на главную страницу

21 Ноября 2007 года

Армия и общество

Среда

Властелины «Золотой колесницы»

Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



Накануне Дня работника автомобильного транспорта, 26 октября, в Государственном Кремлевском дворце состоялось вручение общественной национальной премии «Золотая колесница», учрежденной Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи и Министерством транспорта России. В номинации «За международное сотрудничество» за организацию работы по восстановлению транспортной инфраструктуры в Республике Ливан этой премии было удостоено Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации (ЦАДУ).

     По иронии судьбы, торопясь на встречу с начальником Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны России генерал-лейтенантом Федором Алексаковым, я все же застрял в одной из многочисленных утренних московских пробок. Сидя в тесной маршрутке и обдумывая вопросы предстоящего интервью, ловил себя на мысли, что, как ни крути, а «Золотую колесницу» ведомство генерал-лейтенанта Алексакова заслужило более, чем кто-либо.
     Всматриваясь в небольшую карту Ливана с нанесенными на ней обозначениями мостов, построенных в кратчайшие сроки 100-м отдельным батальоном, невольно осознаешь огромный масштаб работ как в процессе самого строительства, так и на этапе подготовки к командировке в Ливан. Шутка ли, объем одних только транспортно-технических средств, отгруженных в считанные дни с базы хранения ЦАДУ в Ярославской области, составил порядка 7,5 тысячи тонн.
     С вопросов о нынешнем состоянии ливанских мостов я и начал беседу с генерал-лейтенантом Федором Алексаковым.
     - Все мосты находятся в полной исправности. Правда, некоторые уже не эксплуатируются, так как рядом возведены постоянные. Интересно, что ливанская сторона обратилась именно к российскому Министерству обороны с просьбой помочь в демонтаже и консервации наших мостовых сооружений. В этой связи Генеральным штабом ВС РФ было принято решение больше никого в Ливан не отправлять, а подготовить ливанских специалистов у нас, в России. Это решение видится наиболее верным.
     Общаясь с начальником ЦАДУ, я напомнил ему об эпизоде с ливанским журналистом на учениях наших мостовиков под Каширой. На вопрос одного из офицеров 17-й мостовой бригады, как там наши мосты, он с улыбкой ответил: «Стоят, это же вы строили, а не американцы!»
     - Не могу не заметить, - живо откликнулся генерал-лейтенант Алексаков, - что и американские, и французские мостовые конструкции в значительной степени уступают нашим образцам. Боюсь, что после прохождения по французскому мосту одной нашей танковой дивизии их «конструктор» просто сложится, в то время как наши сооружения рассчитаны на то, чтобы служить годами. Кстати, вчера открылась Седьмая Всероссийская выставка «Российские производители и снабжение Вооруженных Сил» в футбольно-легкоатлетическом комплексе ЦСКА, где мы представляем новые образцы нашей техники. Приглашаю всех, там действительно будет на что посмотреть.
     По прибытии из Ливана руководство ЦАДУ рассудило, что после выполнения международной миссии было бы непростительным отказать в помощи российским регионам. Ведь чего греха таить, немало сегодня в российских областях сел и даже целых районов, которые в период весеннего и осеннего межсезонья практически отрезаны от Большой земли по причине банального отсутствия мостов. Управление генерал-лейтенанта Алексакова и раньше помогало областным и районным администрациям, как, например, это было в Смоленской, Владимирской или Ивановской областях. Но прежде это были, так сказать, разовые акции, в то время как на этот раз по инициативе губернатора Тульской области Вячеслава Дудки размеры подобного сотрудничества приобрели масштабный характер: в 2007 году четыре моста были построены и переданы местным органам власти для эксплуатации.
     - Для нас подобные формы сотрудничества весьма выгодны и интересны, - делится мыслями с корреспондентом «Красной звезды» Федор Юрьевич Алексаков. - Прежде всего все это проходит в рамках боевой подготовки, то есть военнослужащие получают необходимые им навыки и умения. Во-вторых, что тоже немаловажно, мы не тратим средств на строительные материалы, поскольку их предоставляют местные органы власти. И, наконец, в-третьих, проводя учения где бы то ни было, мы обязаны, построив мост, полностью его затем демонтировать из соображений экологической безопасности. Здесь же солдаты и офицеры непосредственно видят результаты своей работы, поскольку мост остается и не просто остается, а будет еще долго служить людям добрым напоминанием о тех, кто его построил.
     Продолжая разговор о Центральном автомобильно-дорожном управлении, было бы несправедливо не отметить огромную работу его автотранспортных соединений и воинских частей в минувшем учебном году. Практически вся доставка соков и овощей в части Московского и Приволжско-Уральского военных округов, по словам генерал-лейтенанта Федора Алексакова, была осуществлена именно ими.
     - Помимо этого, - подчеркнул Федор Юрьевич, - мы перевезли большие объемы топлива. Так, только в интересах Космических войск было перевезено порядка 1.800 тонн горючего.
     Стоит особо отметить, что каждому такому автомобильному маршу предшествует сложная и кропотливая работа. Прежде всего осуществляются они в рамках боевой подготовки в динамике различного рода учений с привлечением дорожно-комендантских подразделений. Однако это лишь начало, поскольку зачастую немаловажной составляющей становится процесс организации взаимодействия с военной автоинспекцией Минобороны, органами местного самоуправления, органами ГИБДД МВД России, областей и районов, через которые пролегают маршруты следования воинских колонн.
     - В ходе марша мы «обкатываем» личный состав, получают неоценимый опыт командиры батальонов, - подчеркивает начальник ЦАДУ. - И, кроме того, - это тоже очень важно - командиры всех степеней получают колоссальный опыт по расчету маршей с местами погрузки, дозаправок, организацией отдыха и обогрева личного состава и восстановления техники. Нетрудно совершить марш единичным подразделением, но совсем другое дело, когда требуется доставить конкретные грузы из Ростова-на-Дону в Москву. По этому маршруту наши автоколонны совершили порядка 38 рейсов в тесном взаимодействии со всеми подразделениями и органами власти.
     - Помимо всего прочего, - продолжает генерал-лейтенант Алексаков, - никто не снимает с нас задач и по поддержанию в рабочем состоянии ведомственных дорог, мостов и путепроводов, подъездных путей полигонов. Только в рамках международного антитеррористического учения участников ШОС «Мирная миссия-2007» на подготовку подъездных путей в учебном центре Чебаркульского полигона в ПУрВО мы затратили 80 млн. рублей. На сегодняшний день это лучшие наши полигонные дороги.
     За время летнего периода обучения ЦАДУ принимало участие во всех учениях, проводимых Министерством обороны, это и «Восток-2007», это и «Крыло-2007», потому что без транспорта подвоза, без дорог и доставки грузов не мыслится ни одно учение, - подчеркивает Федор Алексаков. - Тыл Вооруженных Сил - это наличие материальных средств в нужное время в нужном месте. А все это, еще раз отмечу, невозможно без четкого взаимодействия всех подразделений нашего управления. В этой связи выделю 17-ю мостовую бригаду, командует которой полковник Евгений Жуков, 22-ю автомобильную бригаду под командованием полковника Александра Груданова. Кстати, уже в ближайшее время мы надеемся восстановить историческую справедливость и вернуть дмитровской бригаде имя 22-й автомобильной Одесской ордена Красного Знамени бригады. Все подтверждающие документы собраны, и теперь мы ждем соответствующего указа Президента Российской Федерации.
     - Федор Юрьевич, названные вами части центрального подчинения и раньше были в числе лучших. А как обстоят дела в округах?
     - Среди военных округов выделяю автомобильно-дорожную службу ПУрВО, автомобильно-дорожную и автотранспортную службу Балтийского и автотранспортную службы Северного флотов. Да и автомобильно-дорожная служба Московского округа за последние три года сделала большой шаг вперед. Оценка готовности автомобильных войск очень высока, но мы рассчитываем на большее. Идя в ногу со временем, мы создаем смешанные автомобильные батальоны, включающие в себя как роты наливного состава, так и сухогрузов. Эти батальоны являются частями постоянной боевой готовности, и на данный момент один такой батальон имеется в 22-й автомобильной бригаде в Дмитрове. Кроме того, по одному батальону постоянной боевой готовности будет сформировано в каждом военном округе. Помимо этого, мы планируем в следующем году перевести на штаты постоянной боевой готовности один батальон 17-й мостовой бригады, а в 2009 году - один дорожно-комендантский батальон.
     - На недавней межвузовской научно-практической конференции в Вольском высшем военном училище тыла было отмечено, что до 50 процентов выпускников Военной академии тыла и транспорта сразу же после выпуска подают рапорты на увольнение. На ваш взгляд, с этим можно как-то бороться?
     - С этим не то что можно, а нужно бороться. Увы, но одна из основных причин, почему офицеры уходят, - это безразличие к их судьбе, с которым зачастую сталкиваются молодые лейтенанты в войсках. Если человеку предоставляется жилье, пусть даже простая комната в общежитии, если он видит перспективы в своей службе, прежде всего на примере офицеров, выпустившихся на год или два раньше его, то, поверьте, такой лейтенант служить будет. Конечно, отсев неизбежен, и когда он составляет порядка 8—12 процентов, то это нормально. Но «бороться за лейтенанта» нужно уже тогда, когда он курсантом прибыл на войсковую стажировку или практику, ведь именно в этот момент формируется его желание служить. А когда лейтенант оказывается один на один со своими проблемами, да еще его начинают со всех сторон нагружать задачами, конечно, не всякий к этому готов. Тем более когда по соседству в гражданской организации специалист его класса получает зарплату как минимум на порядок выше. И прав министр обороны, когда предлагает заметно увеличить оплату труда военнослужащего, поскольку это тоже один из важных стимулов службы.
     - Мы находимся на пороге нового учебного года в войсках. Какие первостепенные задачи вы определили для управления в зимнем периоде обучения?
     - Мы вступаем в ведомственную целевую программу по переоснащению всего автомобильного парка ЦАДУ. Это колоссальная задача, которая может быть решена в тесном взаимодействии с Главным автобронетанковым управлением Минобороны. У нас ведь на сегодняшний день на вооружении состоят автомобили 18 марок - обслуживать их не просто. В ближайшей перспективе начнем с переоснащения всего автомобильного парка 22-й автомобильной бригады. Старые модели автомобилей заменим современными полноприводными КамАЗами семейства «Мустанг».
     Что касается дорожной составляющей нашего управления, то отмечу, что на днях Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «Российские автомобильные дороги», в рамках которого есть целевая федеральная программа по коренному улучшению автотранспортной составляющей транспортной системы государства. Кроме того, есть ведомственная целевая программа Министерства обороны «Автомобильные дороги ведомства», и именно с сегодняшнего дня мы должны готовить материальную базу, чтобы стать полноценными участниками этой программы. Согласно этим программам к нам поступит новая автомобильно-дорожная техника, которая позволит делать дороги не ниже второй - третьей категории, поскольку принципиально возрастают требования к дорогам и по покрытию, и по разметке, и по освещенности.
     Не меньшие задачи стоят перед нами и в плане мостовой составляющей, поскольку мы полностью уходим от наплавных мостов к универсально-наплавным средствам (УНС), от высоководных сборно-разборных мостов к универсальным мостовым конструкциям (УМК). В планах - проведение большого учения на Оке, где будут уже использоваться новые образцы техники и инженерного оборудования. Там мы сравним наши прежние результаты с новыми и наметим пути дальнейшего совершенствования всего нашего хозяйства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex