на главную страницу

21 Декабря 2007 года

«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» - ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ

Пятница

«ТОПОЛЬ-М»:
НА ВОСЬМИ ОСЯХ

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».
Фото Игоря ДЕТИНИЧА.
«Красная звезда», 4 мая 2007 г. № 24839



В конце 2006 года в боевой строй наших Стратегических ядерных сил введен не имеющий аналогов в мире подвижный грунтовой ракетный комплекс (ПГРК) «Тополь-М». В церемонии постановки его на боевое дежурство принял участие Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.


     Это первый российский РК стратегического назначения, который может применяться как в шахтном, так и в мобильном варианте. Первый полк, оснащенный «Тополем-М» шахтного базирования, заступил на боевое дежурство в 1998 году. Тем, кто присутствовал при этом, наверняка запомнилось, как светились глаза тогдашнего министра обороны первого Маршала Российской Федерации Игоря Дмитриевича Сергеева, когда он, 37 лет отдавший службе в РВСН и немало сделавший для организации разработки и принятия на вооружение модернизированной ракеты, вручал символический ключ от старта командиру полка полковнику Юрию Петровскому. Сегодня в Таманской ракетной дивизии, дислоцированной в Татищеве Саратовской области, где все это происходило, таких полков пять.
     В нашем же случае «Тополь-М» - мобильный. Главное его отличие от РК шахтного базирования в том, что твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М2, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, в котором с помощью специальной аппаратуры постоянно поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, может стартовать как из стационарного укрытия гаражного типа, так и с маршрута боевого патрулирования. То есть ракета вместе с пусковой установкой способна маневрировать. Причем на огромном пространстве. Достаточно сказать, что площадь района базирования дивизии, дислоцированной в Тейковском районе Ивановской области, где в декабре 2006 года прошла упомянутая церемония постановки на боевое дежурство подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М», равна территории Австрии. В случае возникновения кризисной ситуации комплекс может быть выведен за пределы района боевого развертывания.
     СПРАВКА. Чтобы получить право на вождение самоходной пусковой установки (СПУ) за пределами боевой стартовой позиции (БСП), механик-водитель в звании прапорщика, прошедший двухгодичный курс подготовки в «учебке» в Капустином Яре, должен иметь квалификацию специалиста 1-й категории. Перед каждым заступлением на боевое дежурство он обязательно проходит медицинское освидетельствование и на автодроме сдает зачеты инструкторской группе дивизии на допуск к вождению: на машине, имитирующей СПУ (вместо ракеты - бочка с водой или песком), преодолевает «горки», «броды» и другие препятствия.
     Сейчас на автодроме оборудован специальный участок с учетом габаритов и прочих особенностей «Тополя-М». Кстати, механики-водители, да и другие специалисты, с которыми довелось говорить на эту тему, весьма довольны новым комплексом. Он более экономичен при постановке на боевое дежурство, поскольку сохранил основные конструкторские решения предшественника. Лучше защищен от технических средств разведки противника. Пусковая установка «Тополя-М» обладает повышенной маневренностью, так как шесть пар колес из восьми (3 пары передних и 3 - задних) являются поворотными. Трудно поверить, но радиус поворота этого 22-метрового монстра составляет всего 16 метров! И двигатель СПУ ПГРК «Тополь-М», как рассказали мне механики-водители, запускается быстрее. А еще в кабине механика-водителя установлена система контроля бодрствования. Так что тут особо не размечтаешься. Стоит на какое-то время «забыть» про педали (их всего две - газ и тормоз) или выпустить из рук рулевое колесо, сразу сработает сигнализация. Учитывая расстояния, которые ракетчикам приходится преодолевать при боевом патрулировании (а происходит это, как правило, в ночное время), такая предосторожность вовсе не выглядит лишней.
     Параллельно с прокладкой нового маршрута на автодроме ведутся работы, связанные с развитием инфраструктуры позиционных районов, оборудованием маршрутов боевого патрулирования, полевых позиций. Совершенствуются имеющиеся и создаются новые объекты учебной базы.
     Вообще на примере этой дивизии, которая с переходом на новый комплекс, как отмечалось при постановке его на боевое дежурство, становится одним из ключевых формирований в общей системе СЯС, можно проследить путь становления и развития Ракетных войск в целом. Вот лишь некоторые штрихи из ее биографии, характерной, пожалуй, для большинства соединений РВСН.
     В октябре 1943 года в районе города Невель на базе 106-го гвардейского армейского артиллерийского полка Резерва Главного Командования формируется 27-я гвардейская пушечная артиллерийская бригада РГК. Более двух тысяч километров, из них 1.152 километра - с боями, прошла она по дорогам Великой Отечественной войны, встретив День Победы в Прибалтике. В 1945 году бригада передислоцируется в город Владимир (кстати, здесь с 1951 по 1954 годы ею командовал сын легендарного героя Гражданской войны генерал-майор Александр Чапаев). В сентябре 1954-го пушкари из Владимира участвуют в тактическом учении на Тоцком полигоне, где была применена атомная бомба. В 1960 году на базе артиллерийской формируется ракетная инженерная бригада с дислокацией управления в городе Тейково. В июне 1961 года она преобразуется в ракетную дивизию, которая 12 февраля 1962-го приступает к боевому дежурству. 30 декабря 1988 года на боевое дежурство заступает (первым в РВСН) ракетный полк дивизии, оснащенный ПГРК «Тополь» с усовершенствованной автоматизированной системой боевого управления (АСБУ). И наконец 10 декабря 2006 года к боевому дежурству приступает первый дивизион, оснащенный ПГРК «Тополь-М».
     Уже после командировки в Тейково доводилось слышать: дескать, пересесть с одного «Тополя» на другой - с семи осей на восемь - при наличии соответствующих специалистов, наверное, не так уж и сложно. Скажу сразу: это чистейшей воды заблуждение. Переучиваться приходится не только механикам-водителям, хотя новая техника, как уже говорилось, удобнее в управлении.
     Да, принцип организации боевого дежурства у ракетчиков остался прежним. Его, как известно, несут все - от солдата до командующего РВСН. Хотя непосредственно на боевых постах находится лишь часть личного состава, в дивизии (полку, дивизионе) нет человека, который не был бы учтен в боевом расчете. На их плечах разведка и подготовка маршрутов боевого патрулирования, инженерное оборудование, маскировка, охрана и оборона стартовых позиций, погрузочно-разгрузочные работы, обеспечение дежурных сил теплом, водой, железнодорожным транспортом и многое, многое другое. Конечно, для этого в дивизии имеются соответствующие подразделения специальных войск и тыла (к слову сказать, в штатном расписании полка, который первым приступил к освоению модернизированного ПГРК, предусмотрены еще один дивизион - охраны, разведки и инженерного обеспечения - и авторемонтная мастерская, чего раньше не было). Тем не менее к выполнению различных задач по обеспечению жизнедеятельности дежурных сил должен быть готов каждый ракетчик. Это у «стратегов» незыблемо!
     Однако новое есть новое. Что бы там ни говорили о внешней, да и некоторой «внутренней» схожести «Тополя» и «Тополя-М», между этими ПГРК имеются существенные различия. Обо всем в газете не скажешь. Да в этом и нет необходимости. Достаточно, например, к уже упомянутым факторам, обеспечивающим повышенную живучесть «Тополя-М», добавить его способность быстрее стартовать, выбирать непредсказуемую для противника траекторию полета. Чтобы знать и уметь использовать по боевому предназначению (не приведи, Господи!) эти и другие превосходные качества модернизированного ПГРК, практически все специалисты нуждаются в дополнительной подготовке. В частности, как рассказал подполковник Сергей Семеновых, командир дивизиона, который первым получил на вооружение «Тополь-М», прежде чем заступить на боевое дежурство, он вместе с подчиненными четыре месяца осваивал новый комплекс на космодроме Плесецк. Там же после сдачи зачетов ракетчики и принимали технику. Такую же подготовку проходят и другие дивизионы.
     С подполковником Семеновых мы встретились в том самом лесу, неподалеку от Тейково, где в декабре прошлого года его дивизион занимал позицию в присутствии Президента России. Теперь расчеты в полевых условиях отрабатывали нормативы по развертыванию, свертыванию и маскировке СПУ. Сергей рассказал, что на «Тополях» он с 1998 года. После окончания Военной академии имени Петра Великого второй год командует дивизионом. Ему тридцать лет. Он самый «старый» в подразделении, средний возраст личного состава которого 28 лет.
     А самой молодой в дивизионе оказалась группа подготовки и пуска, которой командует капитан Сергей Круглов. Он и представлял непосредственно главе государства пусковую установку с ракетой, чем очень гордится, и с удовольствием рассказывает всем, каким крепким было рукопожатие Верховного Главнокомандующего. Еще он доволен тем, что ПГРК «Тополь-М» приводится в готовность быстрее «Тополя», поскольку сократилось число необходимых для этого операций. Меньше теперь требуется и обслуживающего персонала.
     - Значит, и проблем, связанных с обустройством людей, тоже будет меньше? - интересуюсь я у капитана.
     - В полевых-то условиях, когда все мы на колесах, вопросов нет, - согласился он. - Здесь тебе и стол, и дом. Есть где и отдохнуть. Ведь тот же механик-водитель СПУ не будет крутить «баранку» до изнеможения. Существует машина обеспечения боевого дежурства, которая неотступно следует за ракетовозом. Там можно даже поспать. А вот в городке…
     У самого Круглова в городке двухкомнатная служебная квартира. Жена пока не работает - на руках двое малышей. Жить вчетвером на 10 тысяч рэ, что жалует государство, при почти московских ценах в местных магазинах, конечно, трудновато, но можно, считает глава семейства, поскольку большую часть времени он как «главный едок» проводит на дежурстве, где не надо думать о хлебе насущном.
     Такого же мнения был и механик-водитель упрятанного за деревьями «Тополя-М» старший прапорщик Вильдан Гильманшин, с которым тоже удалось переговорить накоротке. Правда, в материальном плане он в какой-то мере в более выгодном положении, поскольку жена из местных и имеет работу. Однако жить (сам Вильдан из Башкирии) приходится у ее родителей.
     - В тесноте, говорят, не в обиде, но не век же служивому в примаках ходить, - грустно улыбнулся на прощание Гильманшин.
     Глядя ему вслед, я невольно вспомнил давно уже набившее всем оскомину сравнение зарплаты военного и водителя московского троллейбуса и никак не мог хотя бы на миг представить последнего на месте этого коренастого парня, управляющего 120-тонной махиной, начиненной смертоносным грузом.
     Надо сказать, что в подобной ситуации находятся многие прапорщики, а также солдаты и сержанты, поступившие на военную службу по контракту в надежде со временем получить жилье. Но такого, чтобы кто-то вообще не имел крыши над головой, в гарнизоне нет. Более того, по словам председателя женсовета дивизии Галины Спиридоновой, семейные, в том числе и выпускники военных вузов, как правило, получают ключи от служебной квартиры буквально в день прибытия в часть. Кроме того, для них есть общежитие. Еще пять общежитий - к услугам холостяков. Комфорт там, прямо скажем, не ахти какой. Но тут, как признался инженер отделения группы боевого управления лейтенант Иван Гуглев, в гостях у которого я побывал, многое зависит от самих жильцов.
     - И все же, - говорил он, торопливо запихивая в шкаф разбросанные по комнате атрибуты экипировки (лейтенант готовился к заступлению на боевое дежурство), - хотелось бы видеть побольше внимания со стороны государства к своим защитникам. Согласитесь, что, находясь рядом с нашей чудо-техникой, просто стыдно ощущать свою несостоятельность в материальном или в каком-либо другом отношении.
     Что правда – то правда. Рядом с «Тополем-М» плохо жить действительно неприлично.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex