на главную страницу

12 Декабря 2007 года

Гоеполитика

Среда

МАЗы плывут через океан

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     ПРЕЗИДЕНТ БЕЛОРУССИИ Александр Лукашенко совершил на прошлой неделе официальный визит в Венесуэлу. В преддверии поездки пресс-служба главы белорусского государства распространила сообщение, в котором приводятся его слова: «Наша страна должна расширять присутствие в Венесуэле, наращивать всесторонние связи. Важность венесуэльского вектора внешней политики заключается в первую очередь в том, что он позволяет Белоруссии укрепить свои позиции в латиноамериканском регионе».
     Минск не ограничивается политическим взаимодействием с Венесуэлой и стремится дополнить его сотрудничеством в торгово-экономической, научно-технической и военно-технической сферах. Эта латиноамериканская страна, богатая углеводородным сырьем, важна для Белоруссии прежде всего как экономический партнер, способный помочь республике выжить в ситуации, когда и США, и Евросоюз заинтересованы в смене власти в Минске. Впрочем, не меньшее давление испытывает и Социалистическая Боливарианская Республика Венесуэла - так именуется это латиноамериканское государство.
     Визит Лукашенко почти совпал по времени с подведением итогов референдума в Венесуэле, на котором Уго Чавес, намеренный построить в своей стране «социализм XXI века», попытался получить одобрение предложенных им поправок к конституции. Речь шла о снятии ограничений на срок пребывания президента у власти и отмене автономии Центрального банка, финансовая политика которого фактически неподконтрольна исполнительной власти. В социальной сфере предлагалось установить 6-часовой рабочий день и 36-часовую рабочую неделю. Поправки предусматривали, кроме того, расширение полномочий президента в периоды стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также наделение его правом назначать глав местных администраций вместо их избрания.
     В соответствии с нынешней конституцией Чавесу придется сложить полномочия в конце 2012 года. Но он хотел бы оставаться во главе государства как можно дольше, о чем не раз заявлял публично. Накануне самого референдума Чавес откровенно сказал, что «если Бог даст мне жизнь и окажет помощь, то я останусь главой государства до 2050 года». К тому времени ему исполнилось бы 95 лет.
     Разумеется, это не устраивало Вашингтон, который видит в Чавесе неуправляемого «смутьяна», который «мутит воду» в Латинской Америке и является наряду с президентом Ирана центром притяжения радикальных антиамериканских сил на международной арене. Поэтому американцы приложили максимум усилий, чтобы Чавес потерпел на референдуме поражение. Этому способствовало и то, что нынешний президент Венесуэлы, что бы ни говорили о нем его противники, привержен демократическим принципам, и оппозиция чувствует себя в стране весьма комфортно. Само голосование, организованное
     2 декабря на 33 тыс. избирательных участков (порядок и безопасность на них обеспечивали более 145 тыс. военнослужащих), прошло довольно свободно и честно, без явного использования пресловутого административного ресурса. Оппозиционеры имели свободный доступ к средствам массовой информации.
     Итоги референдума оказались для Чавеса неутешительными: против внесения поправок в конституцию выступили 50,7 процента избирателей, принявших участие в голосовании. И надо отдать должное венесуэльскому лидеру (Чавес, напомним, бывший офицер воздушно-десантных войск) - он спокойно и с достоинством принял свое поражение. «Я уважаю выбор венесуэльского народа и спокойно отношусь к результатам голосования и призываю своих сторонников воспринять это достойным образом», - сказал он на пресс-конференции.
     ПОРАЖЕНИЕУго Чавеса, как считают многие аналитики, носит тактический характер, так как его позиции в обществе по-прежнему весьма прочны. Среди бедных слоев населения социальные программы Чавеса, особенно в сферах здравоохранения и образования, весьма популярны. И ничто не мешает ему через пару лет вынести эти же поправки на новый референдум, тем более что высокие цены на нефть гарантируют новые миллиарды «нефтедолларов», которые наверняка будут использованы для инвестиций в промышленность и решение социальных проблем населения, бедные слои которого пока еще испытывают нехватку таких продуктов, как молоко, яйца, сахар.
     Немаловажно и то, что вооруженные силы также на стороне главы государства. А в Латинской Америке армия традиционно играет важную роль в жизни общества. Чавес за время своего правления многое сделал для модернизации вооруженных сил, укрепления их боевого потенциала. Значительный вклад в техническое переоснащение венесуэльской армии вносит российский оборонно-промышленный комплекс. Как уже сообщалось в СМИ, Венесуэла закупила в России 24 истребителя Су-30, 53 военных вертолета и 100 тысяч автоматов Калашникова. Возможно, что Венесуэла пополнит также свой военный потенциал зенитно-ракетными комплексами и дизельными подводными лодками. Недавно было объявлено о планах ВВС республики приобрести в России еще 12 военных самолетов, в том числе транспортные Ил-76 и заправщики Ил-78.
     Развиваются военно-технические связи Венесуэлы и с Белоруссией, в которой с советских времен остается промышленный потенциал на довольно высоком научно-техническом уровне. Ее возможности в сфере промышленности и новых технологий была призвана продемонстрировать Национальная выставка Белоруссии в Каракасе, в церемонии открытия которой на прошлой неделе приняли участие Уго Чавес и Александр Лукашенко. Образцы продукции 216 белорусских предприятий дали представление об экспортных возможностях этого восточноевропейского государства. И, что характерно, на все товары, представленные на выставке, уже заключены контракты с венесуэльской стороной.
     Сотрудничество между Каракасом и Минском имеет устойчивую тенденцию к расширению, чему способствуют не в последнюю очередь личные контакты Чавеса и Лукашенко (визит Лукашенко в Каракас — это уже четвертая встреча глав Белоруссии и Венесуэлы, начиная с июля 2006 года). Поначалу белорусский экспорт в Венесуэлу был представлен в основном калийными удобрениями. С прошлого года в эту латиноамериканскую страну стали экспортироваться автомобили и тракторы. В настоящее время реализуется ряд совместных торгово-экономических проектов, в числе которых - создание белорусско-венесуэльских предприятий по сейсморазведке и добыче нефти, по производству стройматериалов. Начаты поставки в Венесуэлу белорусской сельскохозяйственной, дорожно-строительной, бытовой техники и создание сборочных производств таких крупных предприятий, как Минский тракторный завод, Минский и Белорусский автомобильные заводы. Белорусские специалисты осуществляют проектирование жилых районов в Венесуэле. Рассматривается вопрос и об участии белорусов в газификации населенных пунктов этой страны.
     Открытие Национальной выставки Белоруссии и стало наглядной демонстрацией сближения Каракаса и Минска. Перед телекамерами многочисленных журналистов президенты двух государств поднялись на мощный самосвал БелАЗа. Бывший десантник Чавес сам сел за штурвал многотонной машины и провез белорусского президента и сопровождавших его лиц по территории, прилегающей к экспозиции. Взаимная симпатия лидеров Венесуэлы и Белоруссии, их готовность к взаимной поддержке проистекает во многом из схожести взглядов на мировую политику и необходимости искать союзников перед лицом политического и экономического давления со стороны США.
     

Наша справка. Солидарность двух стран, в частности, проявилась в тяжелой для Минска ситуации лета этого года, когда встал вопрос о выплате «Газпрому» долга в размере 456 млн. долларов США. Повышение цен на газ и переход на новые условия поставки нефти из РФ обошлись белорусской экономике, по некоторым оценкам, более чем в 5 млрд. долларов. Правительству пришлось задействовать средства из весьма небольшого резервного фонда. Тогда и стало известно, что 500 млн. долларов сроком на 15 лет под на 3 процента годовых Минску предложила Венесуэла. В конечном счете Белоруссия нашла средства в Китае, Японии и на Западе - как сказал А. Лукашенко, «на очень выгодных условиях».


     ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС белорусской стороны вызывает венесуэльская нефть. Для бедной энергоресурсами страны это больной вопрос. Один из путей его решения Минск видит в организации добычи энергоресурсов в ряде дружественных стран. Выступая в ноябре на первом съезде ученых Белоруссии, Лукашенко заявил: «У нас налажены дружественные отношения со странами, обладающими большими запасами нефти и газа. Речь идет о Венесуэле, Иране, Азербайджане, думаю, и с Россией мы сумеем договориться». По его словам, руководство Венесуэлы, Ирана и Азербайджана «готово на всестороннее экономическое сотрудничество», и поэтому особенно важны «предложения по совместной разработке месторождений и переработке углеводородного сырья как для собственных нужд, так и для последующей продажи на мировом рынке».
     На отведенных белорусам в Венесуэле месторождениях уже проведены разведывательные работы, и совместное белорусско-венесуэльское предприятие уже приступило к добыче нефти на венесуэльской земле. Чавес весьма благосклонен к белорусскому стремлению обрести собственную нефть. «У нас проблемы с энергетическими ресурсами, - говорил по этому поводу Александр Лукашенко. - Мой друг Чавес сказал, что мы можем добывать нефть на тех же условиях, что и другие государства, но опираясь при этом на расположение венесуэльцев».
     Очевидно, что нефть, добытая белорусами в Венесуэле и Иране, будет продаваться в основном на мировом рынке, а полученные средства будут использоваться для закупки энергоресурсов в Европе, в том числе в России. Белорусов в этой связи беспокоит рост цен на природный газ, который они исторически получают из России. Переговоры с «Газпромом» последние годы протекают для Минска весьма непросто, так как происходит естественное столкновение финансовых интересов хозяйствующих субъектов двух стран. Покупка дешевого газа выгодна для белорусских предприятий, которым важно поддерживать конкурентоспособность своей продукции на европейском рынке (их европейским конкурентам «голубое топливо» обходится значительно дороже - до 300 долларов за одну тысячу кубометров).
     

Наша справка. Потребность Белоруссии в природном газе в 2008 году оценивается в 21,5 млрд. кубометров. По последним данным, в 2008 г. Белоруссии придется платить за газ, поставляемый «Газпромом», около 125 долларов за тысячу кубометров. Об этом заявил заместитель главы Минпромэнерго России Иван Матеров. Ранее некоторые информационные агентства утверждали, что цена может составить до 165 долларов, а сами белорусские представители называли желательной цену в 119 долларов. В 2006 г. Белоруссия покупала у «Газпрома» газ по 46,67 доллара за тысячу кубометров, а в 2007 г. цена возросла до 100 долларов.


     Уникальность ситуации для Белоруссии, кстати, хорошо понимает Александр Лукашенко. На недавнем совещании с руководящими работниками в Минске он подчеркнул, что сегодня Белоруссии необходимо воспользоваться преимуществами, в числе которых невысокая цена на газ, а также наличие в стране дешевой рабочей силы: «Сегодня Россия продает газ на границе с Германией по 270 — 300 долларов за тысячу кубометров, а у нас эта цена составляет 100 долларов. Пусть будет даже 110 — 120, но не 300 же. И это наше преимущество».
     «Бог нам помог, что подскочили цены на традиционную белорусскую продукцию сельского хозяйства, - отметил также белорусский лидер. - У нас достаточно сельскохозяйственного сырья, и нам необходимо уметь качественно его переработать и получить конкурентоспособную продукцию». «Мы сегодня оказались между двумя мировыми полюсами - задыхающейся от денег Россией и с другой стороны - богатой Европой», - пояснил Лукашенко.
     В МИНСКЕ, судя по всему, понимают, что плыть против течения в мировой экономике бессмысленно, и республике придется вступать в ВТО, нравится эта организация или нет. Александр Лукашенко поэтому жестко ставит вопрос перед правительством о необходимости для Белоруссии отвечать требованиям мировых стандартов: «Рано или поздно мы вступим в ВТО, и нам надо через несколько лет отойти от льготирования предприятий, что должно произойти через 5 — 7 лет, а затем влиться в конкуренцию мирового масштаба». По его выражению, Белоруссия пока еще не в ВТО, но фактически уже сегодня работает в условиях организации.
     Однако сохранить нынешние довольно высокие темпы экономического развития и гарантировать социальную стабильность властям республики будет весьма сложно. В настоящее время США пытаются затруднить Белоруссии реализацию на мировом рынке нефти, которая окажется в распоряжении республики в результате сотрудничества с Венесуэлой. Для белорусов было бы предпочтительнее реализовать ее в США, куда идет значительная часть венесуэльской нефти (Венесуэла - четвертый по объему поставщик нефти для сверхдержавы).
     Еще в прошлом году белорусы открыли в США представительство концерна «Белнефтехим», но накануне начала работы белорусско-венесуэльского нефтедобывающего предприятия министерство финансов США объявило, что заблокирует счета «Белнефтехима» на территории страны, а также запретит американским предприятиям ведение дел с белорусским концерном и его дочерними структурами по всему миру. Теперь Минску придется, видимо, искать иного покупателя.
     Не так все просто с природным газом. Не утомляя читателя деталями сложного механизма установления цены на «голубое топливо» в Европе, отметим только, что согласно пятилетнему соглашению с 2008 года цена газа будет определяться по формуле, привязанной к стоимости нефтепродуктов на европейском рынке за вычетом транспортных расходов и не взимаемых при экспорте в Белоруссию пошлин (при этом до 2011 года к конечной цене будут применяться скидки: 2008 г. - 33 процента, 2009 г. - 20 процентов, 2010 г. - 10 процентов). Как отмечают экономические эксперты, базовой для расчета белорусской цены будет стоимость российского «голубого топлива» в Польше с ежеквартальной корректировкой. Таким образом, цена для Минска может меняться в течение года. Аналитики, кстати, ведут речь о том, что полякам в 2008 году придется платить за газ в пределах 300 - 350 долларов. Это, отметим, чисто арифметика экономики, но есть еще алгебра политики, и многое, видимо, будет зависеть от дальнейшего развития российско-белорусских отношений.
     Их перспективы прояснит отчасти намеченное на 14 декабря заседание Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии. Его проведению предшествовали появившиеся на прошлой неделе сенсационные сообщения о возможности подписания Конституционного акта и распределения полномочий в Союзном государстве. Но их опровергли и в Минске, и в Москве, где они были названы «спекулятивными фантазиями». Лидер «Единой России» Борис Грызлов заявил, что дата подписания Конституционного акта о создании Союзного государства еще не определена и утверждение документа в ходе визита В.В. Путина в Минск в середине декабря не планируется. Что касается вопроса о президенте Союзного государства, то это, как сказал Грызлов, «вопрос конституционного акта Союзного государства». Будущий президент Союзного государства России и Белоруссии не будет избираться прямым голосованием граждан обоих государств, и конкретный механизм его избрания будет прописан в конституционном акте.
     БЕЛОРУССКОЙ стороне приходится выстраивать свою экономическую стратегию, в том числе в энергетической сфере, в нынешней системе политических координат. С учетом опыта последних лет Белоруссия предусматривает создание долгосрочных резервов природного газа и нефти, позволяющих в случае необходимости обеспечивать нормальное функционирование экономики в течение длительного периода (в США такой резерв рассчитан почти на 100 суток, в Европе - на 90 суток).
     Ученые в Минске предполагают также увеличить долю местных энергоресурсов - торфа, древесины, а в будущем - сланцев и бурых углей. Повысится роль альтернативных источников энергии (воды, ветра, солнца). Согласно утвержденной осенью с.г. концепции энергетической безопасности до 2020 года доля газа должна быть снижена в топливно-энергетическом балансе до 50 процентов, а доля местных видов топлива - возрасти до 30 процентов.
     Прорабатывается также вопрос о возможном строительстве в Белоруссии собственной АЭС. Как отметил Александр Лукашенко в своем послании, «в условиях отсутствия своих энергоресурсов и, как следствие, обременительной зависимости от других стран вопрос о создании собственной ядерной энергетики становится одной из гарантий национальной безопасности страны и обеспечения ее энергией».
     В заключение следует отметить, что в Минске настроены весьма реалистично. Проекты развития экономического сотрудничества с Венесуэлой и Ираном при всей их перспективности не могут заменить многосторонних связей с Россией, складывавшихся столетиями. Поэтому именно Россия остается основным приоритетом внешней политики Белоруссии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex