на главную страницу

19 Декабря 2007 года

Страна и мир

Среда

Черный континент: второе дыхание

Лев СМИРНОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Африканский континент принято считать «забытый Богом» частью света, где под палящими лучами Солнца население изнемогает не только от жары, но и от беспросветной нужды. Но это только одна сторона жизни многих африканцев, национальные элиты которых начинают избавляться от комплекса неполноценности, сформированного веками колониальной зависимости. В последние годы ряд стран континента демонстрирует экономические успехи, а ведущие мировые центры силы вновь обращают взор на этот материк.


     ПОДТВЕРЖДЕНИЕ тому - недавно состоявшийся в Лиссабоне второй саммит Евросоюз - Африканский Союз (8-9 декабря). На нем присутствовали представители 27 европейских и 53 африканских государств, которые поставили своей целью вывести отношения ЕС и АС на уровень оформления стратегического партнерства.
     Выбор самого места проведения встречи на высшем уровне неслучаен: Португалия была колониальной державой и одной из последних, уже в 1970-е годы, предоставила независимость своим африканским владениям, в том числе Анголе и Мозамбику. Примечательно0 и другое. Евросоюз развил в последнее время заметную внешнеполитическую активность, стремясь позиционировать себя на мировой арене как самостоятельный центр силы. Ранее подобные встречи были проведены с Бразилией, Индией, Китаем, Россией и даже Украиной (переориентация политики Киева на Запад - одна из стратегических целей для Брюсселя).
     Интерес Западной Европы к своим бывшим колониям вполне объясним сугубо меркантильными мотивами. Европейская экономика нуждается во все больших объемах энергоресурсов, а ими располагают в огромных количествах многие африканские страны. Поэтому европейские организаторы саммита вынуждены были даже проигнорировать позицию одной из ведущих держав Евросоюза - Великобритании, - которая возражала против присутствия в Лиссабоне президента Зимбабве Роберта Мугабе. Британцы недовольны национализацией в Зимбабве части земель, принадлежавших потомкам колонизаторов, и упрекают тамошные власти в нарушении прав человека. Глава британского кабинета министров Гордон Браун в саммите участия демонстративно не принял.
     Активность на саммите проявила португальская дипломатия: может быть, этому способствовало то, что главой Евросоюза является португалец Жозе Мануэл Баррозу. На саммите он указал на растущее стратегическое значение Африки и важность для ЕС политического взаимодействия с ней. Для такой оценки есть все основания. В последние два года средний рост ВВП стран Африки превысил 5 процентов, и этот рост носит устойчивый характер. «Мы представляем практически половину членов ООН, - сказал Баррозу. - Это может иметь огромное влияние на поиск путей решения глобальных проблем».
     Лидеры африканских стран также проявляют готовность к политическому диалогу, тем более что Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Африки (товарооборот превышает 300 млрд. долларов), но былые обиды на Старый Свет все же остаются. Президент Ганы Джон Куфуор, выполняющий функции председателя Африканского союза, сказал, обращаясь к европейцам, что отношения между Европой и Африкой «не были счастливыми», так как «они начались с золототорговли, перешли в работорговлю, а затем наступило время колониализма и апартеида. Лишь в 50-е годы благодаря освободительным движениям они нормализовались». По его словам, «все мы живем в глобальной деревне. Африка нуждается в Европе, а Европа - в Африке».
     ОБСТАНОВКА на саммите была напряженной. Разногласия возникли, в частности по вопросу заключения новых соглашений об экономическом партнерстве между африканскими странами и Евросоюзом. Довольно уверенно говорить с Евросоюзом государствам Африки позволяет новая геополитическая ситуация в мире. Помимо США и Евросоюза серьезный вес в мировых делах приобрели Китай и Индия. Поэтому закономерно, что на саммите прозвучали позитивные оценки отношений Африки с Китаем и Индией. «Китайцы работают везде, они не тратят время на речи, - сказал, например, президент Сенегала. - Китай и Индия стали крупными партнерами Африки. Факт состоит в том, что индийские и китайские товары значительно дешевле европейских».
     Китай сегодня, действительно, весьма активен на Черном континенте. Поднебесная за пять лет увеличила торговый оборот с Африкой в пять раз, и сегодня он составляет 50 млрд. долларов. Китайские компании прежде всего интересуют энергоресурсы. Почти треть нефти, потребляемой китайской экономикой, доставляется танкерами из африканских стран. В ноябре 2006 года в Пекине прошел уже третий Форум китайско-африканского сотрудничества, на который прибыло большинство африканских лидеров. Для многих африканских лидеров Китай является ныне идеальной моделью социально-экономического развития.
     Как отмечают западные СМИ, «сотни тысяч китайцев легально и нелегально едут в Африку работать в добывающей промышленности, строительстве и сфере производства». Своего рода плацдармом Пекина на Африканском континенте стал Судан, богатый нефтью. Китайские компании обосновались в этой стране в 1997 году, когда администрация США запретила работать там американским нефтяным компаниям. И теперь пять процентов китайского импорта нефти приходится на суданские месторождения, и за десять лет Китай инвестировал в Судан почти 3 млрд. долларов. Кроме того, правительству в Хартуме оказывается военно-техническая помощь, крайне необходимая ему для борьбы с повстанцами в западной провинции Дарфур, где с 2003 года продолжается конфессионально-этнический конфликт.
     В западных СМИ можно нередко встретить упреки в адрес Пекина, который-де поддерживает суданские центральные власти, применяющие жесткие методы для подавления вооруженного сопротивления в Дарфуре. Появились даже сообщения, что США пригрозили Китаю бойкотировать олимпиаду в Пекине, если правительство КНР не прекратит поставки любых вооружений, боеприпасов и иного военного снаряжения правительству Судана, а также не свернет экономическое сотрудничество с правительством в Хартуме.
     В свою очередь суданские официальные представители указывают на то, что в основе позиции США лежит стремление установить контроль над запасами нефти в этом районе. Такое мнение высказал не так давно посол Судана в России Шол Денг Алак. По его словам, «США пытаются найти если не замену Ближнему Востоку, то какую-то возможность компенсировать те потери, которые они несут в результате нестабильности в Ближневосточном регионе, и обращаются к странам Африки, в частности к Судану». Суданский дипломат согласился с мнением вице-президента Академии геополитических проблем Владимира Анохина, который утверждает, что США «специально раскачивают лодку в Судане для того, чтобы получить контроль над нефтью» (по данным этого эксперта, запасы нефти в Судане сопоставимы с запасами нефти в Саудовской Аравии).
     Наша справка. В августе с.г. Совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию номер 1769 о направлении миротворческих сил в Дарфур. К миссии в Судане будут привлечены 20 тыс. военнослужащих и 6 тыс. полицейских, которые будут действовать на основе объединенного мандата ООН и Африканского союза.
     НЕФТЬЮ богат в Африке не только Судан. Крупными месторождениями углеводородного сырья обладают, например Ангола и Нигерия (соответственно второй и первый экспортеры «черного золота» на континенте). Ангола является одной из наиболее бурно развивающихся стран с точки зрения роста объемов добычи нефти. В 1993 году она добывала в сутки 500 тыс. баррелей, а в 2006 году - 1,4 млн. баррелей, сегодня - 1,8 млн. баррелей (около 90 млн. тонн в год). В будущем году Луанда планировала выйти на рубеж 2 млн. баррелей, но ОПЕК - организация нефтедобывающих стран - установила ей квоту в 1,9 млн. баррелей нефти в сутки, хотя в Луанде рассчитывали на предельные квоты в размере 2—2,4 млн. баррелей.
     В Нигерии добыча нефти составляет более двух (2,15 млн.) баррелей в день, хотя возможно добывать и больше - до 2,6 млн. баррелей. Трудности с развитием нефтедобычи существуют прежде всего из-за нестабильной ситуации в дельте Нигера. Так, в середине ноября боевики взорвали в Нигерии нефтепровод англо-голландской компании «Шелл», который соединял нефтяные месторождения с терминалом, откуда нефть закачивается для экспорта в океанские танкеры.
     Основные районы нефтедобычи в Нигерии - дельта реки Нигер и прибрежный шельф уже несколько лет являются зоной вооруженного конфликта. Повстанцы «Движения за освобождение дельты реки Нигер» угрожают всем нигерийцам и иностранцам, которые заняты в нефтяной отрасли страны, что будут продолжать убивать их, пока те не прекратят работать на объектах нефтедобычи. По утверждениям мятежников, действующим весьма жестоко (убийства иностранных специалистов, захват заложников), они представляют местный народ иджо, которому будто бы достается слишком малая часть доходов от экспорта «черного золота».
     Вооруженные выступления мятежников в нефтедобывающих районах Африки дают повод для США обосновывать необходимость военного присутствия западных держав на континенте. Сами африканские страны настороженно относятся к подобным намерениям, понимая, что американцев в первую очередь волнует нефть (поставки из африканских стран составляют около четверти ее американского импорта). Правительство той же Нигерии неодобрительно относится к планам США создать военную базу в Гвинейском заливе под предлогом защиты региона от пиратов и террористов (богатый углеводородами залив омывает побережье Нигерии, Анголы, Чада, Экваториальной Гвинеи, Габона и маленького островного государства Сан-Томе и Принсипи).
     Наша справка. В настоящее время главным источником нефтяных ресурсов континента является Западная Африка, а также ряд арабских стран Северной Африки (в первую очередь Алжир и Ливия). Но результаты последних геолого-разведочных работ позволяют предсказать, что в ближайшем будущем крупными производителями нефти-сырца и природного газа станут страны Восточной Африки (пока в основном нефть добывают в Судане). Геолого-разведочные работы, проведенные на побережье Индийского океана от сомалийско-кенийской границы до ЮАР, свидетельствуют о возможности экспорта углеводородного сырья по наиболее удобному маршруту - в азиатские государства, в том числе такие страны, как Индия, Китай и Япония.
     Представители США пытаются рассеять предубеждения: например, в прошлом году адмирал Генри Ульрих заявил на симпозиуме по морским вооружениям в Нигерии: «Мы заботимся о Нигерии и хотим помочь ей защищать регион от морских преступников. Во всех частях мира США и любая другая добропорядочная нация желают обеспечить безопасность на побережье для тех стран, кто поставляет энергию, и именно поэтому мы там часто находимся. Так что Нигерии нечего бояться».
     Но американцам так и не удалось подобрать места для штаб-квартиры своего нового африканского командования (АФРИКОМ). Поэтому ее разместили временно на территории Германии - в Штутгарте. Пока только Либерия, традиционно ориентирующаяся на США, готова пустить на свою землю американских военных. Официально продекларированные задачи АФРИКОМа обширны и, можно сказать, благородны: способствовать развитию стабильности и установлению гражданского общества в Африке, предотвращать распространение террористической сети, обучать африканских военнослужащих...
     НА АФРИКАНСКОМ континенте по мере улучшения экономического положения, прежде всего в странах, обладающих нефтедолларами, растет национальное самосознание, что подтвердила первая в истории конференция на уровне министров стран Африканского союза (АС) и стран, где есть африканская диаспора (прошла в ЮАР в ноябре). Африканская диаспора, кстати, весьма многочисленна и довольно влиятельна на Североамериканском континенте. По имеющимся данным, около 40 млн. человек живут в США и Канаде, 112 млн. - в Бразилии, Колумбии и Венесуэле, свыше 13 млн. - в Карибском бассейне и 3,5 млн. - в Великобритании, Франции и Испании. АС даже объявил африканскую диаспору «шестым регионом континента» после севера, востока, юга, запада и центра Африки.
     Интерес заслуживает выступление на форуме председателя комиссии АС Альфа Умара Конаре, который сообщил, что на 2008 год намечены саммиты АС с Индией, Турцией, Ираном. «На очереди - Россия, - сказал он. - Консультации и переговоры на высшем уровне с таким нашим традиционным другом, как Россия, для нас крайне необходимы. Мы готовы к стратегическому партнерству».
     У России, судя по всему, есть неплохие шансы восстановить свои позиции на континенте. Этому, несомненно, способствовал прошлогодний визит Президента РФ Владимира Путина в Африку, а также поездка весной с.г. тогдашнего главы Правительства РФ в ЮАР, Анголу и Намибию. В деловом турне его сопровождали представители нескольких крупных российских компаний, включая нефтегазовый гигант «ЛУКОЙЛ».
     Известно, что российские нефтяники намерены активизироваться на Африканском континенте. «ЛУКОЙЛ» сообщил тогда о том, что договорился с ангольской государственной нефтегазовой компанией Sonangol о сотрудничестве в области разведки, разработки и добычи углеводородов в Анголе. В сфере интересов «ЛУКОЙЛа», кроме того, три проекта по геологоразведке в Западной Африке - в Гвинейском заливе. С ангольской Sonangol сотрудничает и «Газпром», в планах которого осуществление совместных нефтегазовых проектов, развитие газотранспортных проектов, участие в проектах по сжижению газа в Анголе и поставкам ангольского природного газа на мировой рынок. Но в целом российский бизнес представлен на Черном континенте пока скромно (на долю Африки приходится 1,5 процента всех российских инвестиций за рубежом). Инвестиции в основном идут в добывающую промышленность в Гвинеи, Анголе и ЮАР, хотя возможности для успешного ведения бизнеса большие, принимая во внимание и доброе отношение к России со стороны многих представителей национальной элиты, получивших в свое время высшее образование в СССР.
     ВОЗВРАЩАЯСЬ к ноябрьской встрече в ЮАР, надо также отметить, что в планах африканской диаспоры принять участие в будущих выборах всеафриканского правительства в рамках стремления к созданию Соединенных Штатов Африки. В Дакаре (Сенегал) планируется открыть штаб-квартиру панафриканского секретариата для управления делами диаспоры. Ряд лидеров африканских стран выступает за процесс постепенной экономической и политической интеграции и предлагает сформировать конфедерацию государств, которая получит название Соединенные Штаты Африки. Этот вопрос обсуждался в августе с.г. в столице Замбии Лусаке на заседании совета министров Сообщества развития Юга Африки (САДК). Единое государство так и должно называться - Соединенные Штаты Африки. Но это будет скорее африканский Евросоюз, чем Соединенные Штаты Америки.
     Наша справка. Население африканского континента к началу 2007 года составило 924 миллиона человек (14,2 процента от общей численности населения планеты). По данным комитета по делам народонаселения Африканского союза, если темпы прироста населения в Африке, в настоящее время достигающие 2,3 процента, сохранятся, то к 2050 году на континенте будут жить два миллиарда человек, но при условии, что правительства африканских государств усилят борьбу с детской смертностью и болезнями. Половина жителей Африки - люди моложе 20 лет, что делает континент самым молодым на Земле.
     У идей панафриканизма, правда, много и противников. Сформировавшиеся национальные элиты африканских стран опасаются, что конфедерация ущемит суверенитет их государств. Большинство глав государств придерживаются мнения, что пока стоит поддержать экономическую интеграцию африканских государств, а для политического объединения Африка еще не созрела. Но сама тенденция к интеграции, несомненно, заслуживает внимания.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex