на главную страницу

6 Декабря 2007 года

Пропали без вести

Четверг

В нашей памяти – навсегда

Суворовец Тверского суворовского военного училища Александр СОЛОВОВ, подполковник юстиции Семен СОЛОВОВ.



     Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Что-то уже забылось вместе с ушедшими из жизни свидетелями тех событий. Но память неизменно встает перед нами жестким укором, не дающим спокойно жить. Она заставляет нас искать и надеяться.
     «Пропал без вести»... Эти три скорбные слова отняли у многих из нас возможность просто прийти и поклониться если уж не праху, то хотя бы тем местам, где ступала нога близкого человека, который отдал свою жизнь за наше будущее.
     В нашей семье в годы Великой Отечественной войны пропали без вести два человека. Один из них - дядя Котов Иван Дмитриевич. Спасибо за самоотверженную и добросовестную работу сотрудникам Центрального архива Минобороны РФ. Благодаря им мы, потомки фронтовика, смогли приоткрыть завесу забвения о прошлом дорогого нам человека.
     В ходе изучения архивных материалов, которые были предоставлены ахивом, стало известно, что последнее письмо красноармейца Котова было отправлено 10 августа 1941 года. Обратный адрес был указан: 1-я стрелковая рота 1-го стрелкового батальона 19-го Краснознаменного стрелкового полка 90-й Краснознаменной стрелковой дивизии. Начало войны дивизия встретила в Прибалтике, затем с боями отступала, несла большие потери. В середине июля 1941 года в городе Волосово Ленинградской области она находилась на переформировании, пополнилась добровольцами и народными ополченцами, выдвинулась на Лужский рубеж. 23 июля 19-й ксп прибыл в село Красный Маяк, занял оборону по линии Тихоловское — Гостятино – Лемовжа. 24 июля подразделения полка вступили в боестолкновение с немецкими мотоциклистами 2 августа 5-я рота занимает высоту 52,7, 6 августа — боестолкновение у деревни Изори, враг отброшен от позиций полка. 8 августа гитлеровцы прорывают оборону на стыке 173-го и 268-го полка 90-й ксд. 9 августа 19-й ксп сосредотачивается и занимает оборону в 2,5 км от занятой врагом деревни Ганьково.
     Вот все, что известно по архивным документам о событиях того жаркого августа 1941 года. Но на наше счастье служил на должности инструктора пропаганды 19-го ксп младший политрук Иванов Михаил Павлович. Он вел дневник. Его записи легли в исторический формуляр полка за эти дни. Вот только несколько выдержек из дневника.
     «8 августа 1941 г. В 8 ч. 15 м. Противник повел артподготовку, направив огонь по соседнему с нами 173-му Краснознаменному стрелковому полку.
     В течение часа не смолкала канонада, после которой противник силою 10 танков в сопровождении пехоты пошел в наступление на район 1-го и 2-го батальонов 19-го ксп.
     Встреченный сильным артогнем и наскочив на минное поле, противник отошел и, обойдя 19-й ксп, повел наступление на оборону соседнего 173-го ксп. Нашему полку приказано оборонять свой участок.
     К концу дня из штаба дивизии сообщили, что 173-й полк вместе с 268-м полком отошел на Пелеши и Устье.
     Командир 19-го ксп подполковник Хаецкий, оценив создавшееся положение и учитывая, что дороги, идущие на Волосово, остались без прикрытия, принял решение отвести полк ко второму рубежу обороны.
     Оставив 1-й батальон для прикрытия, полк ночью под проливным дождем двинулся по разбитой лесной дороге на новый рубеж, взяв всю материальную часть, артиллерию, снаряжение и боеприпасы.
     Заняв новые позиции в двух километрах от захваченной противником деревни Ганьково, полк приступил к окопным работам.
     9 августа в 17.00 в расположение полка прибыл делегат связи из штаба дивизии. Он доставил полку приказ наступать на деревню Ганьково, служащую заслоном немецким частям, наступающим по Волховскому шоссе.
     10 августа в 8.00 началась артиллерийская подготовка. Подготовка слабая, так как подвоз снарядов затруднен.
     Развернувшись в боевой порядок, подразделения полка пошли в наступление на Ганьково с двух сторон. Первому батальону ставится задача направить свой удар на высоту 81,3.
     Успех 1-го батальона оказался не поддержанным 2-м батальоном (командир капитан Рожковский) и артиллерией. Участвующие в бою подразделения 173-го ксп застряли в болоте. Командир полка приказывает отойти на исходное положение. В этом бою полк потерял около 100 человек убитыми и ранеными.
     Это было первое наступление на Ганьково. Оно не увенчалось успехом в силу оппозиционных преимуществ противника, занявшего командные высоты, и наличия у врага значительных танковых соединений. Однако наступление явилось для 19-го ксп своеобразной разведкой боем, позволявшей выявить силы противника и его огневые точки.
     12 августа в расположение полка, проводившего оборонительные работы, прибыл комиссар дивизии полковой комиссар Семагин с приказом вновь наступать на д. Ганьково.
     Для захвата Ганьково создается специальная ударная группа в составе 2-й роты, усиленной ручными и станковыми пулеметами. Группе придается взвод связи. Командиром группы назначается лейтенант Шадрин...
     Подполковник Хаецкий в 4.00 повел наступление остальными силами полка вместе с батальоном войск НКВД.
     Первому батальону (командир батальона лейтенант С.Ф. Федоров, начальник штаба лейтенант Е.В. Севастьянов) была поставлена задача овладеть у деревни высотой 81,3. Второй батальон (командир батальона капитан И.К. Рожковский) должен был наступать на деревню правее первого. Ударная группа лейтенанта Шадрина присоединена к 1-му батальону.
     Отсутствие необходимого количества снарядов не дало возможности предпослать наступлению достаточно сильной артподготовки.
     В 7.40 батальон мелким группами стал продвигаться вперед, преодолевая ураганный огонь врага. В 8.20 вторая рота батальона ворвалась на высоту 81,3, атаковала батарею (5 орудий) противника и развернула бои в окопах врага. Впереди роты с призывом: «За Родину! За Сталина!» бесстрашно шел ее командир лейтенант И.С. Боровихин.
     Успех первого и второго батальонов не был своевременно поддержан вошедшим в состав подразделений полка батальоном войск НКВД, двигавшимся нерешительно и преждевременно израсходовавшим свои боеприпасы. Поэтому, нанеся противнику большой урон, полк все же вынужден был отойти на исходные рубежи.
     В процессе боя обнаружился ряд серьезных тактических промахов и недостатков: нечетко работали связь и связные, плохо были организованы наблюдение и разведка на поле боя. Кроме того, бой показал, что наши ротные минометчики плохо владеют своим грозным оружием...»

     Таковы кровавые реалии того времени. Этот дневник помог нам представить последний бой нашего дяди-красноармейца 19-го Краснознаменного стрелкового полка 90-й стрелковой дивизии И.Д. Котова. Мы побывали на высоте 81,3 у уже не существующей деревни Ганьково, своими руками сделали и поставили на высотке деревянный крест с памятной доской, поклонились праху всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Они сложили свои головы ради нашего настоящего. Пусть каждый из нас постарается и сделает все возможное ради будущего.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex