на главную страницу

20 Ноября 2007 года

Косово

Вторник

Непростительное попустительство

Вадим МАРКУШИН.



     На сегодня (то есть на вторник) намечен решающий раунд переговоров по статусу Косово. Делегации из Белграда и Приштины, прибыв в Брюссель, еще раз попробуют найти компромиссную модель косовской государственности. То есть в составе Сербии при максимальной автономии.
     Однако надежды на компромисс, по сути, никакой. Состоявшиеся в субботу в Косово парламентские выборы практически предоставили карт-бланш Демократической партии, возглавляемой Хашимом Тачи, который был одним из руководителей албанских боевиков. Демократы собрали 35 процентов голосов, уйдя в значительный отрыв от остальных претендентов. «Демократическую лигу Косово» президента Фатмира Сейдиу поддержало лишь 22 процента участников голосования. «Альянс за новое Косово» - 11 процентов.
     Сербы, откликнувшись на призыв Белграда, выборы проигнорировали. К избирательным урнам явилось менее одного процента представителей этой общины.
     Хашим Тачи, судя по результатам выборов, должен теперь возглавить правительство автономии. Соответственно белградское руководство будет поставлено в трудное положение. Ведь еще десять лет назад этого человека обвинили в терроризме и заочно присудили ему десять лет тюрьмы. И вот произошло так, что один из радикальных идеологов образования великой Албании получает полномочия премьера со всеми вытекающими отсюда выводами.
     В трудном положении и международные посредники в лице России, США и Евросоюза. До 10 декабря им предстоит доложить Генеральному секретарю ООН о результатах своей посреднической миссии. Пока докладывать, в общем-то, нечего. И это значит, что Приштина на весь мир заявит о своем полном суверенитете. «Немедленно после 10 декабря институты Косова объявят его независимость от Сербии», - заявляет Хашим Тачи. Другие косовские политики от подобных резких заявлений воздерживаются, заявляя, что независимость будет провозглашена, но следует подождать решения посредников.
     Несмотря на то, что некоторые российские эксперты все еще не считают вопрос с Косово окончательно решенным, дело движется именно к такому финалу. Увы. Как ни парадоксально, но остальная Европа как будто ослепла и не понимает, что косовский пример грозит повториться в иных местах. И он обязательно повторится. При этом соседям, всему международному сообществу будет бесполезно что-либо возражать тем, кто вдохновится косовским эпилогом. На все эти возражения у лидеров сепаратистских движений появится один веский аргумент - Косово.
     К тому же у таких образований, как Абхазия или Южная Осетия, доводы к юридическому оформлению своей самостоятельности куда более основательные, чем у косовских албанцев. Тут исторически все предельно прозрачно: в состав Грузии их включили большевистским декретом, исходя из пресловутой политической целесообразности. Уход с исторической арены большевиков (КПСС) Грузия мгновенно использовала в целях самоопределения. Но такое же право, по логике вещей, получили Южная Осетия и Абхазия. Выгодно это кому-то или не выгодно, но отказывать им в признании такого права нет моральных оснований. Тем более их не будет после одностороннего провозглашения независимости Косово.
     Напомним, что с 1999 года Косово, формально остающееся частью Сербии, находится под управлением ООН. Переговоры об окончательном статусе края между Белградом и Приштиной, продолжавшиеся в Вене при международном посредничестве в течение 2006 года, к договоренности не привели, так как руководство Косово настаивает на независимости, а власти Сербии с этим категорически не согласны. План, разработанный специальным посланником ООН Марти Ахтисаари, предусматривал частичную независимость Косово под протекторатом ЕС и гарантии для сербского меньшинства, однако он был отвергнут Белградом.
     И последнее. Иностранные наблюдатели признали состоявшиеся в Косово парламентские выборы легитимными, эффективными, справедливыми. Юридически все, может быть, и так. Однако в этих выборах не участвовало больше половины жителей края. В стабильной стране, в нормальной ситуации, когда голосование обыватели считают неким формальным актом, неучастие основной массы избирателей воспринимается спокойно. Когда же выборы проходят в исторически знаковый момент...
     В общем, тут нужна «люминиевая» бюрократическая процедура. Без нее все отдает беззаконием. И в этом плане попустительство Европы непростительно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex