда».



19 ноября Шавлинская ордена Кутузова II степени зенитная ракетная бригада отмечает 65 лет со дня формирования воинской части. Несмотря на торжества, часть военнослужащих встретит юбилей на позициях боевого дежурства. Впрочем, иначе нельзя, ведь и задача перед ракетчиками стоит серьезная - они в ответе за безопасное небо России.


     Сегодня Шавлинская бригада охраняет воздушные рубежи России в составе восточной зоны ПВО. Зенитные ракетные дивизионы посменно заступают на боевое дежурство в двенадцати километрах от пункта постоянной дислокации соединения. Выполнение ответственной задачи накладывает дополнительные требования на личный состав подразделений. Во время боевого дежурства проводятся ежедневные тренировки боевого расчета командного пункта по работе на планшетах воздушной обстановки и управления огнем, радиооповещению о воздушной обстановке. Ближе к вечеру проверяется готовность техники к действиям в ночных условиях с включением всего комплекса ПВО. Несколько раз в месяц проводится работа по контрольным целям - для подобных тренировок в небо специально поднимается звено Су-27 с аэродрома истребительного авиационного полка.
     В свое время именно боевое дежурство по охране воздушных рубежей страны позволило сохранить кадры. Конечно, в течение последних семи лет командиры дивизионов и батарей «помолодели» в среднем на 3-4 года. Но постоянная работа на технике и с личным составом заставляла командиров относиться к выполнению обязанностей с повышенной ответственностью, а потом они получили возможность закрепить свои навыки на практике. Начиная с 2002 года, бригада провела пять тактических учений с боевой стрельбой, и сегодня, по словам командира бригады, комдивы ничуть не уступают в своем профессионализме советским ракетчикам, есть настоящие мастера своего дела и среди комбатов. Так, командир батареи майор Сергей Олежко считается главным «снайпером» в воинском формировании, на личном счету офицера три пораженные мишени - высокий показатель для ракетчиков.
     Сейчас кадровая ситуация в зенитно-ракетной бригаде во многом стабилизировалась. В стране осталось два учебных заведения, выпускающих специалистов для войск ПВО - Академия войсковой противовоздушной обороны в Смоленске и Высшее зенитно-ракетное командное училище в Оренбурге. Каждый год в Шавлинскую бригаду прибывают пять-шесть выпускников военных учебных заведений, но этого, казалось бы, небольшого притока молодых офицеров для потребностей воинского формирования вполне достаточно. Командиры дивизионов отмечают наравне с возросшей ответственностью и сильную неравнозначность в профессиональной подготовке лейтенантов. Между тем перед боевым дежурством они должны сдать зачеты на допуск к самостоятельному управлению расчетом боевых машин или к действиям в составе экипажа под руководством более опытных сослуживцев.
     С 1994 года Шавлинское соединение вооружено зенитно-ракетным комплексом средней дальности «Бук-М1». За тринадцать лет на машинах в значительной мере выработаны моторесурсы и срок службы различных блоков. Поскольку о перевооружении на более современные модификации речи пока не идет, машины планомерно направляются для капитального ремонта на завод-изготовитель. Впрочем, военнослужащим бригады приходится зачастую и самим восстанавливать технику. Во время боевой работы машины находятся на значительном удалении друг от друга и действуют автономно, а потому каждый начальник расчета должен не только уметь произвести пуск ракеты, но и оперативно найти и устранить неисправность. Сделать это бывает непросто, ведь, к примеру, на ЗРК «Круг», как в старом телевизоре, достаточно было в случае неисправности заменить только лампу, а на «Буках» лампой не отделаешься, надо четко разбираться в устройстве многочисленных блоков и панелей.
     В бригаде выработан целый комплекс мер для динамичной профессиональной подготовки молодых офицеров. Для более качественного изучения устройства и принципов работы «Буков» реанимацию постаревшей техники проводят молодые офицеры под руководством более опытных наставников. Такой принцип подготовки специалистов привычен во многих зенитно-ракетных формированиях. Но в Шавлинской бригаде пошли еще дальше - на полевых выходах здесь получили распространение соревнования между подразделениями на манер знакомых всем школьных викторин. В субботу каждый расчет в батареях получает статус команды, а начальник - капитана. Главная задача - ответить на вопросы соперников, к слову, по большей части очень каверзные, требующие хорошего знания вооружения и техники бригады, и в свою очередь поставить в тупик своим вопросом другие команды. Лидерство обычно остается за признанными мастерами своего дела. Соревнование продолжается своего рода технической конференцией. Наиболее сложные вопросы расписываются и объясняются всему личному составу. Таким образом, молодые офицеры получают хороший теоретический базис, быстро превращаются в профессионалов и в среднем через три месяца получают допуск к самостоятельному управлению расчетами боевых машин. Поднимается и выравнивается общий уровень специальной подготовки командиров подразделений.
     Конечно, в бригаде уделяют большое внимание и профессиональному становлению расчетов. В составе Шавлинской бригады находится дивизион постоянной готовности - единственный в ПВО Сухопутных войск ВС РФ.
     Безусловно, требования к контрактникам предъявляются очень высокие. В соединении разработана специальная программа боевой подготовки, во многом сходная с курсом военных училищ. Контрактники работают над повышением своего профессионализма в два раза больше военнослужащих по призыву. В течение двух лет происходит планомерное увеличение нагрузок и осуществляется постоянное движение к новым вершинам мастерства. Затем военнослужащие еще в течение года продолжают шлифовать свои знания и навыки и к концу первого контракта становятся высококлассными специалистами своего дела. По сути, в дальнейшей службе они должны уже выходить на уровень подготовки начальников расчетов для возможности руководства ЗРК, скажем в случае гибели командира во время боевых действий. И над таким расширением курса боевой подготовки в соединении уже не просто задумываются, а работают.
     Другие дивизионы Шавлинской бригады комплектуются военнослужащими по призыву, и, надо сказать, по сравнению с контрактниками они являются слабым звеном. Механики-водители распределяются в соединение из Острогорской, а операторы расчетов из Оренбургской «учебок». Полгода обучения в учебном подразделении крайне недостаточно для обучения специалистов на ЗРК «Бук». Конечно, военнослужащих можно в течение месяца натренировать на определенный набор моторных навыков, но для качественной работы на аппаратуре требуются не столько обезьяньи рефлексы, сколько четкое понимание своих действий - достаточно оператору перепутать порядок включения тумблеров, и аппаратуру можно отправлять на ремонт. На изучение технической составляющей, вопросов специальной подготовки и отработки нормативов боевой работы у военнослужащих уходит до полугода. Естественно, при сокращении срока службы по призыву до года о качественной работе военнослужащих речь и не идет - солдаты освоят работу на аппаратуре как раз к своему «дембелю». Выходом может стать комплектование по контрактному принципу всех дивизионов бригады, но здесь, как говорится, все зависит от верхов.
     Главным экзаменом на мастерство для личного состава бригады являются тактические учения с боевой стрельбой. Для подготовки к ответственному экзамену подразделения полка выходят в поля сразу после новогодних праздников. В значительной мере работа в полях схожа со схемой несения боевого дежурства. Под особым контролем в это время находится дивизион постоянной боевой готовности под командованием майора Руслана Лебедева - расчетам подразделения вскоре предстоит осуществить боевую стрельбу на практике. В течение двух месяцев военнослужащие отрабатывают комплекс мероприятий по вопросам проверки ходовой части и радиоэлектронной начинки боевых машин, а также совершенствованию своего мастерства в районе интенсивных полетов. Подобную подготовку проходят и сокращенные дивизионы, ведь они также участвуют в тактических учениях и работают по плановым целям, разве что без боевых пусков ракет.
     Шавлинская бригада принимает участие в тактических учениях с боевой стрельбой преимущественно на полигоне Телемба (Бурятия). На период ответственного экзамена дивизионы снимаются с боевого дежурства и убывают в поля в полном составе. К слову, в постперестроечный период бригада не участвовала в боевых стрельбах в течение семи лет, и, несмотря на сильную теоретическую подготовку, личный состав в значительной мере растерял и практические навыки. Выросло целое поколение командиров дивизионов и батарей, которые никогда не осуществляли пуски боевых ракет. Начальники расчетов не могли осуществить элементарную погрузку машин на платформы, а механики-водители, извините за тавтологию, - водить. Офицеры бригады до сих пор вспоминают переброску техники в район Телембы в 2002 году. Погрузка техники отняла тогда кучу нервов и сил и заняла в общей сложности более суток. Доходило до парадоксов - боевые машины загоняли на платформы не только командиры батарей и дивизионов, но и командир бригады с замом по вооружению. С того времени многое изменилось. Сегодня расчеты грузят боевые машины самостоятельно. 20 единиц гусеничной техники загоняются на платформы за 30 минут, и через два часа они полностью готовы к транспортировке.
     Спустя три дня эшелоны с техникой прибывают на станцию Домна близ Читы. После разгрузки Шавлинская бригада осуществляет марш на расстояние в 220 километров до полигона Телемба. Поездка не из прогулочных - температура окружающего воздуха доходит до 45 градусов по Цельсию ниже нуля. Мерзнут не только люди - застывает даже масло в бортовых передачах. Дорога идет по снежной целине и усложнена сложными переметами... Пять лет назад такой марш оказался суровым испытанием для личного состава, но сегодня дивизионы справляются с поставленной задачей без лишних задержек, поломок и тем более ЧП. К вечеру подразделения в полном составе прибывают в район сосредоточения, оборудуют палаточный лагерь и полевой парк техники.
     И все же главным признаком мастерства ракетчиков становятся боевые стрельбы. Как правило, к уничтожению военнослужащим даются две мишени - «Саман» и «Пение». Они обладают малой отражающей поверхностью, а потому одинаково сложны для обнаружения и поражения. Впрочем, и ЗРК «Бук» не из слабых комплексов - при надлежащей подготовке экипажей обеспечивается почти стопроцентное поражение целей на дальности в 35 километров. Здесь, по словам офицеров, главное иметь исправные ракеты. Получением ракет на полигоне занимается техническая батарея. Плохо подготовленные «технари» могут не сразу заметить дефект, и соответственно при стрельбе неисправная ракета может в любой момент дать сбой - «доказывай потом, что ты не верблюд». Хорошо подготовленные военнослужащие, наоборот, быстро отсортируют качественные изделия, а значит, и создадут платформу для точного поражения цели в ходе боевых стрельб.
     Для Шавлинской зенитно-ракетной бригады работа на Телембе стала привычной. Но в этом году дивизионы совершили марш на совершенно незнакомый полигон - Капустин Яр в Астраханской области. Казалось, равнинный полигон обладает значительно более лояльными условиями, однако стрельбы не обошлись без сюрпризов. Как позже объяснили шавлинцам, с этого места когда-то запускали первые отечественные баллистические ракеты, и стоило только мартовскому солнцу припечь посильнее, как почва начинала ионизировать. Над полигоном было «открытое небо» - можно осуществлять запуск ракет. Вскоре последовало разрешение на боевую работу. Локатор отправил сигнал для обнаружения цели, радиоэлектронный импульс ударил в невидимую стену и отразился в приемник - экраны стояли, словно молоко, белые. Ощущение - будто намеренно включены пассивные помехи сильной интенсивности. Естественно, офицеры бригады были сильно удивлены, но профессионализм взял свое - военнослужащие сумели оперативно снизить интенсивность помех и продолжили выполнение поставленной учебно-боевой задачи.
     Меж тем на командном пункте все замерли в напряженном ожидании. Запуск «Самана» произошел с дальности в тридцать четыре, а «Пения» - в шестьдесят километров от позиций дивизиона. Они шли на высотах в полтора и три километра. Доклады о захвате целей поступили почти через двадцать секунд. Аппаратно было видно, как исчезли мишени, на экране отразились маленькие точки - осколки. И все же такая значительная задержка, пусть даже и по объективной причине, привела к спорам о качестве выполнения учебно-боевой задачи. Только данные объективного контроля доказали - расчеты поразили мишени на последних секундах полета: «Саман» – на высоте 700, а «Пение» - 900 метров над землей. Произошли так называемые «поздние пуски», но оценку оспорить уже никто не мог - «пять». Более того, к расходу предоставили три ракеты, а шавлинцы сумели уложиться в две и, таким образом, сэкономили для государства около двадцати миллионов рублей.
     Сегодня ситуация в корне иная. В Шавлинской бригаде три «мастера» и порядка тридцати специалистов 1-го класса. Из офицеров 3-й класс имеют только выпускники военных училищ. После соответствующей подготовки и полевых выходов они также смогут повысить свой профессиональный статус, а в будущем претендовать на более высокие должности и звания.
     Боевые стрельбы являются своеобразным ситом и для остальных военнослужащих. Наметанный глаз сразу выделит побывавшего на тактических учениях солдата. После Телембы и Капустина Яра многие призывники принимают решение подписать контракт с Министерством обороны РФ, и, наоборот, неуверенные в своих силах контрактники принимают решение покинуть ряды Вооруженных Сил. Более того, боевые стрельбы - хороший катализатор мастерства. Среди контрактников в Шавлинской бригаде идет негласное соревнование на повышение своей квалификации. По словам командира соединения уже сегодня в дивизионе постоянной готовности несколько военнослужащих готовятся для получения 1-го класса.
     По итогам прошлого года Шавлинская ордена Кутузова II степени зенитно-ракетная бригада заняла первое место среди формирований ПВО Сухопутных войск ВС РФ, награждена переходящим вымпелом и грамотой главкома Сухопутных войск ВС РФ. Безусловно, такое высокое признание во многом заслуга радеющих за свое дело офицеров. В числе лучших сегодня называют подполковника Сергея Бигуна, майоров Руслана Лебедева, Юрия Белоусова и Алексея Кошкина, старшего лейтенанта Алексея Бастыркина. Они сумели привести подчиненных к новым вершинам мастерства, стать своеобразным маяком для всего коллектива соединения. Конечно, никто не может заглянуть в будущее и сказать, повторят ли ракетчики свой успех, но с уверенностью можно заявить: они готовы защитить небо России в любой момент.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex