на главную страницу

10 Января 2008 года

Страна и мир

Четверг

КРИВАЯ «УСПЕХА»

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



     Несмотря на то, что, согласно данным центральной избирательной комиссии (ЦИК), победу на досрочных президентских выборах в первом туре с результатом 52,2 процента голосов одержал Михаил Саакашвили, ситуация в стране продолжает оставаться достаточно напряженной. Оппозиция отказывается признавать их итоги и заявляет о массовых нарушениях, выявленных в ходе процесса голосования. Кроме того, ее лидеры намерены организовать и принять участие в массовых митингах и манифестациях, в ходе которых потребуют проведение второго тура выборов, так как, по их данным, итоги, представленные ЦИК, сфальсифицированы.
     Во вторник в центризбиркоме произошел инцидент, когда кандидат в президенты от объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе (занявший, по данным ЦИК, второе место с 25 процентами) и его ближайшие сторонники из числа лидеров оппозиции вошли в кабинет к председателю ЦИК Левану Тархнишвили и потребовали немедленно отреагировать на имеющиеся в ходе выборов факты нарушений. Представители объединенной оппозиции обвинили главу ЦИК в подтасовке результатов выборов. При этом были приведены факты, подтверждающие имевшие место в ходе голосования массовые нарушения. Так, к примеру, член центральной избирательной комиссии от партии «Свобода» Давид Бардавелидзе представил копию итогового протокола по результатам голосования из 11-го участка Батуми, в котором у Саакашвили 175 голосов, тогда как в оригинале того же протокола число голосов за Саакашвили составляет 775.
     От средств массовой информации, НПО и представителей оппозиции продолжают приходить сообщения о многочисленных нарушениях избирательного законодательства со стороны властей. Как было отмечено МИД РФ, «это не является неожиданностью, если учесть характер всей предвыборной кампании, которую едва ли можно назвать «свободной и справедливой». Фактически она начиналась в условиях чрезвычайного положения. Президентская гонка была отмечена широким применением административного ресурса, неприкрытым давлением на оппозиционных кандидатов, жестким ограничением их доступа к финансовым и медийным ресурсам. В такой ситуации вполне можно понять возмущение сторонников оппозиционных кандидатов в связи с тем, что экс-президент, по сути, объявил себя победителем, не дожидаясь оглашения хотя бы предварительных официальных результатов голосования. А вот поспешно озвученные американским конгрессменом Э. Гастингсом оценки западных наблюдателей о «триумфе грузинской демократии», выглядят, мягко говоря, поверхностными».
     По мнению грузинского политолога Рамаза Сакварелидзе, в стратегии Запада, и особенно США, в отношении Грузии прослеживается слепая поддержка режима Михаила Саакашвили. Европа и Вашингтон ориентируются не на страну, а на конкретный политический круг и лично на Саакашвили. Такую стратегию политолог считает недальновидной. В качестве примера он привел заявление заместителя помощника госсекретаря США Метью Брайзы о демократичности проведенных в Грузии досрочных президентских выборов и признании победы Михаила Саакашвили.
     Впрочем, единогласно одобренные Западом президентские выборы в Грузии не так благополучны для Саакашвили, как может показаться на первый взгляд. Так, эксперт Колумбийского университета Линкольн Митчелл, возглавлявший во время «революции роз» представительство в Тбилиси американского национального демократического института, считает, что притязания Саакашвили на мандат народного доверия после нынешних президентских выборов значительно ослабли: «Похоже, что оппозиция проиграла, но во многих отношениях это большая победа. Саакашвили уже не президент с 96-процентной поддержкой. За ним всего лишь 52 процента избирателей». Более того, против Саакашвили проголосовал и сам Тбилиси.
     В 8 из 10 округов столицы он проиграл Гачечиладзе.
     Интеллигенция Грузии, особенно творческая, та, которая составляет ядро прогрессивной части грузинского общества, абсолютно не поддержала Саакашвили.
     Проведение досрочных президентских выборов было удачным технологическим ходом, которым Саакашвили поставил в тупик своих оппонентов. Собственно говоря, он провел релегитимизацию власти. Но она не решает проблему кризиса в стране, поскольку есть высокий уровень недоверия к действиям президента. Даже провозглашенный Саакашвили курс на евроинтеграцию страны не нашел столь массового, как ожидалось, одобрения со стороны избирателей. В ходе параллельного с выборами референдума по вопросу вступления страны в НАТО за присоединение к альянсу высказалось около 60 процентов участников референдума, что не намного превышает показатель самого Саакашвили и значительно меньше, чем озвучивалось в начале прошлого года. Так что, скорее всего, кризис в Грузии будет продолжаться до следующих парламентских выборов, так как компромисс между политическими элитами маловероятен. А сама Грузия, по всей видимости, вступила в полосу внутренних кризисов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex