на главную страницу

29 Ноября 2007 года

История Отечества

Четверг

Его оружием было слово

Александр Константинов.



Михаил Иванович Бурцев. Это имя известно любому, кто хоть что-то слышал о спецпропаганде. Основатель службы, человек, беззаветно преданный своему делу, Бурцев прожил непростую, но яркую жизнь. Без преувеличения, стал образцом для тех, кто считает себя учеником этого талантливого организатора и большого мастера слова.

     Михаил Бурцев родился 100 лет тому назад, 29 ноября 1907 года, в селе Красный Куст Владимирской губернии. Его отец был одним из лучших гранильщиков на местном стекольном заводе. Подростком Миша Бурцев поступил на работу на отцовский завод. Начинал учеником шлифовщика, освоившись, трудился самостоятельно. Увлекся общественной работой, был назначен заведующим рабочим клубом. Тяга к знаниям привела его в Политико-просветительский институт имени Крупской в Ленинграде.
     В 1932 году после окончания института Михаила Бурцева призвали в Красную Армию и направили преподавателем в Военную академию механизации и моторизации. Потом была адъюнктура при Военно-политической академии, работа над диссертацией. Однако защищать ее не довелось. В июне 1939 года Бурцева направили на Халхин-Гол, где поручили создать при 57-м особом стрелковом корпусе сначала группу, а затем и отдел из людей, способных вести пропаганду на иностранных языках.
     На Халхин-Голе была написана первая листовка, хотя призвание к этому роду политической работы Михаил Иванович почувствовал не сразу. Подготовка пропагандистских документов оказалась делом непростым: на небольшом кусочке бумаги надо было уместить и информацию, и лозунг, и призыв, подкрепляя их вескими доводами, давая пищу для ума и сердца. По сути, слово надо было сделать оружием. Причем это оружие не должно было давать осечек. Иначе не только твоя работа, но и работа сотен других людей, от наборщика типографии до авиаторов, разбрасывающих листовки над окопами противника, пропадала бы даром.
     Под началом Бурцева работало около 50 человек, выпускались не только листовки, но и газеты, действовал звуковещательный отряд. По мере того как сотни солдат противника, предъявляя «листовки-пропуска», начали сдаваться в плен, стало ясно: спецпропаганда (а именно так стали называть работу среди войск и населения противника) дает плоды.
     На Халхин-Голе Михаил Бурцев был удостоен первой награды - медали «За отвагу». Здесь же, в монгольской степи, он получил серьезную контузию. Это случилось во время одной из поездок в район боевых действий, когда машину, на которой ехал Бурцев, стал преследовать японский самолет. Офицер успел выскочить из машины, когда японец уже сбросил бомбу...
     Однако это не помешало Михаилу Ивановичу в том же 1939-м направиться на новый фронт работы - начальником отделения спецпропаганды политотдела 13-й армии, которая действовала на Карельском перешейке, в самом центре советско-финляндского конфликта. После окончания боевых действий Бурцев вернулся в Москву с намерением продолжить преподавательскую работу. Однако тогдашний начальник Главного политического управления Л. Мехлис поручил ему создание службы спецпропаганды в масштабе всей Красной Армии. 12 октября 1940 года вышла соответствующая директива, и Бурцев возглавил отдел спецпропаганды ГлавПУРа.
     К началу войны органы спецпропаганды были сформированы. Через соответствующие трехмесячные курсы при ВПА им. Ленина прошло подавляющее большинство офицеров-спецпропагандистов из округов и флотов.
     В конце 1942 года Бурцев выехал на Сталинградский фронт для личного руководства спецпропагандистскими операциями на окруженную 6-ю армию Паулюса. Благодаря успешным действиям советских войск, а также эффективной пропаганде на войска противника группировка капитулировала. В плен сдалась 91 тысяча солдат и офицеров, среди которых было 22 генерала. Михаил Иванович тогда лично встречался с фельдмаршалом Паулюсом, много времени провел с ним в беседах, получая ценную информацию для дальнейшего использования в пропагандистской работе. Во многом именно эти беседы способствовали вовлечению Паулюса в деятельность комитета «Свободная Германия», ставившего своей целью свержение в Германии фашистского режима.
     Под Брянском Михаил Иванович попал под налет вражеской авиации. Осколком раздробило стопу, три месяца провел в госпитале. Затем снова вернулся в строй. В 1944-м получил звание генерал-майора, а его отдел в ГлавПУРе был преобразован в управление.
     За годы Великой Отечественной войны было издано более 20 тысяч наименований пропагандистских материалов общим тиражом свыше 3 миллиардов экземпляров. Многие тысячи военнослужащих противника под их воздействием добровольно сдались в плен.
     После победы в Европе Бурцев получил задачу организовать работу, направленную на личный состав японской армии в Маньчжурии. Результаты были очевидными: во время боев тысячи японских солдат бросали оружие и сдавались в плен.
     Кроме того, на освобожденных территориях, как в Европе, так и на Дальнем Востоке, была организована работа с местным населением.
     Почти 17 лет руководил службой спецпропаганды генерал-майор Бурцев. В 1956 году Михаил Иванович по инвалидности был уволен из армии. Он участвовал в работе многих общественных научно-исследовательских организаций. Вел активную деятельность в Центральном Доме Советской Армии.
     Среди трудов Бурцева довольно широкое признание нашла книга «Прозрение». При его участии был выпущен художественный фильм «Слушайте нас на той стороне», изданы сборники «Политработники на фронте» и «Особый фронт».
     Последние годы жизни Михаил Иванович провел в одиночестве. Он пережил жену, дочь, одного из сыновей, потерял многих близких ему людей, коллег. Сам мастер пропаганды прожил 95 лет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex