на главную страницу

19 Декабря 2007 года

История Отечества

Среда

Раздвоения террориста ПАНИНА

Валерия МОРОЗОВА.




     В начале двадцатого столетия Россия была практически поставлена на колени мощнейшей серией террористических актов. Свистели пули, взрывались бомбы, истреблялись видные чиновники империи. Партия социалистов-революционеров наводила ужас на всех боевыми отрядами, залившими кровью страну. После революции эсеры долго дурачили эмиграцию в Чехии, Германии, Франции, водили за нос, обрекая на бездействие, осевших за рубежом генералов Кутепова, Врангеля, добрались даже до великого князя Николая Николаевича, дядюшки царя. Спустя почти двадцать лет ВЧК провела блестящую операцию по разгрому контрреволюционного подполья в России и его зарубежных вождей. Одним из ее итогов стал арест Бориса Савинкова, крупнейшего в истории государства террориста и автора книги «Конь бледный», посвященной истокам террористического движения.
     Главный герой этой книги - любопытная личность. Да, он террорист, он убийца, но он человек мучающийся, человек в постоянном разладе с самим собой. Он мог бы и не террором заниматься, а чем-то полярно другим. Это неважно. Просто такого рода герой поднимает уровень разговора. В современном мире устаешь от того, что уровень беседы на любую тему все снижается и снижается. Глобальные вопросы - жизнь, смерть, смысл, кажется, уходят совсем. А иногда очень хочется об этом поговорить. Особенно режиссерам. Особенно таким, как Карен Шахназаров.
     Несколько лет назад он снял фильм по произведению Савинкова. И назвал его «Всадник по имени смерть». Картина благодаря абстрагированию режиссера от противостояния бомбистов с правоохранительными органами посвящена отражению внутреннего мира преступников.
     Герой фильма Жорж Бриен убивает не за идею, а потому, что считает окружающих его людей абсолютно бесполезными существами. «Рождаются, умирают, убивают, так ничего и не понимая», - в подобном ключе мыслит Жорж большую часть фильма. Остальные в процессе развития событий пытаются искренне, в первую очередь для самих себя, ответить на вопрос: «Почему я пришел в террор?» У каждого свой ответ. У одного террориста казаки нагайками засекли подругу. Другой свято верит в то, что его поступки угодны Богу, третий убежден лишь в том, что рано или поздно партия эсеров возьмет власть, вознаградив сподвижников смерти по делам их. Однако квинтэссенция беспощадной сущности террористов выражена именно в фигуре Жоржа. Для него цель террора - в самом терроре. Уничтожение людей ради подтверждения факта собственного превосходства над окружающим миром становится основной причиной выстрелов и диверсий. В самом Жорже уживается тот разлад, который наступил с приходом ХХ века. Ведь что такое конец ХIХ столетия? С одной стороны, Достоевский, с другой - Ницше. Два полюса. Достоевский, который сказал: если Бога нет, все позволено. И Ницше, выбросивший на свалку мораль. В Жорже, как в человеке начала прошлого века, эти явления сошлись. Они его разломали. И верх взял наш Федор Михайлович...
     Главная цель «Боевой организации» Бриена - убийство великого князя Сергея Александровича. Это фетиш, символ, единственный смысл в жизни всей боевой группы. Героям картины кажется, что, уничтожив светлейшего, они найдут свое место в истории. Однако неудача следует за неудачей. Жертва не переигрывает своих палачей, ее просто берегут до поры некие Высшие силы, которые все-таки не могут долго противостоять горстке фанатиков.
     «Всадник по имени смерть» не обладает большим количеством жестоких сцен, что, несомненно, радует. Гораздо более привлекательным оказалось изображение не жестокости действия, но жестокости мыслей, жестокости духа. Показ ужасов террора только обрамляет, оттачивает глубину изображения его причин. Представляется, что историческая и социальная несправедливость, персональные неудачи, желание изменить мир - это всего лишь поводы для терроризма. Настоящая же причина - в человеческой природе. Поэтому камера оператора лишь в редкие моменты, но почти документально показывает ужасные последствия событий для случайных жертв, из-за катастрофического стечения обстоятельств оказавшихся на пути палачей.
     Поражают и декорации к картине, сделанные в первом павильоне «Мосфильма». Поражают своей масштабностью, высоким уровнем исторической достоверности.
     Перед съемками у команды Шахназарова возникла мысль все сделать на натурной площадке, но было опасение, что воссоздать абсолютно все не удастся. И тем не менее все было сделано по высшему разряду.
     Когда я смотрела «Всадника», то никак не могла привыкнуть к Андрею Панину в роли террориста Жоржа. Казалось, он совсем не напоминает боевика ХХ века. Но так было только вначале. Актеру удалось решить главную задачу - реалистично изобразить все душевные терзания. Изобразить так, что к концу фильма уже не сомневаешься, что Бриен выглядел точь-в-точь, как Панин. В остальных ролях снялись Артем Семакин, Дмитрий Дюжев, Ксения Раппопорт, Валерий Сторожик, Ростислав Бершауэр, Анастасия Макеева.
     «Всадник по имени смерть» стал, пожалуй, первым амбициозным проектом российской кинорежиссуры после «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова. Несмотря на то что кинокартина может показаться излишне статичной, достаточно неспешной, по-документальному педантичной, стоит сказать, что вложенные деньги потрачены не зря. Масштабные красивейшие декорации, убедительные массовые сцены, качественные спецэффекты и натурализм эпизодов, не щекочущий нервы, но обжигающий душу, достигают поставленной цели - убедить зрителя, что «бесы» - не исключено - живут и в его сознании. Бесы эгоцентризма, презрения к обществу, ощущения своей исключительности, своего сверх-я.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex