на главную страницу

19 Декабря 2007 года

Армия и общество

Среда

«Флот возвращается в традиционные районы национальных интересов»

На вопросы «Красной звезды» отвечает командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов

Сергей Васильев, «Красная звезда».
Фото автора.
Борт ТАВКР «Адмирал Флота
Советского Союза Кузнецов».



     Поход корабельной ударной группы Северного флота в настоящее время проходит под флагом командующего Северным флотом, который находится на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В этом походе принимает участие и корреспондент «Красной звезды» капитан 2 ранга Сергей Васильев.
     - Товарищ командующий, не секрет, что Северный флот традиционно считают наиболее мощным в оснащении вооружением и военной техникой. Отсюда и ответственные, а порою уникальные задачи, которые ставят перед североморцами. Вероятно, поэтому флотские командно-штабные учения, в первую очередь оперативного уровня, проводят исключительно как двусторонние. В нынешнем походе корабельная ударная группа (КУГ) Северного флота станет на практике отрабатывать эту модель боевой учебы?
     - Уже два года североморцы, проводя сбор-походы кораблей и выполняя различные боевые упражнения, заканчивают учебный год проведением двусторонних командно-штабных учений. Это достаточно сложные в подготовке, управлении и выполнении мероприятия. Однако, с другой стороны, они наиболее показательные в плане проверки готовности сил и органов военного управления к отработке свойственных им задач. Такие учения способствуют не только практической подготовке командиров и начальников управлять флотскими силами по букве действующих документов, но и, что очень важно, заставляют их проявлять инициативу, правильно оценивать непрерывно меняющуюся обстановку.
     


     
Визитная карточка

     

     Вице-адмирал Николай Михайлович Максимов родился 15 мая 1956 года. В 1973 году окончил Ленинградское нахимовское военно-морское училище. В 1978 году - Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. С 1978 по 1998 год на Северном флоте прошел служебный путь от командира группы управления ракетной боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения до командира дивизии РПКСН.
     В 1985 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ. В 1995 году - Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова с отличием. В 2000 году - Военную академию Генерального штаба с золотой медалью.
     До 2001 года Максимов был заместителем командира 7-й оперативной эскадры надводных кораблей Северного флота. С 2001 по 2003 год - начальник штаба 3-й флотилии атомных подводных лодок СФ. С 2003 по 2005 год - командир эскадры АПЛ Северного флота. В течение последующих двух лет - заместитель командующего Северным флотом.
     С 19 ноября 2007 года вице-адмирал Николай Максимов - командующий Северным флотом.
     Участник двадцати дальних океанских походов. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, «За военные заслуги» и «За морские заслуги», многими медалями.
     

     


     Не станет исключением и нынешний поход корабельной ударной группы Северного флота в Северо-Восточную Атлантику и Средиземное море, в котором задействованы три боевых корабля, два судна обеспечения, истребители и вертолеты палубной авиации ВВС СФ. Всего - порядка 3.500 человек. Его проводим в соответствии с планом боевой подготовки Военно-морского флота во взаимодействии с кораблями и судами Черноморского флота и самолетами дальней авиации Верховного Главного Командования.
     - Какие цели преследует дальнее плавание российской КУГ, какие задачи предстоит выполнить североморцам: морякам, летчикам истребительной палубной авиации и вертолетчикам? Вероятно, что-то уже отработано?
     - Во-первых, это изучение океанских и морских коммуникаций, элементов оперативного оборудования океанских и морских зон Мирового океана. Сами знаете, такими представительными силами мы в этих районах давно не были. Во-вторых, предстоят совместные действия КУГ и дальней авиации ВГК, включая выполнение практических стрельб. В процессе отработки поставленных перед ударной группой задач будем совершенствовать боевую слаженность и морскую выучку корабельных экипажей Северного и Черноморского флотов. Проведем с иностранными ВМС совместные учения по связи «PASSEX» и многое другое. Немаловажный фактор нашего присутствия в океане - обеспечение безопасности морского судоходства и других видов морской экономической деятельности России по маршруту перехода КУГ. И, конечно, демонстрация российского военно-морского флага и показ кораблей при заходах в иностранные порты.
     Кроме этого, при выполнении мероприятий боевой подготовки изучим все возможные адекватные меры по обеспечению безопасной транспортировки морем углеводородного сырья и другой морской хозяйственной деятельности, предотвращению пиратских действий в отношении гражданского судоходства, незаконного оборота оружия и наркотиков.
     В первые дни похода корабли совместно с вертолетчиками успешно обеспечивали противолодочную и противовоздушную оборону КУГ, встретились в небе и на море с нашими иностранными партнерами. В частности, российский ордер облетал самолет базовой патрульной авиации «Орион» ВВС Норвегии, длительное время наши корабли назойливо сопровождало норвежское научно-исследовательское судно «Ян-Майен». У нас же все идет планово. На очереди - взлеты и посадки на палубу «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова» летчиков 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, которым командует полковник Игорь Матковский.
     - Николай Михайлович, вы сами довольны первым этапом похода? Как себя уже проявили экипажи флагмана ВМФ России - авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», больших противолодочных кораблей «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», морского танкера «Сергей Осипов» и спасательного буксира «Николай Чикер»?
     - Я, как любой моряк, немного суеверен. Поэтому даже предварительные итоги подводить не буду. Впереди длительное плавание, перед североморцами стоят серьезные и сложные задачи. Тем не менее благодарю всех, кто приложил немало усилий, чтобы подготовить корабли и экипажи к важному во всех отношениях походу. Более того, ответственно заявляю, что личный состав корабельной ударной группы вышел в море с готовностью выполнить все поставленные задачи. Об остальном поговорим позже.
     - В течение последних лет боевая учеба Северного флота проходит во взаимодействии как, например, с дальней ракетоносной авиацией, так и с сухопутными подразделениями, в частности Ленинградского военного округа. Корабельная ударная группа планирует совместную работу с коллегами по ВМФ и другими видами Вооруженных Сил России?
     - Как известно, большую победу куют сообща. Поэтому в походе будем отрабатывать задачи совместно с отрядом боевых кораблей Черноморского флота в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва», танкеров «Иван Бубнов» и «Иман», спасательного буксира «СБ-36». А также с дальней авиацией, другими силами и средствами обеспечения действий КУГ в океане.
     - Вероятно, не последнюю роль в походе сыграют и международные контакты североморцев: запланированные (после одиннадцатилетнего перерыва!) дружеские визиты в иностранные порты Средиземноморья, совместные учения с представителями их ВМС?
     - Таким составом и так далеко мы еще не ходили. Понятно, что наш поход получил резонанс в мире, вызвал заинтересованность у ряда средиземноморских стран в дальнейшем развитии наших военно-морских контактов. Итальянский город Таранта и французский Тулон посетят БПК «Адмирал Чабаненко» и спасательный буксир «Николай Чикер». Будут и другие визиты и деловые заходы. Уверен, североморцы достойно представят российский военно-морской флаг за рубежом, продемонстрируют хорошую морскую выучку при проведении совместных учений. В мирное время - это квинтэссенция флотской службы, одна из ведущих задач отечественной дипломатии. И такая деятельность Военно-морского флота России только улучшает отношения с иностранными партнерами, с которыми мы планируем на долговременной основе строить серьезные отношения, в том числе и экономические.
     Более того, в результате международных учений мы все больше на тактическом уровне интегрируемся с зарубежными моряками. Познаем то, что есть на вооружении у иностранных коллег, они знакомятся с нашими формами и способами применения сил на море. Потому что цель, которую преследуют аналогичные учения, крайне важна и значительна - предупреждение терроризма и пиратства на море, противоправных действий в Мировом океане с чьей бы то ни было стороны. Разумеется, есть у таких учений и еще одна знаковая сторона: участие в них моряков ВМС различных блоков и государств под единым руководством все-таки дает понять, что лучше задачи на море решать совместно, чем применять уже по отношению друг к другу различное силовое воздействие. Однако понятно, что эти учения не подменят собою целенаправленную подготовку флота к тому, что может быть на войне. Но достойное место в рамках повседневной деятельности североморцев они занимали, занимают и должны занимать впредь.
     - При подведении итогов боевой учебы на Северном флоте главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий акцентировал, что в следующем году североморцам предстоит отработать такой объем задач, который никогда до этого они не выполняли, причем «радиус деятельности флотских сил значительно увеличится». Однако, казалось бы, что еще может стать масштабнее нынешнего похода КУГ в Атлантику и Средиземное море?
     - Да, такие задачи поставлены. И уже началась подготовка к их выполнению. ВМФ в целом и Северный флот в частности возвращаются в традиционные районы национальных интересов. Моряков это радует, я это точно знаю. Но есть и оппоненты у наших успехов. Пример тому - негативная реакция на походы российских атомных подводных лодок к Северному полюсу, выполнение ими оттуда боевых упражнений, научная деятельность наших глубоководных аппаратов на арктическом шельфе и многое другое. Это нас не смущает, а, наоборот, утверждает в правоте выбранного курса, целей, поставленных задач и заставляет еще более настойчиво трудиться во благо процветания нашей России. Если есть недовольные за рубежами Родины, значит, мы, Военно-морской флот, на правильном пути. И вывод для нас здесь однозначен: где хотим, там и ходим!
     Поэтому новый учебный год на Северном флоте набирает обороты. По заверению главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Высоцкого, он станет гораздо сложнее, чем предыдущий. Североморцам, чьей главной задачей остается обеспечение надежной защиты северных морских рубежей Отчизны, предстоят очередные дальние походы, боевые дежурства и другие ответственные задачи боевой подготовки. В частности, впервые после длительного перерыва планируются серьезные мероприятия по использованию сил Северного флота, как в Центральной и Западной Атлантике, так и, может быть, - по отдельным задачам - в Южной Атлантике.
     - Николай Михайлович, как сказались увеличение финансирования судоремонта по линии государственного оборонного заказа и создание объединенной судостроительной корпорации на сроках возвращения кораблей из ремонта в строй?
     - Хочу отметить, что впервые по примеру трехлетнего бюджета, который приняли в России, мы спланировали трехлетнюю - до 2010 года - программу государственного оборонного заказа. И это правильно: мы видим ближайшую перспективу, можем готовить корабли и суда к ремонту, что уже само по себе очень важно, и в короткие сроки ремонтировать корабли, восстанавливать их техническую готовность. А говоря об объединенной судостроительной корпорации, уверен, что консолидация в одних руках производственных мощностей и средств по строительству и ремонту кораблей и судов приведет к изменению ситуации в лучшую сторону, исключит долгострой или вечный ремонт, бесцельное расходование государственных денег. Пример тому - лишь на шестимесячную подготовку, ремонт, восстановление технической готовности кораблей и судов Северного флота, вошедших в нашу ударную группу, государство выделило более миллиарда рублей. И результат, как говорят, налицо: Андреевский флаг вновь гордо реет на просторах Мирового океана.
     - Ожидать ли в следующем году вступления в боевой состав Северного флота новых надводных кораблей или подводных лодок? Того же подводного стратегического ракетоносца нового поколения «Юрий Долгорукий»? Ведь известно, что крайние испытания ракетного комплекса «Булава» прошли успешно...
     - Мы все этого ждем. Что же касается непосредственно «Юрия Долгорукого», то качественное обучение прошли его экипажи, сейчас они активно участвуют в достройке корабля на плаву, наладке его техники и вооружения. И, я уверен, уже недалек тот день, когда ракетоносец впервые выйдет на ходовые испытания в Белое море.
     - Какие проблемы в тыловом обеспечении СФ, лимите топлива и поставках ЗИП продолжают довлеть над боевой учебой Северного флота? Понятно, что в поход КУГ государство вложило достаточно средств, но, вероятно, по-прежнему у североморцев остаются «болевые точки», которые уже набили всем оскомину?
     - Тех лимитов топлива, которые выделили Северному флоту и кораблям КУГ, оказалось достаточно для качественной подготовки и выполнения поставленных задач. Время жесткого дефицита топлива, слава Богу, прошло. Летчики также достаточно налетали и с берегового аэродрома, и непосредственно с палубы авианосца. Были, правда, некоторые трудности с поставкой ЗИП. Однако отдаю должное довольствующим органам всех уровней: с этой непростой задачей они справились с честью.
     Подготовка боевых кораблей и такого соединения, как КУГ, - задача многоплановая. Были победы и поражения. Выводы сделали, учтем их при решении задач уже наступившего учебного года. Но главное в этом вопросе - желание органов военного управления Северного флота и личного состава высокопрофессионально выполнять поставленные задачи. Нужно искать пути решения возникающих проблем, находить их, а не сокрушенно кивать на объективные трудности. С этой задачей мы справились. А вот с каким качеством - покажет поход.
     - Еще несколько лет назад слышались нарекания в адрес профессиональной подготовки лейтенантов, выпускников военно-морских институтов. Более того, придя на флот, молодые офицеры просто подавали рапорта на увольнение в запас. Сейчас же текучесть молодых кадров на Северном флоте, скажем так, застопорилась. Что, на ваш взгляд, подвигает лейтенантов все-таки повернуться лицом к военной службе, кадровой карьере? Вообще, какие они ныне - будущие заполярные Макаровы и Крузенштерны?
     - Лейтенанты, как и другие граждане нашей страны, - продукт эпохи, в которой они живут. Не очень, мягко говоря, хорошее время было в последнее десятилетие прошлого века. Под стать ему были и лейтенанты. И ничего с ними нельзя было поделать: профессионально подготовлены недостаточно, в социальном плане - никаких нравственных ориентиров. Но, слава Богу, это время в прошлом.
     Мы сохранили костяк Северного флота - я имею в виду личный состав; основные боевые корабли и суда. А изменилось в лучшую сторону время, поменялись и лейтенанты. В среднем на флот ежегодно приходят 350—450 молодых офицеров. Бывали годы в то печальное десятилетие, когда выпускники военно-морских учебных заведений массово уходили на «гражданку». Однако за последние лет пять этот процесс меняется в лучшую сторону: ныне только порядка 15—17 лейтенантов ежегодно увольняются в запас. А подавляющее большинство молодых офицеров приходят служить с желанием и здоровым рвением построить на флоте хорошую кадровую карьеру.
     И здесь задача командиров и начальников - помочь лейтенантам быстрее адаптироваться к новой для них жизни, реалиям офицерской службы. Словом, помочь найти каждому из них свое место на Северном флоте. Много внимания уделяем социальным вопросам молодых офицеров - предоставление служебного жилья, своевременные выплаты денежного довольствия и так далее. Поэтому я уверен, что и наше непростое время возрождения и развития флота обязательно еще выявит в молодой офицерской среде и новых Макаровых, и новых Крузенштернов. А по-другому быть просто не может!
     - Товарищ вице-адмирал, какие вопросы параллельно с боевой подготовкой предстоит решать североморцам в 2008 году, например, в плане совершенствования инфраструктуры флотских пунктов базирования, обустройства заполярных гарнизонов? Ведь контрактизация Северного флота идет ускоренными темпами, военнослужащие, проходящие службу по контракту, скажем так, взрослеют, обзаводятся семьями...
     - Наши предшественники, безусловно, знали, что строительство флота, собственно - кораблей и пирсов - это еще не все, что нужно для его жизнедеятельности. К этим вещам в заполярных гарнизонах необходимы совершенная система обеспечения всем необходимым военных, их семей. Поэтому для решения социальных проблем военнослужащих разрабатывается Федеральная целевая программа социальной направленности, на которую выделили денежные средства, что позволит, наконец-то, позаботиться о строительстве жилья для военнослужащих, восстановлении и ремонте уже имеющегося жилищного фонда и благоустройстве гарнизонов.
     Что касается в целом перехода на контрактный способ комплектования частей и соединений Северного флота, то у нас все идет планово. Более того, североморцы в ВМФ имеют преимущество перед другими флотами. Так, завершен процесс комплектования контрактниками 876-го отдельного десантно-штурмового батальона морской пехоты подполковника Сергея Мышко. Хотя там время от времени идет определенная ротация кадров, он укомплектован на сто процентов. На флоте есть соединения подводных лодок, экипажи которых полностью контрактные - дивизия АПЛ, которой командует контр-адмирал Анатолий Минаков, и бригада дизельных подлодок капитана 1 ранга Александра Горбунова. И даже в соединении подводных стратегических ракетоносцев капитана 1 ранга Александра Моисеева, где личного состава в экипажах больше, чем у коллег по подплаву, есть корабли, которые полностью укомплектованы контрактниками. Сейчас на надводных кораблях завершаем комплектование экипажей старшинами по контракту, занимающих должности командиров отделений и ведущих специалистов. Сложная это работа, так как только на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко, личного состава свыше двух тысяч человек, из них две трети - это военнослужащие по призыву и по контракту.
     Однако в перспективе, думаю, мы выполним поставленную перед нами задачу, чтобы к 2009 году Северный флот в основном перешел на контрактный принцип комплектования. На отдельных кораблях, вероятно, останутся военнослужащие, проходящие службу по призыву, но таких кораблей будет меньше, учитывая, что срочная служба станет годичной. Корабли же постоянной готовности будут полностью укомплектованы контрактниками.
     - Спасибо за беседу!

     На снимках: ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в походе.
Очередная успешная посадка на палубу авианосца.
БПК «Адмирал Левченко».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex