на главную страницу

26 Декабря 2007 года

Время и люди

Среда

Век в награду за службу

Николай ПАЛЬЧИКОВ, «Красная звезда».




     Полковнику в отставке Н.М. Селиверстову 19 декабря исполнилось 100 лет! Ветеран награжден в годы войны орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны - в том числе «золотым», двумя Красной Звезды, а в мирное время - орденом Ленина. Большую и достойную жизнь прошел этот боевой офицер.
     Его праправнуку Ивану Константиновичу уже 7 лет от роду. Мальчишка он продвинутый и успешный: играет в детской футбольной команде СК «Локомотив». В сказки не верит, но при этом подозревает, что толстые очки-линзы у прапрадеда Николая не простые, а чуточку волшебные. Ведь такие дальние давности видит через них прапрадед! К примеру, нет-нет да и расскажет о временах, когда сам был ровесником Вани, а это аж 1914 год!
     В деревню Малые Талинки Тамбовской губернии пришла Первая мировая война и вместе с другими молодыми парнями забрала двух старших братьев Николая - Григория и Сергея.
     Неважные настали времена, ведь только-только семья начала хозяйство поднимать: завели двух каких-никаких лошадей, корову, несколько поросят и овец... А тут двоих помощников у отца отобрали, один у него Никола остался. Так и запомнилось начало той войны Николаю Михайловичу: отец посадил его, огольца, на мерина и отправил в ночное.
     Мерина того летом 1920-го какие-то мужики с обрезами и красными бантами на шапках забрали. «Мы с отцом на покос ехали. Они нас в поле и остановили. Выпрягли нашего коня, а вместо него оставили костлявую лошаденку со сбитой напрочь холкой. Антоновцы то были, у них в Большой Талинке вроде штаб располагался...
     Наша справка. По продразверстке в 1920 г. Тамбовская губерния должна была сдать 11,5 млн. пудов хлеба. Были разверстки и тяжелее, но тем летом случилась засуха. Сдача положенного количества хлеба для населения ряда уездов по сути означала голодную смерть. Недовольство крестьян вызывали и система продразверстки, отсутствие промтоваров, случаи нарушений законности со стороны отдельных продагентов, другие перегибы новой власти. Эти настроения умело реализовал бывший эсер-боевик, освобожденный от пожизненной каторги Февральской революцией и ставший начальником милиции в городке Кирсанов, Александр Антонов. Под лозунгами «Долой продразверстку!», «Да здравствует свободная торговля!» он собрал из недовольных 2 армии из 21 полка общим числом до 50 тысяч человек.
     Воевали они, между прочим, под красными знаменами: на головных уборах - красные бантики, у комсостава – красные нашивки на рукавах. Попробуй тут разберись, кто мужика «экспроприирует»!
     Перерезав Юго-Восточную железную дорогу, антоновцы срывали подвоз хлеба в центральные районы страны, нападали на продотряды, разграбили около 60 совхозов, много советских учреждений. Ими было убито свыше 2 тысяч партийных и советских работников.
     Рано, пожалуй Ивану об антоновщине рассказывать - и взрослые-то до сих пор не могут уяснить ее истин. Что не следует людям доверять свои чаяния и судьбы уголовникам и политическим проходимцам. Что и власть ни при каких обстоятельствах не должна воевать со своим народом. И что антоновщину одолели не конница и штыки Тухачевского с Уборевичем, а отмена продразверстки и введение НЭПа...

     В 1926-м Николай Селиверстов поехал в Ленинград. В середине 1920-х город был охвачен страшной безработицей. Кое-как пристроили паренька матросом на барку, дрова по Неве и каналам развозить.
     Уже в 1928-м от комсомола направили на пароход. Ходили в Кронштадт, Петергоф, Лисий Нос - в общем, по Финскому заливу. А тут объявили комсомольские наборы на военный флот и в авиацию. Подучившись в вечерней школе, Николай в 1929-м поступил-таки в теоретическую школу летчиков. Летать там не учили, в основном общеобразовательные предметы преподавали, а еще политзанятия проводили. Только Николаю больше всего нравилось, когда на стареньком остове (одни стойки без обшивки) самолетика «Аэро» с движком и пропеллером им позволяли рулить из конца в конец взлетной полосы.
     По выпуску «теоретика» отправили уже в настоящую авиашколу, в Борисоглебск. Обучали на У-2. Селиверстову здесь нравилось все, с увлечением изучал и обслуживал матчасть, учился читать карту, усердно готовился к полетам. Инструктор Новиков после 11 вывозных доверил ему, первому из всего курса, самостоятельный вылет.
     Летное дело у Селиверстова ладилось, вот и направили его по выпуске летчиком-инструктором (два «кубаря» на петлицах!) в волжский городок Энгельс, где формировалась новая летная школа. Два выпуска подготовил.
     В день приходилось делать до 45 взлетов-посадок!
     Понятно, что, как только объявили о наборе для переучивания на тяжелые бомбардировщики, новые ТБ-3, Николай одним из первых подал рапорт. Вызвали в Москву, в Наркомате с ним побеседовали командиры с ромбами в петлицах. «Всем подходишь, но налет маловат! Добирай летный стаж!»
     И вместо ТБ он получил направление на Дальний Восток - командиром звена в разведывательную авиаэскадрилью.
     С того далекого 1933-го более 7 лет он летал над амурской тайгой, степями и сопками, реками и озерами Дальнего Востока. Сотни часов провел в полетах над необъятными просторами.
     Как бывшего инструктора, его часто направляли на соседние аэродромы учить и переучивать на новую технику других пилотов. А это лучший способ учиться самому! Так Селиверстов освоил поликарповские самолеты-разведчики, а в начале 1936-го - двухмоторный туполевский СБ, скоростной бомбардировщик. В Спасске-Дальнем еще и целую боевую эскадрилью на него переучил!
     Правда, особого карьерного роста при этом не было: начал командиром звена, потом стал командиром авиаотряда, шеф-пилотом управления ВВС 2-й отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии.
     Войну Селиверстов встретил слушателем выпускного курса военно-воздушной академии. Их группу из бывших командиров эскадрилий начали срочно переучивать на пикирующие бомбардировщики Пе-2. Потом всех с семьями переправили в Оренбург - завершать обучение.
     Семьям летчиков в Оренбурге жилось нелегко. А тут еще к жене две сестры с детьми из Ленинграда приехали, и обе без нужных документов, все десять человек кормились на его капитанский продаттестат. И самих летчиков тоже кормили очень скромно, летную норму выдавали только в день полетов, а нет полетов, так и паек совсем другой. Но каждый день он приносил ребятам по куску хлеба: «Подарочек от лисички...» Селиверстова Тоня кровь сдавала, чтобы молоко детям покупать. Когда в феврале 1942-го его и еще четверых из группы вызвали в Москву, Тоня уже тяжело болела...
     В Москве доставили в Генеральный штаб, привели в кабинет комиссара (два ромба на петлицах) Бокова. Комиссар объяснил происходящее. Формируется корпус офицеров-представителей Генерального штаба в войсках. Они будут проходить службу при штабах фронтов, армий, корпусов и дивизий. Вам предстоит действовать в соединениях авиации. Инструкция и положение для вашей службы разработаны и утверждены Маршалом Советского Союза Б.М. Шапошниковым».
     По этим документам представители Генштаба ставились в независимое положение от командующих, командиров и начальников, при которых находились, имели право на беспрепятственное использование всех средств связи и передвижения. Главная задача - оперативное и точное донесение информации о действительном положении дел в войсках.
     Так началась новая служба капитана Селиверстова.
     - Прибыл я в Елец, там формировалась будущая 2-я воздушная армия. Доложил о своем прибытии генерал-майору С.А. Красовскому. Командующий хмыкнул: «Еще один шпион на мою голову». Но руку пожал и приказал начальнику штаба полковнику Н.Л. Степанову: «Обеспечить!» А чем и как обеспечить, если на весь штаб одна машина и та у командующего? Пошел в оперативный отдел, там вся армейская «кухня», там все планы и карты, по которым видишь количество и расположение частей и соединений, количество авиационной и другой техники, тут и сведения о запасах топлива и боеприпасов, в общем, у операторов в руках вся информация. Для работы занимаешь стол, который в этот день свободен, с моим ночлегом и питанием начштаба распорядился.
     Надо сказать, что свою задачу представителя Генштаба некоторые из нас понимали по-своему. Кто-то полагал, что «надо рыть и доносить». Только кому от этого польза? И учить генералов и полковников их делу я не собирался: у них и академия за плечами, и опыт побольше моего.
     Комиссар Боков сразу сказал: «Выявленные недостатки стараться исправить на месте, докладывая о них командующему!» Поэтому и донесения в Генштаб я отправлял одно - редко два в месяц. В обороне и того реже».
     Изучать положение дел требовалось по множеству позиций: состояние авиационной и вспомогательной техники, наличие топлива и боеприпасов, качество связи и маскировки, соблюдение секретности, обеспеченность необходимым личного состава... К тому же 2-я воздушная продолжала свое формирование. В ее состав уже входили 205-я, 206-я, 207-я истребительные, 208-я ночная бомбардировочная, 223-я ближнебомбардировочная, 225-я, 226-я и 227-я штурмовые авиадивизии и два отдельных авиаполка. Огромное хозяйство! И везде не было лишним непредвзятое и грамотное «око Генерального штаба».
     Наша справка. 2-я ВА участвовала в оборонительных боях на воронежском направлении, затем поддерживала войска Юго-Западного фронта в ходе контрнаступления под Сталинградом, во взаимодействии с 8-й, 16-й и 17-й воздушными армиями вела бои за господство в воздухе.
     В составе Воронежского (с 20 октября 1943 года - 1-й Украинский) фронта участвовала в Курской битве, битве за Днепр, Житомирско - Бердичевской, Корсунь - Шевченковской, Ровно - Луцкой, Проскуровско - Черновицкой, Львовско - Сандомирской, Сандомирско - Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Всего за годы войны 2-я воздушная армия совершила свыше 300 тысяч самолето-вылетов, ее летчики провели 6 тысяч воздушных боев.
     За боевые отличия 65 авиасоединений и частей армии преобразованы в гвардейские, 227 награждены орденами, 125 присвоены почетные наименования. Тысячи воинов армии награждены орденами и медалями, свыше 220 удостоены звания Героя Советского Союза, 13 летчикам это звание присвоено дважды, а А.И. Покрышкин стал трижды Героем Советского Союза.

     Капитан Селиверстов освоился во 2-й ВА довольно быстро. Персональную машину не требовал, зато на аэродроме познакомился с командиром авиаотряда штаба армии. Один из связных У-2 выделялся ему без задержек и формальностей, тем более что летчик капитану не требовался, пилотировал сам. Перелетал с аэродрома на аэродром, знакомился с командирами и летчиками, вникал в дела частей обеспечения. За годы войны налет Селиверстова-пилота дошел до 5 тысяч часов!
     Однажды его прижали два «мессера», но он сумел от них оторваться, снизившись до предельно малой высоты и чуть не касаясь шасси и плоскостями верхушек перелеска. Немцы не решились рисковать ради одиночного «русфанера». Тут следует сказать, что капитан не только спас себя и самолет, но и выполнил очередное служебное задание в одной из частей, готовившейся к наступлению. То есть заслуживал награждения. Но Селиверстов о встрече с «мессерами» предпочел умолчать: вдруг представителю Генштаба под предлогом безопасности не разрешат больше летать.
     В 1944-м Селиверстов получил назначение на новое место службы - в 14-ю ВА на Волховский фронт. В ней и воевал до конца войны: прорывал блокаду Ленинграда, освобождал Псков, Новгород, Ригу...
     Память нередко подшучивает над нами, вот и 100-летний юбиляр полковник в отставке Селиверстов выделяет из того периода вовсе не какие-то героические эпизоды. Но, несомненно, они также характеризуют этого боевого офицера.
     «В одном из полков летчики пожаловались, что закормили их тушенкой. Каждый день - тушенка, просто с души воротит, есть уже невмоготу! Я к начпроду, а тот руками разводит: не могу получить на складах ничего другого. Хорошо, поехал я в дивизию, на склады, там начальником тыла обосновался юркий такой полковник. Поговорил с людьми, работниками склада, и выяснилась отвратительная картина: этот «деятель» распределял продукты по национальному признаку начпродов частей! Своим, землякам, значит, что посвежее и получше, чтобы у командиров они были в чести и почете, а прочим - остатки, ту же тушенку из запасов. Я командира дивизии проинформировал о такой системе снабжения, доложил и руководству армии. Короче говоря, убрали этого «деятеля» и наладили нормальное снабжение».
     Был и другой случай. Войска 3-го Прибалтийского фронта уже выбивали гитлеровцев из Эстонии. К командиру одной из частей обратилась местная жительница с жалобой: «Ваш солдат смародерничал!» А тогда с этим в войсках было очень строго. Рядового тут же арестовали, чтобы отдать под трибунал, а там одно решение - расстрелять! Замполит батальона связи докладывает: уже готовлю, мол, политбеседу против мародеров, боевые листки выпустили. Я спрашиваю, а в чем мародерство-то заключалось? Кое-как удалось выяснить, что солдат украл вывешенную для просушки простыню. А понадобилась она ему потому, что не было у него портянок! На голую ногу сапог натягивал. Я сразу к командиру авиаполка, пригласили представителя особого отдела, председателя военного трибунала: не того, дескать, стрелять надо, товарищи! Разбирайтесь со старшиной, с тыловиками, но солдата не за что судить! В общем, авторитет представителя Генерального штаба в тот раз помог мне уберечь человека...»
     День победы подполковник Селиверстов встретил в Ленинграде, работая замначальника оперативного отдела воздушной армии. Но в Генштабе его не забыли. Снова вызвали, уже в 1946-м. Там у него и состоялась беседа с генералом Н.В. Вороновым, которая определила последующие 14 лет его службы - старшим офицером управления ВВС Главного оперативного управления Генерального штаба. Николай Васильевич стал для него и мудрым наставником в становлении офицера-оператора ГОУ.
     Время для операторов было очень напряженное: продолжался перевод Вооруженных Сил на штаты мирного времени, сокращались части и соединения, проводилась их передислокация, обустройство на новых местах, формировались группы советских войск в Австрии, Германии, Польше, Венгрии, Чехословакии... По планам, разработанным в Генштабе, происходило передвижение миллионов людей, огромное количество военной техники, обустраивались заново аэродромы и военные городки. Параллельно шла боевая учеба в войсках, офицеры-операторы работали над планами возможной атомной войны, которую готовили нам США. В Генштабе, кроме прочего, имелись и добытые разведкой конкретные документы об этих приготовлениях, в том числе списки российских городов, на которые должны были обрушиться американские бомбы.
     Не всегда сразу и далеко не просто находились верные решения. С одним проектом Селиверстов просто замучился, понимал: не то и не так он делает, а как и что изменить - не знал. Ну не шло! Спасибо генерал Воронов подсказал. «Посмотри-ка, - говорит, - Николай Михалыч, дело за номером таким-то... Мне помнится, есть тут отдельные похожие моменты... И действительно, дело довольно давнее, но основная мысль та же, и решение нужное для моей проблемы нашлось довольно быстро. Правду говорят, что и в старых арсеналах немало острого оружия! Это я и про Воронова, про его опыт и мудрость. И вряд ли какой компьютер с базой данных отменит в штабе человека».
     Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так написал о соратниках Н.М. Селиверстова в своих воспоминаниях: «Важным звеном в системе органов Генштаба был особый корпус офицеров Генерального штаба. Наряду с ответственными работниками оперативного управления, так называемыми офицерами-направленцами, они выполняли огромную работу непосредственно в войсках, в том числе в районах боевых действий. ...Самоотверженный и полезный труд этих офицеров Генерального штаба еще не получил в нашей военно-исторической литературе должного описания. Это были боевые, знающие свое дело офицеры. Многие из них отдали жизнь во имя Победы. Скромные труженики войны, они заслужили нашу величайшую благодарность и добрую память» К этим словам Маршала Победы нам можно добавить только свои поздравления и самые искренние пожелания юбиляру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex