на главную страницу

6 Декабря 2007 года

Армия и общество

Четверг

ЗАЩИТА ГОСКОРПОРАЦИЙ – В ИХ СОБСТВЕННЫХ РУКАХ

Она требует создания системы управления рисками и единой страховой политики

Беседовал Андрей ГАРАВСКИЙ.



В последнее время наблюдается определенный интерес общества к вопросам создания в нашей стране госкорпораций, и в частности государственной корпорации «Ростехнологии», непосредственно связанной с работой отечественного оборонно-промышленного комплекса. Страховое открытое акционерное общество «Русский Страховой Центр» на протяжении 15 лет является одним из ведущих операторов на рынке страхования предприятий ОПК и военно-технического сотрудничества, и мы попросили прокомментировать тему госкорпораций эксперта, председателя правления РСЦ, кандидата экономических наук Дмитрия Александровича Извекова.

     - Дмитрий Александрович, в России существуют различные организационные формы предприятий - ФГУП, ОАО и т.д. Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость создания совершенно новой организационной формы - госкорпорации? В чем ее особенности и преимущества?
     - Для понимания ситуации, сложившейся в экономике современной России, и в частности в машиностроении, необходимо понять ее историю. Благодаря созданной за годы строительства Советского Союза экономики и промышленности, отличающейся четким планированием и жесткой дисциплиной, мы на протяжении десятилетий могли удерживать военно-политический паритет с развитыми капиталистическими странами. И всегда существовала одна из отраслей экономики, которая не могла и не должна была отставать от мировых достижений, от высот развития технической мысли, - это оборонно-промышленный комплекс.
     ОПК в течение всего времени пользовался повышенным вниманием государства, и в него осуществлялось максимально возможное и необходимое инвестирование. Оборонные предприятия и ОПК в целом в СССР никогда не испытывали нужды ни в финансах, ни в кадрах, ни во внимании руководителей государства. Поэтому именно ОПК традиционно являлся в нашей стране той конкурентоспособной средой, которая по своей мощи и амбициям наиболее соответствовала мировому уровню. На генетическом уровне в стране было заложено понимание того, что ОПК не должен отставать, не может отставать и просто-напросто не имеет права отставать. Мы всегда в этой области экономики должны быть немного впереди других.
     Соответственно исторически в период СССР ОПК при наличии постоянного внимания руководства страны и всех необходимых инвестиций стал одним из мощнейших в мире как по качеству, так и по количеству производимых вооружений. Он обладал высочайшей конкурентоспособностью в мире по тактико-техническим характеристикам производимой продукции, ее поражающей силе, стоимости, способности решать поставленные задачи.
     В период развала Советского Союза и перестройки экономики произошла трагическая история с грабительской приватизацией и разбазариванием отечественного ОПК. Государство фактически отстранилось от собственной промышленности в связи с отсутствием необходимых ресурсов и неспособностью контролировать ситуацию в целом.
     В середине 90-х годов, в период выживания экономики, ОПК стал «дышать» за счет внешних заказов и продажи оружия за рубеж. Только это и спасло его в то непростое время. Это была временная передышка, вливание физиологического раствора в стареющий организм.
     Но время идет неумолимо. Происходит износ парка оборудования, устаревание технологий, не возобновляются высокопрофессиональные кадры.
     В настоящее время, наладив активную работу на внешнем рынке, мы нагружаем ОПК той работой, с которой он вследствие морального и физического износа уже зачастую не справляется. Механизм привлечения заказов стал гораздо совершеннее и работает намного лучше, чем раньше. А механизм производства устарел, стареет, продолжает стареть и уже не в состоянии угнаться за растущим спросом. Авторитет российского вооружения на внешних рынках растет за счет развития военно-технического сотрудничества, активной работы Рособоронэкспорта, за счет поддержки этого направления Президентом страны, а ОПК не тянет решение задач по ряду объективных причин.
     Таким образом, назрела насущная необходимость срочного изменения сложившейся ситуации и именно создания в отрасли нового структурного объединения - госкорпорации, которая объединит в себе государственный ресурс в виде его всемерной поддержки, мощи его аппарата и активную часть существующей в настоящее время производственной структуры, которая имеет боеготовность. Я имею в виду и ту команду профессионалов, которая успешно разработала, развила и реализует в России программу военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
     С созданием госкорпорации профессионалам дали возможность управления государственными активами в части ОПК. Команде, которая сумела на практике показать и доказать свою эффективность, дали возможность объединить их активные возможности и сохранившийся потенциал отечественного ОПК для того, чтобы реструктуризировать существующую промышленность, в том числе и за счет привлечения инвестиций. Госкорпорация «Ростехнологии», по словам ее директора Сергея Чемезова, призвана «не подменять, ни тем более ограничивать частный капитал, а создать максимально благоприятные условия для развития инвестиционных возможностей, привлекательных для частного капитала. Это один из государственных инструментов по преодолению многолетней тенденции утечки капитала из экономики страны, по созданию благоприятной атмосферы для возвращения в страну накопленных здесь средств, в том числе и из дальнего зарубежья».
     Основная ставка делается на то, что необходимые для развития отрасли средства должны пойти из наших активов, которые в смутное время были выведены за границу. Соответственно необходимо создать эффективное сочетание имеющегося старого базиса, нового инвестиционного процесса, как частного, так и государственного, и все это многократно умноженное на профессиональную команду. Эта команда должна пользоваться поддержкой государства и его лидеров. При этом условии будет получен тот эффект, который необходимо получить. Без этих усилий современные частные владельцы предприятий не пойдут на сотрудничество с вновь созданной структурой, а наоборот, снесут существующие нерентабельные заводы и на их месте построят коммерческое жилье.
     Нет иного выхода и способа поднять ОПК. Следовательно, создание госкорпорации - единственный правильный в сегодняшней российской исторической ситуации выход в решении вопроса возрождения высокотехнологичной российской экономики, а ОПК и высокие технологии традиционно неразделимы и являются по сути синонимами.
     У России традиционно есть мировая конкурентоспособность в ОПК и космосе, не считая балета и фигурного катания. Сегодня крайне необходимо отдать этот важнейший участок работы в руки тем, кто сможет, объединив ресурсы существующего ОПК с государственными и частными инвестициями, вывести нашу экономику на достойный высокий мировой уровень.
     - Что необходимо, на ваш взгляд, для успешной работы новой структуры?
     - Рост мировой конкуренции в области высоких технологий требует создания в России финансового блока, соответствующего уровню мирового рынка.
     Неизмеримое увеличение объемов производства требует соответствующего увеличения объемов и нового качества финансовой защиты этого производства. Есть ли в настоящее время в России рынок финансовой защиты таких объемов? На мой взгляд, нет... Эту сложнейшую задачу по формированию рынка, способного защитить инвестиционный процесс, необходимо формулировать уже сейчас. И финансисты должны уже сейчас задумываться об этом и на уровне отдельно взятой корпорации, и на уровне всей страны. Любые действия по капитализации, любые инвестиции, переоснащение производства, лизинговые операции, реконструкции, любой контракт, и внешнеторговый, и внутренний, требуют механизма надежной экономической защиты. Если не создать этот собственный механизм сегодня для корпорации, для страны, то его создаст кто-то другой и нам неизбежно придется в будущем за него заплатить.
     Госкорпорация нуждается в ежечасном сопровождении со стороны финансового рынка и действующих на нем финансовых институтов. Капитализация потребует финансовой защиты на качественно новом уровне. Нужна инфраструктура рынка, которая будет в состоянии взять на свое удержание огромные суммы ответственности, и взять их именно внутри страны, не дав им утечь через границы за рубеж... Капитализация процессов производства неизбежно влечет за собой капитализацию финансового рынка. При этом это должна быть полная система финансовой защиты как внутри корпорации, так и вовне - кооперационных и международных связей, ответственности перед собственным государством.
     Задача возрождения отечественной высокотехнологической промышленности может быть решена только в том случае, если в нашей стране будет создан соответствующий финансовый рынок. Этот рынок, и в частности страховой, по своей емкости, квалификации, сложности задач должен полностью соответствовать тому, что будет происходить в экономике страны. Дело в том, что любую задачу можно решать по-разному. Можно ограничиться формальной подготовкой программы по риск-менеджменту, принять ее на совете директоров в качестве формального документа и положить на полку. При этом все дальнейшие события по строительству нового механизма будут происходить из соображений технической или политической целесообразности. На самом деле любой организм, тем более такой крупный, как госкорпорация, уже в своем изначальном виде должен содержать элементы заложенного иммунитета к тем рискам, которые будут возникать в процессе его развития.
     Любой организм болеет. Но если нет врожденного иммунитета и если ему не дают необходимые лекарства, то он с очень высокой вероятностью погибнет. Если следовать этой аналогии, то врожденный иммунитет - это система управления рисками, а необходимые лекарства - страхование. Только в том случае, когда каждое управленческое решение содержит требования к экономической безопасности, можно гарантировать успех.
     - Как можно обеспечить экономическую безопасность работы госкорпораций?
     - В ходе работы по созданию госкорпорации несомненно первейшим требованием времени является создание системы управления рисками. Системы, сведенной воедино, на уровне собственно корпорации, а не по отдельным предприятиям, лоббирующим интересы отдельных собственников, а то и просто конкретных лиц.
     При этом созданная система не должна лоббировать и создавать преференции для той или иной структуры, например страховой компании. Несомненно, к данной работе могут быть привлечены несколько, а то и десятки страховых компаний, обеспечивающих покрытие рисков. Со временем произойдут процессы, которые позволят ограничиться несколькими крупными страховыми ресурсами. Но самое главное, повторю, что должно быть изначально заложено в работе любой госкорпорации, - это система управления рисками, корректирующаяся в соответствии с развитием госкорпорации, централизованное понимание важности этой задачи у руководства госкорпорации, единая ценовая и рисковая политика.
     Не забывайте о том, что невозможны инвестиции ни государственные, ни частные без гарантий возврата денег инвесторам. Соответственно, если мы говорим о капитализации, репатриации средств из-за границы и создании комфортных условий для привлечения этих денег, то мы должны обеспечить соответствующее страховое покрытие. Или инвестор придет уже со своей страховой компанией, которая будет работать на экономику другой страны. Не нужно бояться говорить о возрождении национального финансового достоинства и доброго имени российских финансистов параллельно с принимаемыми государством решениями о возрождении отечественной промышленности. Создаваемые сегодня крупные программы по экономической защите гособоронзаказа и ВТС являются только элементами той большой работы, которую еще предстоит сделать. Почему на российском банковском и страховом рынках только единичные компании имеют международный рейтинг? Почему до сих пор по отношению к российским финансистам, которые не менее ответственны и порядочны перед своими клиентами, среди мирового финансового сообщества скользят усмешки и недоверие? Да потому, что амбиции наших финансистов не подтверждены реальной экономической базой. За ними не стоят экономические активы и промышленность, которые подпирают финансовую систему любой страны.
     Поэтому и такое отношение. Здесь нет вины отечественных банкиров, потому что любая стоимость экономики создается «на земле» в виде промышленных активов, продукции, контрактов и влияния на мировую экономику. А влияние на мировую экономику невозможно без наличия развитой промышленности. Банкиры без промышленности не будут пользоваться весом, так как ни сами они, ни их обещания не подкреплены экономической базой и не могут влиять на мир.
     Возвращаясь к теме госкорпораций, подчеркну еще раз, что наш финансовый рынок должен и обязан находиться в одной лодке с промышленностью. Тогда неизбежно будет успех. Иначе мы будем продолжать поставку сырья, продолжать быть поставщиками рисков на западный рынок, в том числе и через перестрахование. А риски, отданные в перестрахование, - это тоже сырье. Это снова вывод денег из экономики страны за рубеж, так как нет сегодня в России реального базиса, нет достаточной капитализации. Деньги должны быть вложены в реальные процессы! Госкорпорация - это реальная возможность привлечения инвестиций.
     Процесс создания госкорпораций - объективный экономический процесс, единственно правильный на сегодняшний момент. Единственно верный шаг к тому, чтобы создать в России высокотехнологичную промышленность, соответствующую мировому уровню.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex