на главную страницу

21 Ноября 2007 года

Спорт - инфо

Среда

Двадцать один сантиметр тому назад

Михаил ЛУКОМСКИЙ.



     Спортивный дайджест
     Как только ни изощрялись тогда журналисты: «Самый ленивый в мире прыгун в высоту!», «Плюх Фосбери» – и это все о нем, об олимпийском чемпионе Мехико-1968 – американце Дике Фосбери и его фирменном прыжке «Фосбери флоп».
     Корреспондент парижской газеты «Монд» Патрисия Джолли отправилась недавно в пустынный и гористый штат Айдахо, что на северо-западе США, где и встретила на террасе кофейни шестидесятилетнего инженера-строителя Дика Фосбери. Этот высокий (195 см), статный и улыбчивый человек оказался нисколько не похожим на капризную звезду, кичающуюся былой славой.
     «Вся эта история -лишь дело случая, – признался олимпийский чемпион. – Мне нравилось прыгать, но мне не удавалось преодолевать высоко поднятую планку иначе, чем через спину».
     Все началось в 1963 году, когда Дику было шестнадцать... Его лицейский тренер по легкой атлетике буквально заставил своего ученика отказаться от добрых старых «ножниц» в пользу переворота через живот. Результаты снизились, и однажды по дороге на соревнования Фосбери принимает отчаянно смелое решение: все сделать по-своему. Разбежавшись, он повернулся к планке спиной и... перемахнул через нее. В тот день Дику удалось улучшить свой личный рекорд на 15 (!) сантиметров. Тренер явно растерялся и... смирился. Вот тогда-то один из журналистов и сравнил прыжки Фосбери с прыжками рыбы, выпрыгивающей из воды. Ироничному Дику сравнение понравилось, да и против «Плюха» он не возражал, особенно после того как «плюх» вознес его на 201 см (а еще говорят, что выше себя не прыгнешь! – М.Л.) и стал основанием для назначения частичной университетской стипендии. А потом тренер из университета штата Орегон Берни Вагнер предложил Дику Фосбери компромисс: «он потратил два года, чтобы довести меня до должного уровня в прыжках через живот, при этом разрешая прыгать как мне хочется на соревнованиях. Параллельно он изучал видеозаписи моих прыжков через спину, чтобы попытаться их улучшить». (Наверное, на экране это выглядело, как в сказке Корнея Ивановича Чуковского – «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед».)Тренер Берни Вагнер, оценивший упорство атлета, говорил Дику: «Делай, как считаешь лучше, и забудь остальное».
     Но тут, как назло, «остальное» само напомнило о себе: Фосбери учился не слишком прилежно, а федеральное правительство готово было лишить плохих студентов двухгодичной отсрочки – во Вьетнаме нужны были подкрепления. И вот в конце декабря 1967 года Дик был вызван военными властями на медицинский осмотр. Обследование длилось долго и выявило (рентгенологически) врожденный дефект позвоночника. В середине июня 1968 года Фосбери был освобожден от воинской обязанности. Произошло это удивительно вовремя: он сумел принять участие в предолимпийском отборе. Суровые испытания проводились в два тура: в Лос-Анджелесе, а затем – в Лэйк Тахо. После десяти недель высотных испытаний Дик Фосбери позиционировался среди американских прыгунов в высоту третьим после Эдварда Карузерса и Рейнальдо Брауна. А в олимпийском высокогорном Мехико Дик оказался на высоте в самом буквальном смысле слова – 2.24 – новый олимпийский рекорд (Карузерс уступил ему 2 см).
     Но у блестящей победы «Фосбери флопа» были не только сторонники. Появились слухи о психологическом риске таких прыжков. Американский главный тренер Пэйтон Джордан заявил, что заимствование этой техники грозит «уничтожить поколение прыгунов». А лидер поколения Дик Фосбери прыгал все выше. Сам Фосбери уверен, что если «плюх» быстро завоевал все площадки, значит, он естественен: «Благодаря мне или нет, это должно было случиться рано или поздно». Кстати, раньше всех эту технику прыжка применил Брюс Кванде, уроженец Монтаны, в 1963 году. А сам Дик увидел подобный прыжок в 1965 году на соревнованиях в Ванкувере. Тогда канадке Деборе Брилл было всего 14 лет, а на Олимпиаде-1984 в Лос-Анджелесе «Фосбери флоп» принес ей пятое место. Сам Дик Фосбери считает, что его заслуга всего лишь в том, что открыв этот стиль в Мехико, он присвоил ему свое имя.
     Что было после Мехико? Университетская администрация поставила Дика перед выбором: спортивная карьера или инженерное образование. В 1972 году Фосбери получает долгожданный диплом, но достойно подготовиться к Мюнхенской Олимпиаде не успевает.
     Прошли десятилетия, а он ежегодно занят тренировками молодых легкоатлетов, проводит их увлеченно, ради собственного удовольствия, а не ради славы. По мнению Дика Фосбери, мировой рекорд кубинца Сотомайора – 2.45 – еще не окончательное его достижение. Просто «ребята», способные с ним соперничать, вместо этого зарабатывают себе на жизнь на площадках Национальной баскетбольной ассоциации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex