на главную страницу

24 Ноября 2007 года

Страна и мир

Суббота

Угол падения и угол отражения

Вадим МАРКУШИН.



     В вопросе о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Восточной Европе наметились кое-какие новые акценты. Есть основания считать, что здесь имеет место как раз тот случай, когда твердость и гибкость политики находятся в оптимальном сочетании. В то же время исправно работает классический закон: угол падения равен углу отражения.
     Для начала отметим перемену настроений в Варшаве, отразившую приход к власти новых людей, имеющих несколько иные предпочтения, чем их предшественники. Не будем особо спешить с выводами, заметим лишь: эти люди уже решили для себя, что не мешало бы сделать новую попытку «наведения баланса выгод и издержек». Выражение, прямо скажем, в современном духе холодной европейской рассудительности. Его автор - министр обороны Польши Богдан Клич, посчитавший, что, учитывая некоторые новые обстоятельства, следует хорошенько взвесить, насколько грядущее размещение американских ракет-перехватчиков соответствует польским интересам.
     Разумеется, это лишь первые признаки торга. Нормального европейского торга, в котором тщательно выверяется все. В том числе, конечно, политические отношения с соседями, реальные (а не надуманные) риски военной безопасности, экономическая конъюнктура. В польских дипломатических кругах сегодня заговорили о приближающейся смене власти в Вашингтоне, которая может внести коррективы в «особые отношения» с Польшей. Провал в Ираке девальвировал значение безупречных союзников США, к которым пока относится Польша. Дело идет к тому, что будут забыты трения, возникшие у американцев с противниками иракской авантюры среди ведущих членов НАТО. И тогда быть в фаворитах у Америки станет сложнее.
     С другой стороны, налицо возросшая уверенность России в международных делах, ее внятный предупреждающий голос в тех случаях, когда вопрос затрагивает ее безопасность. В Варшаве мгновенно озаботились прозвучавшими в Москве и Минске заявлениями о взаимной готовности усилить новейшими системами белорусскую ракетную бригаду.
     Но в той же Варшаве и тоже мгновенно отреагировали на сигнал из Москвы о возможности уладить проблему с поставками мясной продукции с польских предприятий. Последовал ответный ход нового польского правительства, выразившего желание начать консультации с Россией по вопросу о возможности установки противоракет на территории страны. «Я лично выступил бы за консультации на эту тему с Россией, - сказал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. - Нам нужно возобновление диалога с Россией. Мы воспринимаем Россию таковой, какая она есть, и хотим заниматься с ней бизнесом».
     В общем, падение политического напряжения в российско-польских отношениях становится фактом. При этом пока не факт, что эта положительная динамика способна привести к пересмотру американских противоракетных планов в Восточной Европе. Далеко не факт.
     Относительно этих планов в четверг МИД РФ получил в письменном виде долгожданные предложения США. Полученный документ, сообщили со Смоленской площади, представляет собой достаточно объемный текст на восьми страницах. Таким образом, свое обещание, сделанное более месяца назад в Москве на встрече «два плюс два» (министров иностранных дел и обороны РФ и США), американцы все же выполнили. Во всяком случае формально.
     В устной форме представители США, как известно, уже предлагали свои идеи по совершенствованию коллективной защиты от гипотетических ракетных угроз. Коротко напомним, что речь шла, во-первых, об интеграции систем ПРО США, России и НАТО для совместной защиты от ракетных угроз. Во-вторых, о предоставлении российским специалистам регулярного доступа на будущие объекты ПРО США в Польше и Чехии. В-третьих, об отсрочке ввода в строй американской базы ракет-перехватчиков в Польше до тех пор, пока не станет ясно, что у Ирана появились баллистические ракеты, способные наносить удары по Европе.
     Как видим, все это носило общий характер и, по сути, игнорировало российскую инициативу о совместном использовании уже существующих технических средств слежения в Армавире и Габале (Азербайджан). Получалась интеграция по-американски.
     Допуск российских представителей на будущие американские объекты ПРО - ни к чему не обязывающая формулировка. Ее можно обставить такими бюрократическими изысками, что роль наших экспертов-туристов стала бы чисто символической.
     Что же касается обещаемой «отсрочки ввода в строй» уже возведенных объектов ПРО, то это напоминает давнишний тактический маневр американцев со снятием с баллистических ракет ядерных боеголовок с их последующим складированием. Будто возвращение боеголовок на ракеты представляло некий трудоемкий процесс. Точно так же и с противоракетами. Будто их размещение в шахтах не есть практическое введение в строй.
     Увы, нет ничего принципиально нового и в официальном письменном послании. Как заметили в Госдуме, по-прежнему «наблюдается подмена реального сотрудничества внешними признаками готовности идти навстречу».
     В МИД РФ, давая первую оценку американнскому документу, сказали, что за полтора месяца «позиция США не изменилась» и соответственно «наши ожидания не оправдались».
     Дальше - встреча глав внешнеполитических ведомств РФ и США в Аннаполисе, где собирается большая представительная конференция по Ближнему Востоку. Накануне, то есть в понедельник, Сергей Лавров и Кондолиза Райс вновь обсудят спорные вопросы, включая ПРО и ДОВСЕ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex