на главную страницу

27 Ноября 2007 года

Профессионал

Вторник

Реалии контрактизации

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото автора.



Перевод на контракт соединений и частей СКВО по-особому показателен. Более половины военнослужащих-контрактников в Вооруженных Силах РФ имеют северокавказскую прописку. За два года здесь сформировано свыше 20 частей постоянной готовности. Создана новая инфраструктура. Огромный опыт округа (десятки тысяч контрактников - две трети личного состава СКВО) имеет и положительную, и отрицательную составляющую. Здесь отчетливо видны и созидательное начало, и недочеты программы.

     


     

     «Завершается реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей».
     К концу года на контракт будут переведены более 20 соединений и воинских частей постоянной готовности, определенные Программой. Благодаря этому к 1 января 2008 года в Вооруженных Силах предполагается иметь около 44 процентов военнослужащих-контрактников.
     В соединениях и воинских частях, определенных Программой, построено 376 общежитий, 35 учебных корпусов, 79 объектов социальной инфраструктуры.
     Реализация программы создала условия для сокращения срока прохождения военной службы по призыву до двенадцати месяцев».
     * * *
     «Продолжаем проводить планомерную работу по созданию института профессиональных сержантов не только в воинских частях постоянной готовности, но и в учебных подразделениях, и так называемых «линейных частях», где на должностях рядового состава будут проходить службу военнослужащие по призыву.
     Наличие сержантов-контрактников, на наш взгляд, послужит основой для недопущения предпосылок неуставных взаимоотношений в воинских коллективах.
     Все вопросы, связанные с формированием дееспособной сержантской «прослойки», обсуждались на прошедшем в этом году первом совещании сержантов и старшин армии и флота России.
     Пока же необходимо признать, что так называемая «дедовщина» еще имеет место в воинских коллективах. В то же время устойчивая тенденция к уменьшению количества нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которая наметилась в последнее время, сохранилась и в текущем году.

     

     

     Из доклада министра обороны РФ Анатолия СЕРДЮКОВА
     «Основные итоги работы Министерства обороны
     Российской Федерации в 2007 году и основные направления
     деятельности в 2008 году» на совещании
     руководящего состава Вооруженных Сил РФ.
     

     

     


     
Прогресс в полях, застой в быту


     Практика определила два противоположных вектора ФЦП - значительный прогресс в развитии боевой подготовки и отставание социально-бытовой составляющей. В этом - истоки проблем и конфликтов программы с действительностью.
     Несомненно, материальное стимулирование службы солдат и сержантов формирует качественно новое отношение к должностным обязанностям. Когда военнослужащие частей постоянной готовности прибывают на полигон только для того, чтобы учиться - стрелять и водить боевые машины, а в столовую - только чтобы подкрепиться между занятиями по боевой подготовке, это здорово! Согласитесь, унылые наряды по столовой и бесконечные хозработы в недавнем прошлом изрядно омрачали солдатское мироощущение.
     Убедительный пример перемен - 20-я гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская Краснознаменная, ордена Суворова II степени мотострелковая дивизия. В 2000 г. соединение было награждено Вымпелом министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», по итогам 2006 и 2007 гг. - переходящим вымпелом командующего войсками СКВО. Сегодня лучшая дивизия округа завершает выполнение Федеральной целевой программы перехода на контрактный способ комплектования и борется за звание лучшего соединения Сухопутных войск.
     
Полковые реалии

     Одна из достопримечательностей Волгоградского гарнизона - учебный центр гвардейского Краснознаменного Волгоградско-Корсуньского мотострелкового полка имени генерал-полковника М.С. Шумилова. «Полковая школа» оснащена по последнему слову компьютерной техники. Здесь могут одновременно заниматься около 80 человек, а за учебный период через центр проходит весь личный состав полка. Занятия на современных тренажерах под руководством командиров подразделений (кадровых офицеров) очень эффективны. После них солдаты и сержанты с уверенностью садятся на боевую технику. С учетом специфики подразделений подобные учебные центры созданы и в других полках постоянной готовности гвардейской мотострелковой дивизии. Прекрасно оборудованы для стрельб, вождения, преодоления водных преград и два расположенных неподалеку полигона...
     Вместе с тем в расположении полка нельзя не заметить затянувшийся (в рамках ФЦП) ремонт столовой и новые, не сданные пока общежития (отражение ритма финансирования). Командование надеется, что к началу 2008 г. строители работы завершат, однако авральные темпы - не всегда на пользу качеству.
     Артиллерийский, зенитный ракетный полки и другие части гвардейской дивизии сегодня укомплектованы контрактниками на 50-60%. В военном городке, где они располагаются, основное заселение спланировано на 2008 год. Бытовая составляющая несколько притормаживает окончательный перевод на контрактную основу.
     Единственный десантно-штурмовой полк в составе мотострелковой дивизии полностью перешел на контракт 1 декабря 2006 г. Дислоцируется в городе Камышине. Командир полка гвардии полковник Игорь Тимофеев отмечает: «Сегодня мои военнослужащие по контракту существенно отличаются от «срочников». Это по-настоящему сложившиеся специалисты, совершенно взрослые люди». Об уровне боевой подготовки говорит один факт - полк признан лучшим в СКВО по итогам учебного года. Впрочем, есть и очевидные проблемы.
     Около 70% контрактников десантно-штурмового полка составляют недавние военнослужащие по призыву (в целом по дивизии через военкомат призван лишь один из 15 контрактников). Переход с 2008 года на 12-месячную службу по призыву неизбежно скажется на уровне боевой подготовки, усилит текучесть кадров, снизит качество желающих служить по контракту. Своего рода упреждающей компенсационной мерой стала заявка командования соединения в штаб округа на доукомплектование из резерва начальника штаба СКВО. Запас прочности вроде бы имеется. Время покажет, насколько верны расчеты...
     В полку недавно построено общежитие для офицеров и прапорщиков. Освободилось старое общежитие, в котором можно разместить до 50 семей контрактников. И все же ситуация с жильем для семейных военнослужащих внушает тревогу.
     По моим наблюдениям, общежития и столовая для холостых контрактников - это почти «гламур»: новые стены, мебель, сантехника, горячая вода и даже плазменные панели в столовой. Семейные размещены по остаточному принципу. Нет, никто не жалуется, и все же общежитие смешанного типа (в некоторых комнатах живут по четыре лейтенанта) мало похоже на образцовый объект ФЦП. Когда, по Высоцкому, «на двадцать восемь комнаток, - всего одна уборная» и одна мрачная душевая, а в помещении для умывания - разбитая и склеенная сантехника середины прошлого века, отсутствуют зеркала и горячая вода, это уже не быт, а унижение взрослых людей с маленькими детьми (только на первом этаже насчитал около десятка детских колясок). Такова обратная сторона государственной «экономии». Доходы контрактников не позволяют сброситься на ремонт, а другие средства не предусмотрены. Впрочем, это лучше, чем ничего.
     Снимать жилье за пределами части накладно. Денежное содержание - основная проблема. Точнее, его размер. Интенсивная боевая подготовка - полевые выходы, учения на полигонах... Этот серьезный труд оценивается государством в среднем 7 тысячами рублей в месяц. Маловато даже для одного человека. А если в арендованной за 3—4 тыс. рублей (цены районного Камышина) квартире - жена с маленьким ребенком, как прожить троим на оставшиеся деньги? В областных городах Юга России на аренду жилья уйдет все денежное содержание контрактника. В результате, когда заканчивается первый контракт, военнослужащие не заключают второй. Они находят более высокооплачиваемую работу, с более щадящим режимом.
     
Опыт комдива

     Своими наблюдениями и размышлениями поделился командир дивизии гвардии полковник Геннадий Жидко:
     - Наши Вооруженные Силы никогда не имели солдат-профессионалов и традиционно опирались только на призывников. Сложно переломить сознание людей. А 18-летнего парня обучить легче, чем 30-летнего. Многие командиры скажут: и в Чечне такие ребята служили лучше, чем контрактники. Шли в бой безропотно, образцово выполняли боевые задачи и даже собственной грудью защищали командира. Следовательно, не все было так плохо... И в основном ребята шли на службу по призыву с желанием, а не с расчетом на денежное содержание. Увеличив денежное содержание контрактника до 15 тысяч рублей (чуть выше средней зарплаты по стране), мы решили бы проблему лишь наполовину. Контрактник смог бы прокормить, обуть - одеть семью. Вторая половина - жилищная... Мы питаем большие надежды, связанные с Федеральной программой, и все же, пока где-нибудь в Пензе воспитатель детского сада получает 5 тысяч рублей, а лейтенант - 7 тысяч, достичь желаемого уровня боеготовности не удастся.
     Идея перехода на контрактный способ комплектования стратегически правильная, и все же расчеты необходимо было подкрепить 3—5-летним опытом двух-трех контрактных соединений в средней полосе России. В таком важном деле нецелесообразно рубить сплеча. Ведь нельзя же сравнивать псковскую дивизию ВДВ, где лейтенант получает около 15 тысяч рублей, а контрактник - 10—11 тысяч, и обычную мотострелковую дивизию, денежное содержание в которой не может котироваться на рынке труда.
     Однако и рыночные рычаги не всегда эффективны. Когда командовал полком постоянной готовности в 201-й дивизии, контрактникам было проблематично уехать через три границы, и полк всегда был укомплектован не менее чем на 95%. В месяц отправлял в отпуск столько контрактников, сколько мне поставляли пополнения. Потому что знал: назад они не вернутся, несмотря на двойной оклад и выслугу «год за три». Люди всегда будут стремиться к чему-то лучшему.
     Сегодня дивизия переходит на контракт в более цивилизованном регионе. Кто же идет к нам служить? Зачастую далеко не лучшие люди страны, скрывающиеся от долгов или алиментов, не имеющие жилья, просто ищущие приключений. Конечно, идут и те, кто верит в программу. Их немного. Таким образом, приходящие на службу по контракту в большинстве своем - временщики.
     Заместитель командира дивизии по воспитательной работе полковник Сергей Шатковский дополняет:
     - Темпы контрактного строительства высоки, но недостаточны. Не хватает жилья и семейным контрактникам, и офицерам, проблемы которых на фоне перевода на контракт как-то немотивированно отодвинули на второй план. Очень туго с жильем в Волгоградском гарнизоне. И в ближайшее время планируется строительство лишь 170 квартир при дефиците более 500.
     От невеликого денежного содержания и отсутствия крыши над головой - большая текучесть кадров всех категорий. Возможно, следовало бы начать преобразования с офицерского состава и лишь потом «подтягивать» солдат и сержантов? А еще трудно заставить офицера в ущерб личному времени работать с контрактниками, которые устроены комфортнее, более защищены социально. Парадокс состоит в том, что солдат-контрактник обеспечен жильем. Ему созданы условия, о которых может только мечтать младший офицер. Все-таки костяк Вооруженных Сил - офицеры.
     
Борьба за второй контракт

     Качество комплектования зависит от степени экономического развития региона, уровня жизни, среднего заработка. Контрактник в Ханкале получает 23.000 рублей, поэтому особых проблем нет. В горной бригаде - 12.000 рублей, и это уже сумма «критическая». А в Волгограде - максимум 8.200 рублей, со всеми негативными для комплектования последствиями.
     И все же деньги - не панацея. В гвардейском соединении, базирующемся на территории Чеченской Республики, в 2007 учебном году значительный прирост правонарушений дали контрактники, не вернувшиеся из отпусков (на юридическом языке это «самовольное оставление части»). Напомню, не возвращаются военнослужащие, имеющие денежное содержание свыше 20 тысяч рублей в месяц(!).
     Ещё одна серьезная проблема - соблюдение правовых норм организации воинского труда. Пятая часть контрактников женаты. Это делает очень актуальным и чувствительным соблюдение регламента рабочего времени. Командование к этому стремится, однако установленных законом 42 рабочих часов в неделю недостаточно для решения поставленных задач. Даже в отпуск контрактников приходится отправлять чуть ли не повзводно. Для поддержания постоянной готовности. И все равно людей не хватает. Для подмены требуются батальоны обеспечения...
     С теми, кто все же подписал 2-й контракт, надо работать дальше. Заинтересовывая, к примеру, возможностью бесплатного получения среднего и высшего образования. Налаживая взаимодействие с руководителями образовательных учреждений и органов местного самоуправления. Как это сделали, к примеру, в одной из бригад спецназа на Юге России. Согласитесь, трудно представить, чтобы несколько десятков спецназовцев в дополнение к немаленькому очередному брали еще и два учебных отпуска в году, надолго отрываясь от постоянной готовности. Однако в бригаде скомплектована группа контрактников, желающих получить высшее образование, заключен договор с одним из московских вузов. Теперь преподаватели сами приезжают на сессию и принимают экзамены в расположении части. Подобную практику «примеряет» и окружная инженерно-саперная бригада. Чем хуже остальные? Новые проблемы требуют неординарных решений. Социальную защищенность контрактников надо постоянно подтверждать на деле и бороться за каждого.
     Опыт первопроходцев заслуживает особого внимания и оперативного государственного реагирования, эффективных компенсационных мер. Понятное желание «недорого» обойти жизненные реалии и при этом создать профессиональную армию приводит к низкой эффективности затрат, затрудняет переход количества контрактников в новое качество. Очевидно, оборона - не та сфера, где можно сэкономить на людях без ущерба для безопасности государства.

     На снимках: боевая учеба контрактников; «утренний развод» (общежитие для семейных контрактников в Камышине).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex